Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Воэйро»

Четверг, 22. Январь, 2009 - 6:16

Всем знакомы пословицы и поговорки, цель которых — убедить мир в том, что религия — удел несчастных, униженных, больных и старых людей. Здесь и классическая формулировка: «Религия — опиум народа», и менее известное: «Як небога, так до Б-га» и еще много всего в том же духе… Но так ли это?

На днях Одессу посетил один еврей, который покинул СССР около 20 лет назад и вот вернулся повидать родные места, встретиться с друзьями и знакомыми. Он посетил Москву, Петербург, Киев, Харьков, Днепропетровск и заехал на несколько дней в Одессу. Он зашел в синагогу на неделе, затем в Субботу, посетил школу, детский сад, побеседовал со студентами университетской программы, а перед отъездом зашел ко мне в кабинет поговорить. Находясь под большим впечатлением всего увиденного, он начал рассказывать мне о том, как однажды, много лет тому назад, еще до своего отъезда, он заглянул в синагогу в своем городе и обнаружил там развал и запустение, а в полутемном зале на молитве были только пять-шесть стариков. Сегодня, 20 лет спустя, в синагогах городов, которые он посетил, негде яблоку упасть по Субботам — не только нет места сесть, но и стоять во время молитвы непросто. Синагоги заполнены сотнями молящихся разных возрастов: детьми, молодыми, людьми среднего возраста и пожилыми. Еврейские детские сады и школы переполнены учениками, стремящимися все больше и больше приблизиться к иудаизму. «Представляю себе, что творится в синагоге в праздники и в дни торжественных событий!» — закончил со слезами на глазах свой рассказ наш гость.

В сегодняшней недельной главе «Воэйро» мы читаем о том, как Всевышний является Моше и дает ему четыре обещания: что Он выведет сынов Израиля из Египта; освободит их из рабства; спасет и приведет избранный народ к горе Синай, а затем введет их в Землю, обетованную их праотцам. Моше и Аѓарон вновь и вновь приходят к фараону, чтобы потребовать от Имени Всевышнего: «Отпусти Мой народ, чтобы они служили Мне в пустыне». Фараон вновь и вновь отказывается отпустить евреев. И вот посох Аѓарона превращается в змея и поглощает змей, в которые превратились посохи египетских волхвов. А после этого Г-сподь посылает казни египетские. Воды Нила превращаются в кровь. Огромные лягушки заполняют землю египетскую. На людей и скот нападают вши. Стада диких животных заполняют города. Смертоносный мор губит весь домашний скот. Египтяне страдают от болезненных язв. С неба сыплются куски льда, внутри которых пылает огонь. Но даже после этого фараон не соглашается отпустить евреев: «И скрепилось сердце фараона, и не отпустил он сынов Израиля, — как говорил Г-сподь через Моше.» Последние три казни Тора приводит уже в следующей главе, «Бой». Полчища саранчи наполняют Египет и уничтожают всю растительность. Непроглядная пугающая тьма окутывает все… И последняя казнь — в полночь 15 нисона погибают все египетские первенцы.

Анализируя историю исхода евреев из Египта, мы обнаружим интересную закономерность: при каждом малейшем затруднении, встречающемся на пути евреев в пустыне, они хотят вернуться в Египет. Например, в истории с разведчиками они говорят: «И сказали друг другу: «Поставим главу над нами и возвратимся в Египет!» Что же так привлекает их в Египте?

В главе «Койрах», когда Датан и Авирам предъявляют претензии Моше-рабейну, мы читаем: «Мало того, что ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом…» Невероятно, но они называют Египет «землей, текущей молоком и медом»! Разве это возможно?!

В главе «Беѓаалойсхо» сыны Израиля снова жалуются на то, что давно не ели мяса: «Мы помним рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок». Кто бы мог поверить в то, что евреи будут так описывать свою жизнь в Египте?! Настоящая идиллия: огурцы и дыни и т. д., и т. п. (заметьте — все это даром!).

В главе «Бешалах», следующей после той, в которой рассказывается об Исходе, мы тоже читаем: «И сказали сыны Израиля: «О, нам бы умереть от руки Г-спода на земле Египта, когда мы сидели у горшка с мясом, когда мы ели хлеб досыта» Их одолевает ностальгия! Они соскучились по египтянам, по прекрасному обществу, которое кормило их досыта хлебом и мясом! Мы читаем — и не верим своим глазам!

Заметьте, что Тора при этом нигде не пишет, что евреи говорят неправду. Писание приводит их слова, не критикуя и не опровергая. Доходит до того, что Тора вынуждена ввести прямой запрет на возвращение в Египет: «Ибо как видели вы Египет сегодня, более не увидите вовеки». Не будь этого запрета, евреи вернулись бы в Египет, если не на работу, то хотя бы для отдыха или в отпуск.

Некоторые объясняют это с точки зрения психологии: по природе своей память человека устроена так, что он забывает все плохое и помнит только хорошее. Поэтому евреи вспоминают только хорошее, что было у них в Египте, чтобы упрекнуть Моше за то, что он вывел их оттуда.

Однако это происходит не только через 40 лет после исхода евреев. Еще когда Моше только пришел к еврейскому народу и передал ему весть о спасении, евреи не хотели его слушать, как сказано в главе «Бешалах»: «Не это ли мы говорили тебе в Египте: «Оставь нас, и будем мы служить египтянам»? Ибо лучше нам служить египтянам…» Мы видим, что евреи хотели остаться в Египте и не хотели выходить на свободу! Возможно ли, чтобы рабы, работающие на каторжной работе, не хотели освободиться? Кто-нибудь может представить себе человека, который работал бы в трудовом лагере и не хотел бы выйти на свободу?!
 

Мы вынуждены сделать вывод, что не все евреи страдали в Египте, не весь еврейский народ прошел через ужасы рабства. Раши, комментируя стих «Идите к своим трудам», говорит о колене Леви: «Однако рабские повинности в Египте не распространялись на колено Леви. Ты делаешь этот вывод, зная, что Моше и Аѓарон уходили и приходили как свободные люди, а не как рабы, они не были ограничены в передвижении».

Более того, мидраш рассказывает, что и колена Реувена и Шимона не подвергались египетскому рабству. «Мидраш рабо» объясняет, почему в нашей недельной главе Тора снова перечисляет три первых колена и не перечисляет остальных: «Рабби Йеѓуда говорит, что все колена не сохранили свои родословные, а Реувен, Шимон и Леви сохранили. Рабби Нехемья говорит, что все колена занимались идолопоклонством в Египте, а Реувен, Шимон и Леви не занимались. Другие мудрецы говорят, что все колена не обладали никакой властью в Египте, а Реувен, Шимон и Леви обладали». В сущности, мидраш утверждает, что мнения мудрецов о том, что определяло особенности трех колен, разделились. Но была ли это родословная, которую они сберегли, вера во Всевышнего, которую они сохранили, или у них в руках была какая-то власть — в любом случае эти три колена не были рабами в Египте.

А раз это так, то получается, что в Египте еврейский народ разделялся на две группы евреев: бедных и богатых. Бедные были рабами. Однако было и много богатых евреев, которые имели связи в правительстве Египта и пользовались в стране определенным влиянием. Среди евреев, должно быть, было много врачей, адвокатов, деловых людей. Конечно, они тоже страдали от некоторых повелений фараона (например, о том, что всех мальчиков должны были утопить в Ниле), но они не были рабами.

Надо заметить, что Иерусалимский Талмуд в трактате «Рош ѓаШоно» пишет: «И изрек Г-сподь Моше и Аѓарону, дал Он им повеление о сынах Израиля». Что Он наказывает им? Освободить рабов…» Из этого комментария следует, что первым повелением, которое должен передать Моше евреям в начале своего посредничества перед фараоном, был закон, связанный с освобождением рабов. И только после этого должен был Моше потребовать от фараона отпустить еврейский народ из Египта. Почему Всевышний повелевает им отпустить рабов еще тогда, когда они сами находились в Египте? Можно предположить, что у многих богатых евреев были дома свои рабы!

Все вышесказанное и еще много стихов, которые мы находим в разных местах Торы, ясно свидетельствует, что не все евреи страдали в Египте. Напротив, многие преуспели там и были удачливы в бизнесе. Именно поэтому они, эти удачливые счастливчики, не хотели выходить из Египта, когда Моше пришел вывести сынов Израиля.

Но Всевышний не хотел выводить из Египта только бедных, неудачников и несчастных. Моше-рабейну, по приказу Всевышнего, хотел вывести всех, в том числе богатых, руководителей, выдающихся евреев и остальных. На самом деле было очень трудно это осуществить…

И в то время, когда Эзра пришел в Землю Израиля строить Второй Храм, с ним пошли только бедные, те, кому нечего было терять. Богатая верхушка, те евреи, которые преуспели в Вавилоне, построили дома, возделали поля и виноградники, отказались и не захотели оставлять свои дома, свое имущество и возвращаться в разоренную Землю Израиля. Но во время Исхода Всевышний хотел, чтобы все евреи вышли из Египта!

Это помогает нам понять еще одну не совсем очевидную вещь. Если единственной целью Моше было вывести евреев из Египта, то он мог бы собрать еврейский народ и двинуться к границе. Когда они пришли бы туда, Всевышний мог бы совершить одно какое-нибудь чудо, например, стражники могли бы убежать или умереть, или могли бы вдруг ослепнуть и не увидеть сынов Израиля. Так евреи могли бы спокойно выйти из земли египетской. Зачем были нужны все эти споры с фараоном, эти десять казней египетских, которые заняли целый год — если считать с того момента, когда Г-сподь открылся Моше в пламени несгорающего куста (согласно мидрашу, это произошло 15 нисона). Почему было не сэкономить и не вывести евреев из Египта за несколько дней?

Одной из причин, очевидно, было то, что значительная часть еврейского народа не хотела выходить — были такие, которые остались там навсегда… Поэтому единственным средством было причинить несчастья египтянам, разрушить весь Египет, для того, чтобы, в конце концов, они сами изгнали евреев. Как говорит об этом Ребе: «Сказано: «Ибо из-за крепкой руки он отпустит их и крепкой рукой он изгонит их из своей страны». Странно, зачем Всевышнему понадобилось, чтобы фараон изгонял сынов Израиля из Египта? Ведь евреи, находясь в Египте, были в состоянии изгнания, каторжно трудились и, конечно же, сами хотели выйти оттуда. И в то же время были такие евреи, которые до такой степени погрязли в голусе игоишкайт (нееврействе), что считали изгнание положительным явлением в своей жизни. Поэтому было совершенно необходимо, чтобы фараон изгнал их из Египта. Об этом говорится в стихах Торы: «И силою понуждали египтяне народ, чтобы скорее выслать их из земли. И понес народ свое тесто, прежде чем оно стало квасным». Раши объясняет последний стих так: «Египтяне не позволили им подождать, пока тесто станет квасным».

Стих Торы: «С тех пор, как я [Моше] пришел к фараону говорить от Имени Твоего, он хуже стал поступать» рабби Ехиэль-Михл из Злочова комментирует так: «Разве раб нуждается в том, чтобы его выгоняли на свободу?! Разве он не поспешит сам побыстрее убежать, как птичка, вылетев из клетки?! Почему Всевышнему понадобилось выводить их сильной рукою и изгонять?! Потому что евреи, живущие в изгнании, испытывают сильное влияние окружающей среды, которая проникает в них и становится частью их существа. Не осознавая этого, они пытаются избежать спасения. И тогда Всевышний вынужден использовать жестокосердного фараона для того, чтобы он «крепкой рукою выслал их и изгнал из своей страны». Как говорит Раши: «Против воли сынов Израиля изгонит их, они не успеют даже приготовить еду на дорогу». Автор комментария «Ор ѓаХаим» тоже намекает на это: «Фараон намеревался изгнать их, даже если бы они хотели остаться».

Итак, мы видим, что именно египтяне изгнали евреев из Египта. Так происходило и позже, из поколения в поколения: неевреи заботились о том, чтобы евреи оставались евреями (пример тому — закон о «черте оседлости» и много других антисемитских постановлений). Однако в нашем поколении все изменилось. Мы приближаемся к приходу Мошиаха, о временах которого пророчествовал пророк Ишаяѓу: «Ибо в тишине и покое спасены будете, в спокойствии и уверенности сила ваша». Мы уже вкушаем это. Сегодня евреи возвращаются к иудаизму не насильно, не потому, что неевреи заставляют их делать это. Большим преимуществом нашего поколения стало то, что евреи сами приближаются к Всевышнему. Можно сказать, что настало время, когда, впервые за всю историю нашего народа, евреи, у которых есть все материальные блага, жаждут духовной пищи и . Это и есть предвестие эры Мошиаха. Когда синагоги даже в странах бывшего СССР полны молящимися по Субботам так, что не только нет места сесть, но и стоять во время молитвы непросто. Синагоги заполнены сотнями молящихся разных возрастов: детьми, молодыми, людьми среднего возраста и пожилыми. Еврейские детские сады и школы переполнены учениками, стремящимися все больше и больше приблизиться к иудаизму… Это — эра Мошиаха!

Комментарии: Глава «Воэйро»
Нет добавленных комментариев