Printed from chabad.odessa.ua

Глава «Воэсханан»

Четверг, 14. Август, 2008 - 4:38

Есть такой еврейский анекдот. После хупы жених, шествуя с невестой в зал торжеств для участия в свадебном банкете, к своему удивлению, замечает, что невеста слегка хромает на правую ногу. Жених поискал глазами шадхена, который сосватал ему невесту, сделал ему знак подойти и прошептал на ухо: «Ты подсунул мне хромую невесту!» — «Можешь говорить громче, — ответил ему шадхен. — Она еще и глухая!»

А если говорить серьезно, то шадхен — это человек, который устраивает знакомство двух людей, желающих вступить в брак и подыскивающих себе кандидатов в супруги. Это тяжелое и непростое занятие. Необходимо много времени и терпения, чтобы выслушать людей, которые ищут свою вторую половину. Нужны умение понять их, способность помочь им выбрать основное направление, которое поможет в дальнейшем найти того, кого они ищут. Шадхен тратит на это много часов и дней, не говоря уже о денежных затратах на телефонные переговоры, поездки, а иногда и прием в гости одной или обеих сторон.

В 2007 году в дни праздника Песах наша община проводила семинар, в котором приняли участие евреи из Одессы и других городов Украины. Среди участников семинара была большая группа молодых религиозных евреев из Днепропетровска. В один из вечеров, когда я приехал пообщаться с участниками семинара, ребята подошли ко мне и попросили: «Ребе! Может, вы поможете нам найти в вашем городе подходящий шидух? Мы хотим создать религиозную семью, дом, в котором будут соблюдаться все еврейские законы, однако пока что нам это не удается!..» Во время нашего разговора мимо проходил реб Борух бен Пинхос. Я обратился к нему и сказал: «Реб Борух, помогите, пожалуйста, этим ребятам найти подходящий шидух!» Он согласился, и так наша община получила замечательного шадхена, который, с Б-жьей помощью, сумел уже сосватать не один десяток пар и стать почетным гостем на многих еврейских свадьбах!

Реб Борух бен Пинхос (или реб Борух Тылипман — как вам больше нравится) посвящает всего себя святой работе шадхена, прикладывает неимоверные усилия, не останавливается перед денежными затратами для того, чтобы помочь парню или девушке найти семейное счастье, и Г-сподь помогает ему в этом. К нему обращаются женихи и невесты не только из разных стран СНГ, но я не раз был свидетелем его телефонных разговоров с Израилем, Германией, США. Ему звонят и сами кандидаты в супруги, и их родители, обеспокоенные судьбами своих детей. И, что знаменательно, часто звонят, чтобы поблагодарить за успешное сватовство и пригласить на свадьбу… Кстати, шидухами реб Борух занимается без какой-либо предварительной подготовки или специальных знаний, и, может быть, в этом и кроется секрет успеха его самоотверженной работы!

Важно отметить, что в течение многих поколений в еврейском народе выработался обычай платить за успешно проведенное сватовство и платить довольно щедро, так как шадхен вкладывает много сил, времени и денег, чтобы сватовство состоялось. Однажды я прочитал интервью, которое давал рав Йеѓошуа Шапира, известный в Израиле раввин и глава иешивы в Рамат-Гане. В ходе этого интервью он высказывает свое отношение к шадхенам и самому процессу сватовства: «Шадхен ведет длительные телефонные переговоры для уточнения всех деталей, у него есть много непредвиденных расходов… Он тратит время на то, чтобы посоветовать каждой стороне, как наиболее правильно вести себя с кандидатами в супруги, чтобы избежать ненужных проблем. Если умножить все это на количество попыток и пар, то станет понятно, что это очень тяжелая работа, которая может довести шадхена до потери сознания». Затем рав Шапира процитировал Любавичского Ребе: «Деньги за сватовство, которые берет шадхен, — это самые что ни на есть кошерные деньги»!

Мы желаем тебе успехов, дорогой реб Борух! Ведь твой успех — это успех будущих поколений еврейских общин стран СНГ и не только их. Поэтому позволительно тебе и важно нам, чтобы ты брал плату за свои услуги (добавим в скобках, что когда к большим праведникам обращались бездетные супруги с просьбой дать благословение на рождение детей, их часто спрашивали, заплатили ли они шадхену). И пусть сопутствует тебе удача!

В еврейской истории были, однако, особые времена, когда услугамишадхенов не пользовались. В эту субботу мы празднуем Ту бе-ов (15 ова). Немногие знакомы с этим праздником, так как полноценно его отмечали только во времена существования Храма.

Что же это за день? Все помнят рассказ о разведчиках, которые заявили еврейскому народу, что невозможно завоевать Святую землю. Весь еврейский народ согласился с ними и не захотел входить в землю Израиля, «и плакал народ в ту ночь». Наши мудрецы говорят, что это была ночь 9 ова. Всевышний объявил: «В пустыне падут трупы ваши…» — это поколение должно умереть в пустыне, и только после их смерти войдут в Землю Израиля их дети. Приговор Всевышнего касался всех мужчин в возрасте от 20 до 60 лет (к колену Леви и тем, кто был моложе 20 или старше 60, этот приговор не относился). Евреи должны были скитаться по пустыне 40 лет, пока тем, кому было на момент вынесения приговора 20, не исполнилось 60 лет. Тогда только можно было войти в Землю обетованную.

Каждый год 9 ова мужчины, которым исполнилось 60 лет, рыли себе могилы, прощались со своими семьями, друзьями и знакомыми и шли умирать… Наступил сороковой год после Исхода из Египта, последний год пребывания в пустыне. 15 тысяч мужчин, оставшихся в живых из поколения пустыни, сделали все так же, как и их предшественники. Однако на следующее утро они… проснулись, с удивлением обнаружив, что все еще живы!

Тогда они подумали, что ошиблись, и этот день был не 9 ова — в те времена не было жестко установленного календаря, месяц начинался, когда свидетели видели узенький серпик новой луны, что могло привести к ошибке в один день. Вечером они снова улеглись в свои могилы, а на следующее утро… снова обнаружили, что живы! Так продолжалось до 15 ова, когда взошла полная луна, и всем стало понятно, что 9 ова давно прошло. И тогда евреи поняли, что произошло чудо: Б-г простил их, и больше никто не умрет за грех разведчиков. Возрадовались евреи и сделали день 15 ова праздником.

Существует и другая причина, по которой мы празднуем этот праздник. В один из периодов эпохи царей Эрец-Исроэль раскололась на два царства — Иудею и Израиль. После смерти царя Шломо Рехавам, его сын, стал царствовать над Иудеей, где жили два колена — Йеѓуды и Биньямина. Вождем остальных 10 коленами стал Йоровам бен Неват, величайший грешник. Он боялся, что после предписанных Торой на Песах, Швуэс и Суккос паломничеств в Иерусалим, к Храму, евреи захотят остаться жить там, и тогда усилится Иудея, а его царство ослабнет (известно, что туристы, приезжая в другую страну и тратя там свои деньги, укрепляют тем самым экономику этого государства). Йоровам закрыл границы, перекрыв все пути, которые вели в Иерусалим. После этого никто из его подданных не мог попасть в Иерусалим. Вследствие того, что евреи Израильского царства оказались совершенно отрезаны от их духовного центра — Храма, они начали ассимилироваться и поклоняться идолам…

Дорога на Иерусалим была закрыта более 250 лет, пока не пришел последний из царей Израиля, праведный Ѓошеа бен Эла. Он убрал заслоны, открыл дороги и объявил: «Каждый, кто хочет подняться в Иерусалим, пусть поднимется!» И произошло это в день 15 ова.

Существует еще несколько поводов для празднования этого дня, описанные в трактате «Таанис». В частности, мудрецы вспоминают период еврейской истории, о котором рассказывается в Книге Судей. В результате ряда печальных обстоятельств колено Биньямина подверглось бойкоту со стороны остальных колен, поклявшихся, что не будут их дети сочетаться браком с детьми этого колена. Прошло некоторое время, и они пожалели о данной клятве, особенно тогда, когда колено Биньямина стало заметно чахнуть. Заботясь о том, чтобы колено «не было стерто из колен Исроэля», мудрецы того поколения посоветовали мужчинам из колена Биньямина: «Наступает праздник в Шило, идите и подстерегайте в виноградниках… и когда выйдут девушки Шило танцевать, выходите из виноградника и хватайте каждый себе по жене из дочерей Шило». Праздник в Шило, о котором здесь рассказывается, — это 15 ова. Отсюда мы узнаем, что делали в этот день евреи — сватались.

Мишна в конце трактата «Таанис» рассказывает: «Не было у Израиля таких праздничных дней как Ту бе-ов и Йом-Кипур, ибо в этот день [15 ова] дочери Иерусалима выходили и плясали в виноградниках». Еврейские девушки выходили в белых одеждах, взятых в долг друг у друга, и никто из них, даже богатые, не надевали свои одежды. Почему они делали это? «Дабы та девушка, у которой нет собственного платья, не стыдилась того, что надетое на ней платье не принадлежит ей». Поэтому все дочери Исроэля ходили в этот день в чужих, одолженных одеждах.

Итак, девушки «выходили и плясали в виноградниках, а тот, кто не был еще женат, направлялся туда». По сути, это была молодежная вечеринка, целью которой было найти себе подходящего спутника жизни. Мишна рассказывает, что девушки говорили: «Юноша! Подними глаза свои и сделай свой выбор. Не смотри на красоту, гляди на происхождение. Обманчива миловидность и суетна красота. Лишь женщина, боящаяся Б-га, — она достойна хвалы!» Они говорили парням, что семья и происхождение девушки важнее красоты.

Любавичский Ребе на одном из фарбренгенов, посвященных 15 ова, спросил: «Почему же не смотреть на красоту? Что в этом плохого? Разве в Торе ничего не говорится о важности красоты женщины?! Наоборот, есть много законов, цель которых — защитить женскую красоту. Так почему бы парню не смотреть на красоту? Максимум — можно сказать ему, чтобы он не смотрел только на красоту, но зачем же говорить, чтобы он обратил внимание только на происхождение?!»

Ребе объясняет, что здесь имеются в виду не просто отношения парней и девушек, а нечто более глубокое. Речь идет о бракосочетании между Творцом и народом Израиля. Творец как будто мужчина, а народ Израиля — женщина. В день дарования Торы Творец сочетался браком с еврейским народом. И жили мы вместе в любви и согласии около тысячи лет. И вот в день 9 ова случилось страшное событие, которое можно сравнить с разводом между Всевышним и народом Израиля — был разрушен Храм. И каждый год в этот день мы словно заново переживаем «травму» развода… А через несколько дней после этого, 15 ова, мы обращаемся к Творцу и говорим Ему: «Юноша! Подними глаза свои и сделай свой выбор. Не смотри на красоту…» Верно, мы, еврейский народ, не очень красивы (в духовном отношении) — мы немного сделали, из того, что Ты хотел, есть у нас небольшие проблемы с выполнением Твоих заповедей… Если посмотреть на наш духовный облик, то мы не слишком привлекательны. Поэтому мы обращаемся к Всевышнему и говорим Ему: «гляди на происхождение!». Вспомни, откуда мы происходим, из какой семьи! Посмотри, кто были наши праотцы — Авраѓам, Ицхок и Яаков! И как сказано в «Песне песней»: «Черна я и приятна…» Раши так комментирует эти слова: «Говорит народ Израиля: «Черна я делами своими, но приятна заслугами праотцев своих».

Поэтому когда наступает 15 ова, мы должны сделать все, чтобы и наша красота — наши дела стали привлекательными. Удивить, стать красивыми и приятными в исполнении заповедей, чтобы Всевышний снова избрал нас в жены и восстановил брачный союз с нами с приходом нашего праведного Мошиаха… Кстати говоря, это сватовство осуществится без помощи шадхена, так что Творец не возьмет с нас плату за шидух!

Комментарии: Глава «Воэсханан»
Нет добавленных комментариев