Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Масъэй»

Четверг, 31. Июль, 2008 - 4:44

Несколько недель назад на одном из каналов американского телевидения передавали интервью с кандидатом на пост президента США Бараком Обамой. Это было одно из многочисленных интервью столь популярного политика в средствах массовой информации. Однако в первый раз с тех пор, как он включился в президентскую гонку, вместе с ним на вопросы журналистов отвечали его жена и две дочери. Естественно, что интервью приобрело очень личный, а в некоторых моментах даже трогательный характер. Жена говорила о семейных делах и о том, какие изменения внесло участие мужа в президентской гонке в их семейный уклад. Дочери пошли дальше и рассказали об очень личных моментах из жизни их отца. Они сказали, что иногда он заставляет их краснеть перед друзьями, потому что ходит в старых брюках и не хочет сменить пояс. Одна из дочерей пожаловалась на то, что когда отец приходит домой, то оставляет свой большой портфель в прихожей, и она всегда натыкается на него. Другая дочь добавила, что этот большой портфель отец постоянно бросает на ее туфли и тем самым портит их. Еще дочери посмеивались над отцом за то, что он не любит сладостей и предпочитает им жвачку…

Казалось бы, прелестное интервью, нетривиальное, трогательное, но спустя несколько дней, в течение которых в США смеялись над его стилем и откровенностью, кандидат в президенты Барак Обама заявил, что он сожалеет об этом семейном интервью и об открытости высказываний своих маленьких дочерей перед светом софитов. «Думаю, впредь следует избегать подобных вещей, — сказал кандидат. — Сегодня я понимаю, что в моем положении нет места для подобного рода интервью». Моя любимая бабушка сказала бы об этом по-другому: «Сэ пас ништ — Не подобает тебе так себя вести». Кажется, что и бабушка каждого, кто читает эту статью, выразилась бы примерно так же: «Тебе, в твоем положении, на твоем уровне, в том образе, в котором ты хотел бы предстать перед людьми, — тебе это не к лицу!» Жаль, что бабушка Обамы не говорит на идиш и не смогла сказать ему это до интервью… Хотя, кажется, он уже и сам понял это.

Когда я прочитал эту историю с интервью, то вспомнил спор, который разгорелся недавно на нашем уроке на тему главы «Хукас». Некоторым ученикам так и не удалось понять, почему Моше получил такое тяжелое наказание за то, что не говорил со скалой, а ударил по ней. «Пожизненное заключение за переход улицы не там, где положено? 20 лет в тюрьме за жевание жвачки в публичном месте? Не слишком ли это? — спросил меня один из слушателей, — Как можно давать такое наказание — не входить в Землю обетованную — человеку, который 40 лет вел этот народ по пустыне?! За что такое наказание праведнику, который всего лишь раз ошибся? И не слишком ли это ужасное наказание за столь маленький проступок — ударил по скале вместо того, чтобы заговорить с ней?»

«Если бы наш раввин, — сказал на это еще один из учеников, — сделал так, чтобы скала дала воду, даже если бы при этом он вел бы себя по отношению к скале несколько агрессивно, то это считалось бы одним из самых удивительных чудес XXI века. Когда же Моше делает так, то это преступление!»

И действительно, Тора говорит нам, что все в мире пропорционально и относительно. Когда маленький ребенок запачкает пол, мы его простим. Когда же это сделает взрослый, то мы ждем от него большей сознательности и понимания, что за собой надо убрать. В той же мере, от выдающихся людей мы ожидаем гораздо большего, чем от людей простых.

Другой пример: дефект на грубой ткани менее страшен, чем на тонкой материи. Пятно на рабочей одежде вполне приемлемо (некоторые люди готовы заплатить больше за джинсы с пятнами и дырами). Однако если такое же пятно обнаружится на шелковом галстуке, то его уже не принято носить. Моше-рабейну можно сравнить с тонкой шелковой материей, и поэтому даже самый маленький недостаток или намек на проступок у него будет считаться как не подобающее ему поведение и наказание будет соответствующим.

Моше-рабейну был самым великим пророком, который когда-либо жил. Нет более высоких норм поведения, чем те, которые предъявлялись ему. Наше счастье, что мы простые смертные и не обязаны соответствовать столь возвышенным критериям. Но мы должны соответствовать хотя бы нашему статусу евреев, по воле Творца названных «царством священников и народом святым»!

…Подобную же относительность мы находим в сегодняшней главе Торы «Масъэй». Тора, подводя итог долгого пути сынов Израиля, говорит: «Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской». Из этих слов можно сделать вывод, что все 42 перехода были частью Исхода из Египта. Но разве не ясно, что Исходом из Египта является только первый переход? В ту минуту, когда еврейский народ вышел из города Раамсес и перешел в город Суккос, свершился Исход из Египта. Все переходы, которые были после этого, уже проходили в пустыне, вне пределов Египта. Если это так, то почему же Тора пишет обо всех 42 переходах: «Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской»?

Таким образом Тора намекает нам на то, что Исход и освобождение из египетского рабства не были однократными действиями, а были растянутым процессом, который протекал по мере совершения всех 42 переходов. И каждый из них можно назвать «Исход из Египта».

Известно, что Египет — это символ ограниченности, которая существует в жизни каждого человека (ивритское слово Мицраим, «Египет», происходит от того же корня, что и слово мецарим — «теснины»). Есть известный наказ наших мудрецов, благословенной памяти, что «в каждом поколении еврей должен видеть себя как будто он [именно сейчас] выходит из Египта». Это требование относится к постоянному долгу человека вырываться из «Египта», из тех самых теснин и ограничений, которые мешают правильному служению Всевышнему. Поэтому, добавляет наша недельная глава, процесс исхода из «своего личного» Египта — это множественные действия. Это не что-то одноразовое, а длительный и постоянный процесс. Каждодневное положение человека образует его «теснины», из которых он снова и снова должен вырываться на «простор». Но сегодняшний «простор» станет завтрашними «теснинами», и исход придется делать снова… И так — каждый день, на каждом уровне и в каждом положении, для каждого человека в отдельности и для всего народа в целом.

Таковыми были 42 перехода, которые прошли сыны Израиля в пустыне: они были уровнями перехода от теснин к простору, если рассматривать их с более низкого уровня. Относительно же последующего уровня, каждый предыдущий мог считаться «Египтом», так как после него открывался новый, более широкий простор. Таким образом, проходил процесс Исхода из Египта.

И в жизни каждого еврея имеют место подобные явления: выход из своего Египта происходит посредством прохождения этих 42 этапов до тех пор, пока человек не выйдет на истинныйпростор.

Из всего вышесказанного можно сделать двойной вывод. Тот, кто находится в хорошем духовном состоянии, должен помнить, что еще не достиг абсолютного совершенства, а всего лишь находится на одном из этапов его достижения. Ему еще предстоит «выйти из Египта» и перейти на более высокий духовный уровень.

С другой стороны, тот, кто находится на самом низком духовном уровне, не должен отчаиваться. Ему следует помнить, что в Египте евреи находились на 49-м, предпоследнем, уровне духовной нечистоты, но, несмотря на это, одним махом вышли из Египта и достигли относительной свободы. Если так, то несомненно, что сейчас, когда евреи уже вышли из Египта, после того, как мы присутствовали при даровании Торы, со всеми теми силами, которые есть у нас сегодня, у каждого еврея есть возможность освободиться от любой «теснины» и подняться на самый высокий уровень. Одним переходом ты можешь выйти из «теснин»! В одно мгновение ты можешь достичь «прекрасной и просторной страны»! Если сыны Израиля смогли сделать это, находясь в самом тяжелом положении, несомненно, и у нас, в нашем гораздо более благоприятном духовном и материальном состоянии, чем были евреи в Египте, нет причины падать духом. Мы абсолютно точно можем в одно мгновение подняться и достичь состояния спасения, материального и духовного! Попросту встанем и выйдем из своего Египта! Мы способны сделать это! Все зависит только от нас!

Комментарии: Глава «Масъэй»
Нет добавленных комментариев