Пару недель назад я сидел за столом во время трапезы, когда один из присутствующих попросил передать ему тарелку с селедкой, громко добавив: «Я так люблю эту рыбу!» Я посмотрел на тарелку, переданную ему, и обратил внимание, что его большая любовь к селедке явно переполнила его и распространилась на лук, с которым она была подана, соус и даже кусочек хлеба, пропитанный этим соусом. И тут я подумал: «А что же имел в виду этот человек, когда в то же утро сказал мне: «Ребе! Я так вас люблю»?»
Часто человек говорит, что он любит другого, вкладывая в эти слова почти тот же смысл, в каком он говорит, что любит селедку. Он любит селедку, потому что ему приятно ее есть. Так же он любит другого человека, потому что отношения между ними доставляют ему удовольствие. Выражается это по-разному. Например, иногда в отношениях между людьми возникают ситуации, когда любящий знает, что его любовь тяжела для любимого им человека. Очевидно, что тогда любящий должен проявить благородство и отказаться от своей любви. Но многие люди не способны мыслить в этом направлении. И вот время от времени мы слышим, что люди убивают или погибают из-за любви! Но это вовсе не любовь, а самый обыкновенный эгоизм: люди не могут отказаться от своейпотребности в любимом человеке. Они любят кого-то не для него самого, не пытаясь взглянуть на это его глазами, понять его интересы. Они любят самих себя. А для того, чтобы реализовать эту любовь к себе, им необходима помощь и участие другого человека. Подобно тому, как для реализации любви к собственному желудку человеку нужна селедка…
В сегодняшней недельной главе «Хукас» Тора впервые пишет о заповеди «красной коровы» (паро адумо) — о том, что делать человеку, который коснулся умершего или могилы и осквернился ритуальной нечистотой. Ему необходимо очиститься с помощью «живой воды», в которой растворен пепел красной коровы.
События главы «Хукас» происходят в конце сорокового года странствований евреев по пустыне, и комментаторы задают вопрос: почему заповедь описывается в этой главе, а не в Книге Ваикро, которая занимается всеми законами ритуальной нечистоты и очищения? Более того, первый раз воды паро адумо были необходимы, как говорит Тора, в первый год после Исхода из Египта, когда праздновали первый Песах в пустыне, — то есть, за сорок лет до событий главы «Хукас»! И действительно, Тора рассказывает о людях, которые были ритуально нечисты. Устная Тора сообщает, что это были те, кто хоронил сыновей Аѓарона Надава и Авиѓу, и те, кто нес в Святую землю гроб с телом Йосефа. Более того, каждый человек, совершавший жертвоприношение, должен был ритуально очиститься. Если это так, то уже тогда необходимо было знать о заповеди паро адумо, и тогда, очевидно, она и была дана. Почему же в Торе она упомянута только в конце сорокового года?! Кроме того, странно, что Тора пишет: «Зойс хукас ѓа-Тойро — Это закон Торы», хотя, казалось бы, надо писать: «Это закон коровы».
В главе «Хукас» рассказывается об очень важных событиях, которые изменили всю историю поколения пустыни. Мы читаем, как ушли из жизни руководители поколения пустыни. На этой неделе мы узнаем о смерти пророчицы Мирьям, сестры Моше. Мы также прочитаем о смерти первосвященника Аѓарона, после чего весь народ соблюдал тридцатидневный траур. И самое главное — мы впервые узнаем, что Моше-рабейну не войдет в землю Израиля.
Внезапно евреи обнаруживают, что они лишились трех пастырей, которые заботились о них в пустыне! Прежде они получали воду — благодаря Мирьям, защиту облаков славы — благодаря Аѓарону, иман — благодаря Моше. Теперь же они должны были сами заботиться о себе. Настало время, когда они сами вынуждены сражаться, чтобы завоевать Святую землю и продолжать жить на ней.
Вот почему Моше хочет дать им наставление на дорогу. Тора хочет рассказать им, как они должны жить в последующие годы, чтобы сохраниться как народ, в будущих поколениях. «Вот закон Торы!»
Что такое закон? Его смысл трудно постичь умом. Ему невозможно найти логическое объяснение. На вопрос: «Почему надо выполнять заповедь паро адумо?», — есть только один ответ: «Потому что!» Нет объяснения! Просто Всевышний заповедал нам так делать!
Человеку свойственно плохо воспринимать такие ответы. Он требует, чтобы все запреты имели свое логическое объяснение — почему так надо делать? Даже когда нет объяснения, люди пытаются найти хотя бы более-менее удовлетворительную его замену, чтобы выглядеть «нормальными» людьми. Но Тора учит нас, что не нужны никакие объяснения, что ответ: «Потому что!» — сам по себе достаточное объяснение.
Раньше, в течение сорока лет евреи выполняли законы Торы и заповеди, потому что делать это было правильно и умно. Это было поколение, которое пришло к горе Синай и получило Тору. Моше учил их Торе, и им было совершенно понятно, почему надо выполнять законы Торы. Пришло время, и евреи готовятся к вступлению в Святую землю. Однако это уже новое поколение, которое не стояло у горы Синай. Они не видели чуда, когда расступилось море Суф. Они не слышали, что Всевышний говорил Моше на горе Синай. Не будет у них таких чудес! Не будет у них и таких руководителей, как Моше, Аѓарон и Мирьям. Вот почему Моше-рабейну дает им рецепт достижения успеха в будущем. Он объясняет евреям, как жить, не имея всего того, что до сих пор помогало им быть еврейским народом. Поэтому он говорит: «Вот закон Торы!» Вы должны выполнять законы Торы, потому что так хочет Всевышний, а не по какой-либо другой причине! Может сложиться ситуация, когда не будет никакой логической причины выполнять законы Торы и соблюдать заповеди. Напротив, может случиться так, что ум и здравый смысл будут убеждать вас, что надо оставить все это. И только это «потому что» сможет удержать еврея и дать ему силы преодолеть все другие причины, объяснения и дискуссии по вопросу, надо или не надо жить по Торе.
Есть в этом нечто глубокое и очень личное. Иногда, когда у родителей спрашивают, почему они любят своих детей, они начинают объяснять причины своей любви. Но тем самым они идут против правды. Почему? Потому что нет истинной причины родительской любви! Некоторые скажут, что их ребенок очень мил, и поэтому они любят его. Другие будут утверждать, что любят своего ребенка за то, что он умница. Но разве эти родители не любили бы своих детей, если бы их дети не были милыми или, не дай Б-г, перестали быть умницами?! Родительская любовь не имеет мотива и причины, она выше смысла и понимания! Почему родители любят своих детей? Ответ: «Потому что!» Без всякой причины! Более того, в ту минуту, когда ты начинаешь объяснять, ты нарушаешь связь, которая есть между вами, ты снижаешь высокий накал любви, ты размениваешь ее по мелочам…
То же самое можно сказать о связи еврея с Б-гом — она не основана на логике здравого смысла. Поэтому нельзя сказать, что я исполняю ту или иную заповедь, по той или иной причине. Это еще не ложь, но, очевидно, что и не вся правда. Например, еврей говорит, что он соблюдает Субботу, потому что это создает у него хорошее настроение, потому что это седьмой день, когда Б-г отдыхал, и это день святости, и вся семья собирается вместе, и всю неделю он ждет этого дня. Все просто замечательно! Но представьте, что все эти причины вдруг исчезли… Неужели он перестанет, не дай Б-г, соблюдать Субботу?!
Это касается и остальных заповедей. Каждая из них имеет свой смысл, но главная причина, по которой мы исполняем заповеди, кроется гораздо глубже. Осмысление заповеди облегчает нам ее исполнение, делает его более радостным и осознанным. Однако истинная причина исполнения заповедей в том, что так хочет Всевышний. Это проявление глубинной связи между евреем и Б-гом. И начиная давать объяснения, почему мы выполняем заповеди, мы немного нарушаем эту связь, эти наши личные отношения между Ним и нами.
Нечто похожее мы видели при даровании Торы. В Талмуде в трактате «Шабос» говорится, что Всевышний вынудил евреев прийти на гору Синай и заставил их принять Тору. Вместе с тем, во многих местах в Торе написано совершенно по-другому. Б-г спросил у евреев, и они сказали Моше: «Все, что говорит Всевышний, сделаем» (Шмойс, 19: 8). И в другом месте написано: «Сделаем и услышим» (Шмойс, 24: 7). И каждый день в молитве мы повторяем: «И царство Его над нами приняли по желанию». Спрашивается: почему же мудрецы в трактате «Шабос» подчеркивают, что евреи приняли Тору по принуждению и даже приводят слова Всевышнего: «Если вы принимаете Тору — хорошо, если нет, то там, под горой Синай, будет ваша могила»? Ответ очень прост. Если бы с самого начала наша связь при получении Торы основывалась на нашем желании, то, как бы хорошо и красиво это ни было, связь эта исходила бы от нас. Все зависело бы только от нас, и было бы ограничено человеческими желаниями и возможностями. Напротив, если связь исходит от Самого Всевышнего, то началом этой связи должен быть полный наш отказ от самих себя. Отречение, которое между людьми почти не возможно, но по отношению к Всевышнему обязательно. Истинные отношения с Б-гом должны начинаться с точки отречения от своего собственного «я», отмены всех своих желаний. Это собственно и было ответом наших отцов Всевышнему: «Сделаем и услышим!» Чтобы выбрать Б-га, надо изначально знать, что Он — Повелитель!
В наше время важно говорить обо всем этом вместе, так как смысл понятия «принять на себя бремя» получил отрицательную окраску, а слово «принуждение» воспринимается в плохом смысле. Каждый чувствует необходимость завернуть это слово в обвертку чувства, что все сделано по желанию, по выбору. Именно в наше время надо подчеркивать, что дарование Торы не было по желанию евреев, а произошло «по принуждению Всевышнего». Однако это было не потому, что евреи не хотели понять и принять, а потому что так обязывает нас связь между нами и Б-гом. Потом мы можем попытаться понять, каковы наши отношения с Ним. «Сделаем», а потом уже «услышим». Пробудим в наших сердцах трепет пред Владыкой вселенной — тогда наша любовь к Нему будет истинной. Потому начало нашего служения Всевышнему, как сказано в книге «Тания», — это прежде всего «принятие ярма Царства небесного».
Какой урок мы можем выучить из сказанного? Часто родители спрашивают меня, как объяснить детям, что нужно создавать семью только с евреями, как ответить на вопрос: «Почему я должен отказаться от любви всей своей жизни только из-за того, что мой избранник или избранница не евреи?» Есть способы объяснить детям, что не стоит создавать дополнительных проблем в семейной жизни, где проблем и без того достаточно, что чем более похожа та среда, из которой вышли супруги, тем более они подходят друг другу, что надо преумножать еврейский народ. Можно привести еще тысячу причин, но с каждой из них можно поспорить, потому что все, что исходит от разума, может быть оспорено. Природа логики в том, что все можно объяснить, так или иначе. Истинный же ответ — «Потому что!»
Но — обратите внимание! — только когда сами родители живут еврейской жизнью и безоговорочно принимают Тору, только тогда они вправе ожидать от своих детей принятия ответа: «Потому что!»