Printed from chabad.odessa.ua

Глава «Дворим»

Четверг, 07. Август, 2008 - 4:41

Ицхак Рабин, бывший премьер-министр Израиля, незадолго до его трагической гибели выступал перед солдатами Армии обороны Израиля и пытался заставить их задуматься, сделать что-нибудь, сдвинуть ситуацию с мертвой точки, а главное — перестать надеяться на то, что «все будет в порядке». «У одной из самых болезненных наших проблем есть имя, — сказал Рабин. — Точнее, имя и фамилия! Это фраза: «Иѓье беседер — Все будет в порядке». Мы часто слышим эти слова в повседневной жизни и с трудом сдерживаем свое возмущение. Потому что за этими словами, в большинстве случаев скрывается все, что не в порядке: надменность и чрезмерная самоуверенность, сила и власть, направляемые не туда, куда нужно… «Все будет в порядке» сопровождает нас годами, став характерным признаком атмосферы безответственности, которая царит во многих областях нашей жизни. «Все будет в порядке» — это то же, что и панибратское похлопывание по плечу, подмигивание и заверение «положись на меня». За этим скрывается недостаток порядка и дисциплины, отсутствие профессионализма и ничегонеделанье».

Я не хочу сказать, что Ицхак Рабин был пророком, но в конечном счете его слова воплотились в жизнь в виде не очень успешных результатов Второй ливанской войны. Вернее было бы сказать, что Рабин (бывший одно время и министром обороны) знал то, чего другие не знали о готовности армии, о состоянии тыла, о пустых складах и многом другом — и не только в армии: «Атмосфера небрежности, — продолжал свое выступление он, — к моему большому сожалению, господствует во многих областях жизни в Израиле. Мы уже познали на собственном тяжелом и болезненном опыте, что слова «все будет в порядке» на самом деле означают, что очень многое не в порядке…»

Я вспомнил об этом выступлении, когда начал читать Ѓафтору к сегодняшней недельной главе «Дворим». Сама по себе она довольно тяжелая — это третья по порядку из трех «Ѓафторойс бедствий» и представляет собой пророчество Ишаяѓу (Исайи), произнесенное во времена правления царя Узияѓу. Как сказано: «Видение Ишаяѓу, сына Амоца, который созерцал слово Б-га про Иудею и Иерусалим в дни Узияѓу, Йотама, Ахаза, Йехизкияѓу — царей Иудеи».
 

Во времена правления Узияѓу Иудейское царство находилось в состоянии расцвета и благополучия. Сила царя Узияѓу и мощь Иерусалима были известны во всем мире. Его армия была оснащена по последнему слову техники того времени. Об этом так написано в «Диврей ѓа-йомим»: «И построил Узияѓу башни в Иерусалиме… И построил башни в пустыне… И было у Узияѓу войско, для военных действий — армия, выходившая отрядами… И пронеслось имя его далеко, потому что он удивительно помог себе, весьма окрепнув. Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его до нестерпимости, и он проявил вероломство пред Г-сподом, Б-гом своим».

Ишаяѓу произнес народу свое пророчество, когда страна находилась в состоянии экономического процветания и военной мощи. Он предупреждает народ о распространившейся среди правящей верхушки коррупции, которая приведет к катастрофе. Пророк сравнивает армейских офицеров с жителями Содома за то, что они неправедно используют свою силу. Народ, который не протестует, он называет народом Гоморры. Вдобавок к этому, он читает мораль судьям, что вершат неправедный суд: «Сироты не желают судить, и тяжба вдовы до них не дойдет». Он также с горечью осуждает правящую верхушку: «Вельможи твои — строптивцы и собрание воров. Все как один любят взятки и гонятся за подношениями». Таким образом, Ишаяѓу предупреждает руководителей народа о том, что не следует воспринимать изобилие и силу как согласие Небес на их неправедные дела. Он сообщает им от Имени Б-га, что преступное поведение в скором времени приведет их к катастрофическому падению: «Страна ваша опустошена, города ваши огнем сожжены. Земля ваша — у вас на глазах чужаки пожирают плоды ее и превращена она чужаками в пустыню…»

Завершается пророчество, правда, на оптимистической ноте: «Посему, — слово Г-спода, — верну Я руку Мою к тебе. И верну судей твоих, как в прежние времена… И после того будут звать тебя «город праведности, верная столица»! Сион правосудием будет искуплен!»

…Я попытался понять: что хочет сказать нам пророк? Он хочет рассказать нам, что офицеры используют свою силу во зло? Каждый мужчина в Иерусалиме знает это, потому что испытал на себе. Он хочет рассказать, что народ не протестует против всех преступлений, которые творятся в городе? Каждая женщина в Иерусалиме знает, что никто не жалуется и всё всем подходит или, по крайней мере, никому не мешает. Может, он говорит людям в Иерусалиме, что в городе творят неправедный суд? Каждый ребенок за ужином слышал, как отец рассказывает о преступлениях судей. О том, что вельможи строптивы, что они собрание воров, о взятках и подношениях? Обо всем этом говорилось в детских садах (каждый может провести свои аналогии со странами в подобном положении и понять, что об этом знает весь народ). Так что же рассказывает нам Ишаяѓу, в чем состоит его пророчество? Если это — предвидение, то весь народ состоит из пророков. Более того, рассказав, насколько положение плохо, он сообщает, что дальше будет еще хуже, не дай Б-г: «Страна ваша опустошена, города ваши огнем сожжены. И осталась дочь Сиона всеми забытой». Подобное тоже многие могли сказать. Я даже знаком с несколькими такими людьми, которых каждый из нас всегда старается обойти стороной. Это те, кто всегда видит все в черном цвете, кто объяснит тебе, почему все разрушается и идет прахом, что скоро будет война и положение просто катастрофическое… Но ведь речь идет о пророке, а не о соседе-ворчуне! Особенно же удивляет завершающая часть пророчества: в конце все будет хорошо, «Сион правосудием будет искуплен», «и после того будут звать тебя «город праведности, верная столица». Неужели и пророк употребляет эти избитые штампы о том, что «все будет хорошо»?!

Чтобы понять пророчество и величие предвидения, надо уметь, как говорится, читать между строк. В начале своего пророчества Ишаяѓу протестует против низкого морального уровня, на котором находится народ во время правления царей Иудеи. В своей речи он говорит об очень тяжелых вещах: «Сынов Я вырастил и возвысил [над остальными народами], а они восстали против Меня» (предали и оставили Всевышнего). «Бык, знает, что хозяин покупает его и заботится о нем, даже осел знает кормушку хозяина своего, Израиль же знать не желает, что Я господин его», — не знает и не хочет идти путями Торы, а оставляет все, и грешит. Итог ужасного морального состояния еврейского народа пророк подводит так: «С ног до головы нет в нем здорового места: то рана, то ушиб, то гнойная язва; не выжаты они и не перевязаны, и ни одна не смягчена маслом». Другими словами, Б-г бьет и бьет их, а они все еще не хотят совершить тшуву. И тогда Ишаяѓу предупреждает народ о том, что будет, если они не вернутся на пути служения Всевышнему: «Страна ваша опустошена», как после пожара, «земля ваша — чужие едят плоды ее в присутствии вашем», и вы ничем не можете себе помочь. «И останется дочь Сиона, как шалаш в винограднике, как сторожка на пустой бахче» (палатка на поле после того, как убрали урожай). И заканчивает пророк свое предвидение о положении, в котором может очутиться Иерусалим, если народ не вернется на пути служения Б-гу, словами: «Если бы Б-г воинств не оставил нам малого остатка, то стали бы мы тем же, чем Содом, уподобились бы Гоморре», — если бы не милосердие Всевышнего, он давно бы поверг Иерусалим в состояние Содома и Гоморры после их разрушения, и не было бы спасшихся.

И здесь мы начинаем понимать особенность, которая отличает речи пророка от разговоров детей и ворчунов. В тот момент, когда он пытается вернуть народ на пути служения Всевышнему, мы видим в его лице пророка, который не просто так произносит гневное пророчество и уходит, но объясняет нам пути выхода из этого запутанного положения. Прежде всего, он объявляет, что нет необходимости в жертвоприношениях для Храма, если они не приходят с подлинным раскаянием в глубине сердца: «К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Г-сподь. — Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови быков и овец и козлов не желаю Я. Когда вы приходите, чтобы предстоять Мне, кто просит вас топтать дворы Мои?.. Ведь нечто совершенно другое Я требую от вас, — говорит пророк от имени Всевышнего. — Омойтесь, очиститесь; удалите зло поступков ваших от очей Моих; перестаньте творить зло… Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддержите угнетенного, верно судите сироту; вступайтесь за вдову». Я хочу видеть старание во всех областях, говорит Всевышний, совершите полную тшуву и главное — исполняйте те заповеди, которые касаются отношений между людьми. Помогайте тем, кого легко обидеть: сиротам, вдовам, слабым людям в обществе. Необходимо не только не обижать их, а нужно помогать им!

Тут, очевидно, кроется основной смысл провидения и взаимоотношений между народом и пророком. Ишаяѓу говорит народу: «Давайте же рассудимся, — говорит Г-сподь». Давайте сделаем это вместе! Я не только рассказываю вам о плачевности нашего положения, я не только говорю вам, что будет, если вы продолжите так жить, я не только указываю вам дорогу, по которой можно выйти из этого тупика, я иду с вами вместе, готовый на все, жаждущий и умоляющий вас: «Давайте сделаем это вместе! Давайте вместе выйдем из этого состояния! Вот она — дорога к избавлению! Пойдемте со мной!»

И тогда перед лицом руководителей народа он добавляет, показывая и им путь к спасению, не раньше, чем он обрушивается на них с тяжелыми обвинениями: «Вельможи твои, главы Иерусалима — строптивцы… Уклоняются от праведного пути, даже деньги у вас поддельные в Иерусалиме». Пророк дает обещание: если сделаете то, что говорю вам, поймете свои ошибки, исправите их так, как я велю вам, то спасетесь. Примите мою помощь и готовность пройти с вами этот тяжелый путь! И тогда Всевышний уничтожит грязь и очистит город от скверны, от грешников: «Утешусь Я от противников Моих — отомщу Я врагам Моим!» И когда все совершат тшуву, даст Всевышний возможность подойти к окончательному исправлению города от грехов, угрожающих разрушением: «И опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как вначале», — поставим править тобой праведных судей, министров и советников, как в лучшие времена, при царе Давиде. И тогда — «будешь ты назван городом праведности, городом верным. Сион искупится правосудием, а раскаявшиеся его — праведностью». Вот это предвидение! Вот это истинный пророк!

Так что в следующий раз, когда ты будешь давать указания, рассказывать нам о том, насколько все плохо, как положение с каждым днем все ухудшается и может стать катастрофическим, — задумайся! В следующий раз, когда ты пройдешь мимо друга и скажешь: «Оставь, все будет в порядке!» — задумайся! Помни, что для того, чтобы быть пророком, быть человеком, владеющим даром предвидения, надо прежде всего указывать пути спасения, помогать выйти из тяжелого положения, поддерживать, подбадривать, участвовать в самом процессе, для того, чтобы все было в порядке… Пророком быть непросто, но в конце концов его дело увенчается успехом!

Комментарии: Глава «Дворим»
Нет добавленных комментариев