Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Шойфтим»

Четверг, 04. Сентябрь, 2008 - 4:28

На прошлой неделе во время разговора с членами общины снова возникла тема запрета еврейскому мужчине жениться более чем на одной женщине. Вопрос запрета полигамии «мешает» многим мужчинам жить и мне часто его задают. «Почему продолжается действие этого закона? — спросил меня один из участников разговора. — Почему его не отменяют? Ведь это установление было дано на пятьсот лет, а затем продлено еще на пятьсот лет. 1000 лет уже прошли, разве не пришло время его отменить?» Я ответил: «Может быть, херем не отменили потому, что никто из особо заинтересованных в его отмене не удосужился как следует попросить, чтобы его отменили? Попробуйте обратиться ко мне с официальным запросом, и мы обсудим это предложение» (но это, как вы, конечно, понимаете, была шутка).

Интересно, что с запретом многоженства знаком каждый еврейский мужчина, а вот другие таконойс (установления), введенные рабейну Гершомом Меор ѓа-Гола (этот титул, прибавляемый обычно к его имени, означает «Светоч изгнания»), известны гораздо меньше. А ведь за нарушение каждого из них полагается наказание херем — отлучение от общины! Рабейну Гершом установил эти таконойс в общинах Германии и Франции около 1000 года новой эры. Наиболее известны следующие три из них: запрет многоженства; запрет развода без согласия жены; запрет читать чужую переписку без разрешения.

Также к списку таконойс рабейну Гершома можно добавить: право того, кто потерял что-то требовать, чтобы общественность объявила, что каждый, кто знает что-либо об этом, должен поставить его в известность; разрешение, обязывающее ответчика предстать перед судом в том месте, где на него подан иск; еврей не может запретить своему недругу молиться в синагоге, даже если он сам ее построил; меньшинство должно подчиняться большинству; путники должны принять участие в раздаче подарков бедным на Пурим; запрет укорять в отступничестве лиц, изменивших вере по принуждению (это постановление упоминается не во всех источниках, но оно вполне соответствует подходу рабейну Гершома, который установил, что нельзя напоминать человеку, совершающемутшуву, о его грехах).

По данным некоторых источников, срок действия этих постановлений ограничивался тем тысячелетием, в котором они были даны, то есть они были действительны до 1239 года новой эры, когда закончилось четвертое и началось пятое тысячелетие от Сотворения мира. В любом случае большинство еврейских общин следовало этим постановлениям и после этого — кроме йеменских общин, долгое время оторванных от остального еврейского мира. Впрочем, хотя они и не приняли таконойс рабейну Гершома в свое время, но сегодня подчиняются этим установлениям, потому что они признаны раввинатскими судами Израиля…

Очевидно, что эти таконойс рабейну Гершом установил для общин Германии и вначале не претендовал на то, чтобы они соблюдались во всех общинах, во всех поколениях и во все времена. Эти законы рассматривались как обязательные, только потому, что сами общины добровольно приняли на себя их исполнение. Однако сегодня вряд ли найдется раввин или группа раввинов, которая хотела бы отменить их.

…Много разных законов и постановлений было у еврейского народа. Некоторые из них прижились, другие не выдержали проверку временем и были заменены. Были те, которые устанавливались для какого-то определенного места, были и временные постановления, которые с самого начала писались для определенного отрезка времени. Среди них можно вспомнить херем за нарушение запрета ступать на землю Германии. Его пытались ввести некоторые раввины сразу после окончания Второй мировой войны. Откуда у них появилась эта идея — запрет ездить в какое-либо определенное место? Возможно, она пришла из сегодняшней недельной главы, в которой мы читаем о заповедях еврейскому царю. В одной из них указывается: «Только пусть не множит себе коней, и не возвращает народ в Египет, чтобы умножить коней, а Г-сподь сказал вам, что вы более не возвратитесь этим путем».

Раши поясняет, что лошадей в то время приобретали в Египте. Поэтому если царю были нужны лошади для его колесниц, то это могло вернуть народ в Египет. А ведь во время Исхода из Египта, когда евреи стояли возле моря, Моше сказал им от Имени Всевышнего: «Как видели вы Египет сегодня, более не увидите его вовеки». Г-сподь запретил евреям возвращаться в Египет, где в течение 210 лет проливалась еврейская кровь. Может быть, наша нога не должна касаться и немецкой земли тоже, где еврейская кровь лилась, как вода, и совершались безумные и страшные убийства?! Поэтому раввины и пытались ввести полный запрет на поездки в Германию (кстати, мой дед, да будет благословенна его память, у которого почти вся семья была убита нацистами во время Катастрофы, до конца своих дней не ездил на машинах немецкого производства и не покупал никаких товаров, сделанных в Германии).

Однако многие раввины были против такого закона по нескольким причинам. Во-первых, нет у нас сегодня такой силы, чтобы устанавливать запреты для всего еврейского народа. Только во времена Талмуда еврейские мудрецы могли установить закон, обязательный для всего Израиля. Примером этому может служить запрет есть мясо птицы с молоком. Дело в том, что Тора запрещает смешивать с молоком именно мясо животных. Мудрецы же ввели устрожение и запретили также и мясо птицы, чтобы уменьшить риск ошибки (а то человек мог бы, скажем, принять говядину за курятину и съесть с молоком, нарушив таким образом запрет Торы). Это постановление мудрецов должны соблюдать все евреи во всем мире. Но мудрецы более близких к нам поколений уже не имеют такого авторитета, чтобы обязать весь Израиль исполнять их установления.

Та же ситуация и с постановлением о запрете многоженства, которое было принято почти всем народом Израиля. Тора позволяет мужчине жениться на нескольких женщинах, а Ѓалоха разрешает иметь до четырех жен. Однако рабейну Гершом постановил, что мужчина может иметь только одну жену. Этот запрет был принят ашкеназскими и многими сефардскими общинами (но не йеменскими евреями, как упоминалось выше).

Что касается запрета жить в Египте, то Рамбам в «Законах царей» поясняет, что он означает запрет проживать там постоянно, но «можно возвращаться в землю Египетскую за товаром и для бизнеса». Так что раввины, которые хотели установить запрет ступать на землю Германии, пытались быть более жесткими, чем законы Торы!

Есть еще одна причина, по которой запрет на возвращение в Германию не был принят. Запрет возвращаться в Египет упоминается в Торе в трех местах, но несмотря на это на деле евреи не соблюдали его и даже жили там. Так неужели нам имеет смысл устанавливать новые запреты, которые заведомо не будут исполняться?!

Почему же евреи не устояли перед запретом Торы? В действительности евреи жили в Египте со времен Первого Храма, и еврейская община там увеличивалась и развивалась. А во времена Второго Храма жил один коѓен по имени Хоньо, который не был назначен первосвященником в Иерусалимский Храм и поэтому спустился в Египет во главе большой группы евреев. Он построил в городе Леонтополис храм, в котором египетские евреи совершали жертвоприношения Всевышнему. Храм Хоньо был даже больше и красивее, чем Иерусалимский, и простоял более двухсот лет, сделавшись центром большой и богатой общины египетских евреев.

Потомки этих евреев живут в Египте и в наши дни. Известно, что с их участием посланники Любавичского Ребе в Каире напечатали книгу «Тания», зажигали ханукальные свечи рядом с пирамидами и организовали торжество по случаю окончания изучения книги Рамбама (мой отец, да будет благословенна его память, в качестве посланника Ребе принимал участие в одном из таких мероприятий). И если все это так, то встает вопрос: почему евреи в течение 2500 лет не следили за соблюдением запрета на возвращение в Египет?

Много вопросов у всех вызывает и тот факт, что сам Рамбам 850 лет тому назад жил в Египте, после того, как бежал из Испании и Марокко. Он был личным врачом египетского калифа и руководителем еврейской общины. Разве может быть, что Рамбам жил там, где Тора запрещает жить евреям?

На эти вопросы существует несколько ответов. В Торе мы находим несколько видов заповедей. Среди них есть такие, которые были даны только на определенное время, и есть другие, которые даны для всех поколений. Например, заповедь о пасхальной жертве. В Египте Всевышний повелел, чтобы 10 нисона евреи взяли ягнят, четыре дня держали их в своих домах, а потом зарезали, а их кровью обмазали притолоку и дверные косяки. Но это повеление относилось только кПесах Мицраим — Песаху в момент Исхода из Египта. Для будущих поколений осталась заповедь приносить пасхальную жертву, и не надо делать это за четыре дня до праздника, и не надо мазать ее кровью двери…

Рабейну Бехайе говорит, что заповедь не возвращаться в Египет была дана на то время — только то поколение евреев, которое вышло из Египта, не должно было туда возвращаться. Они были теми, кому Г-сподь сказал: «Вы более не возвратитесь этим путем». Однако этот запрет не распространялся на все поколения.

В конце эпохи Первого Храма жил ассирийский царь по имени Санхерив, который завоевал многие страны. Он переселял народы с одного места на другое, чтобы никто не смог утверждать, что земля, на которой он сейчас живет, принадлежала его предкам (Сталин, видимо, учился у него). И Рамбам пишет: «Египтяне в земле Египетской — сейчас совсем другие люди», Причиной, по которой был дан запрет возвращаться в Египет, было то, что египтяне того времени были великими грешниками, и нельзя было жить рядом с ними. Сегодня в Египте живут арабы, которые представляют собой другой тип людей, чем те египтяне, что жили там во времена Танаха. Поэтому сегодня там можно жить.

Но истинная причина, очевидно, кроется в «законах о черте оседлости». У еврейского народа не было много возможностей выбирать места проживания. В большинстве стран евреям было запрещено селиться, а там, где было разрешено, не было возможности прокормиться. Поэтому когда евреи находили место, где можно жить и зарабатывать на пропитание, они там селились. Просто потому, что не было выбора. Как в анекдоте о боссе, который предложил своему заместителю-еврею, много лет прекрасно работающему у него, поехать в командировку в любое место, выбранное им. Босс дает ему глобус и говорит: «Я ухожу на совещание. Когда я вернусь, назови мне место, куда ты хочешь поехать, что-нибудь интересное, приятное, без антисемитизма. И я тотчас же организую тебе билет и командировку туда». Еврей долго смотрел на глобус, вертел его во все стороны, а когда босс вернулся, спросил у него: «Скажите, пожалуйста, может у вас есть какой-нибудь другой глобус?»

А причиной того, что сам Рамбам поселился в Египте, было то, что там до него уже была большая еврейская община, которая начала ассимилироваться, и он почувствовал, что обязан прийти туда и спасти эту развитую общину от исчезновения. Только он силой своей личности мог успешно осуществить это…

И все-таки, почему Тора трижды пишет, что запрещено возвращаться в Египет? Что ужасного в том, чтобы вернуться туда, и что страшного произойдет, если жить там? Аризаль приводит замечательное кабалистическое объяснение этому. Известно, что главной целью народа Израиля является «собирание искр святости». В каждом месте, где живут евреи, им открывается Всевышний, благодаря тому, что там произносят благословления, исполняют заповеди, проводят священную работу по служению Всевышнему, приближают евреев к Создателю. А еще евреи говорят о Б-ге, рассказывают окружающим их народам о требованиях, которые к ним предъявляет Всевышний, и таким образом придают особую святость месту, где они живут. Говорит Аризаль, что евреи жили в Египте в течение 210 лет, когда же они закончили там свою работу по «собиранию искр», Всевышний мгновенно вывел их оттуда. Поэтому же после выхода из Египта нет никакой причины, побуждающей евреев вернуться туда. Как говорит Ребе в одном из своих майморим, «не нужно еврею тратить зря время и оставаться в месте, где уже нечего собирать». Возвращение в Египет — это пустая трата времени для евреев.

Но это показывает нам положительную сторону нашего многовекового голуса. Мы были изгнаны из Святой земли не только «за грехи наши», как говорим мы в молитвах, но и потому, что закончили работу по «собиранию искр» в земле Израиля и надо было идти и делать это во всем мире, чтобы подготовить его к приходу Мошиаха. Именно поэтому евреи изгоняются из одной страны в другую, переходят с места на место. Когда мы выполняем свою работу в какой-нибудь стране, Всевышний заботится о том, чтобы евреи перешли в другую. Иногда мы делаем это по своему свободному выбору и желанию — люди переселяются в другие страны, потому что там есть заработки, открываются новые возможности. Когда же мы не делали это сами, то нас заставляли это сделать другие народы, которые изгоняли нас, чтобы мы занимались своей работой на новом месте.

Поэтому и мы, удостоившиеся жить в Одессе, на Украине, и вы, живущие в любом другом месте на земле, должны понимать, что пока Всевышний удерживает нас в этом месте, Он подает нам знак, что там есть много искр, которые надо собирать. И в этом состоит наша задача: собрать и очистить искры, произносить благословения и научить другого еврея благословлять, молиться самим и научить другого еврея молиться, ходить в синагогу по Субботам и научить другого еврея делать это и так далее…

Как только мы закончим собирать искры — придет Мошиах!

Комментарии: Глава «Шойфтим»
Нет добавленных комментариев