На следующей неделе мы, с Б-жьей помощью, отпразднуем праздник Швуэс. Одно из отличий праздничных молитв в синагоге от субботних молитв состоит в том, что в праздники в молитву Мусафсовершается биркас коѓаним (благословение коѓенов). В Израиле это благословение произносится каждую Субботу, а в некоторых местах даже каждый день, а за пределами Святой земли коѓены благословляют народ только в праздники.
Между прочим, заповедь коѓенам благословлять еврейский народ приводится в сегодняшней недельной главе «Носой»: «Говори Аѓарону и сыновьям его: «Так благословляйте сынов Израиля…» Не совсем понятно, однако, зачем Всевышний возлагает исполнение этой заповеди на коѓенов. Разве Он Сам не может благословить нас? Зачем посылать благословение через посланников?!
(Иудаизм вообще негативно относится к идее посредника между человеком и Всевышним, как видно из старого анекдота — напомним, в каждой шутке есть доля правды! — о бедняке, который решил написать Всевышнему письмо с просьбой о помощи. Вложил письмо в конверт, написал на нем свой адрес и подбросил к небу. Письмо подхватил ветер и унес его прямо к Ротшильду. Прочел Ротшильд письмо и послал гонца за бедняком. Когда тот явился, Ротшильд сказал ему: «Б-г услышал твою молитву и послал тебе пятьдесят золотых монет». Взял бедняк деньги и принес их жене. Взглянула она на мужа и заметила на его лице печаль. Она спросила: «Чем ты огорчен?» Он ответил: «А кто знает, сколько взял себе этот Ротшильд за услуги?..»)
Вопрос: «Зачем Б-гу посредник?» задает и «Мидраш Танхума»: «Когда евреи узнали, что благословлять их будут коѓены, они зароптали. «Властелин Вселенной, — сказали они, — почему Ты благословляешь нас через коѓенов? Мы хотим, чтобы Ты благословлял нас без посредников!» И ответил Всевышний: «Хоть Я и повелел, чтобы коѓены благословляли вас, Я стою с ними и благословляю вас».
Комментарий «Сифри» также подчеркивает, что благословение исходит именно от Самого Всевышнего, а не от коѓенов: «И Я благословлю вас…» — сказано в Торе, чтобы не сказали сыны Израиля, что благословения их зависят от коѓенов, и чтобы не сказали коѓены: «Мы благословим Израиль». Из сказанного совершенно ясно, что только у Всевышнего есть сила благословлять, а коѓен — всего лишь Его посланник. Но если это так, то зачем вообще нужны Всевышнему посредники-коѓены?
Нам понятны причины, по которым обращаются за благословением к Ребе или праведникам. У праведника есть более тесная связь с Небесами, и потому когда праведник дает свое благословение, Всевышний делает так, как он просит. Даже если, не дай Б-г, человек не заслуживает этого благословения, он получает его, потому что за него просит праведник, который любим Всевышним и близок Ему. Б-г услышит молитву праведника и пошлет Свое благословение.
С явлением подобного рода мы встречаемся еще в Книге Брейшис. Наш праотец Яаков похоронил Рахель не в пещере Махпела, где похоронены все наши праотцы и праматери, а по дороге на Бейт-Лехем. Почему? Раши объясняет: «Чтобы она была в помощь своим сыновьям, когда Невузардан подвергнет их изгнанию. Когда будут изгнанники проходить там, Рахель выйдет и станет у своей могилы, и будет плакать и просить для них милосердия».
Похожую ситуацию мы находим в главе «Шлах», где Калев, сын Йефуне, один из двенадцати разведчиков, посланных в Святую землю, пошел в Хеврон. Пишет Раши: «Калев пошел туда один и молился на могилах праотцев о том, чтобы ему устоять и не участвовать в дурном замысле спутников».
Так и в наши дни: каждый еврей, у которого появляется хоть малейшая возможность поехать и помолиться на месте упокоения Любавичского Ребе в Нью-Йорке, сделает все, чтобы осуществить это. И мы видим, что многие получают там благословение и спасение необычным образом.
Однако простой коѓен, поднимающийся благословить народ, не обязан быть праведником. И мы не найдем ни одного закона, обязывающего его совершить тшуву до того, как он будет произносить благословение (хотя есть, например, закон, по которому еврей должен совершить тшуву, если предполагается, что он будет свидетелем на свадьбе или при разводе; в противном случае его свидетельство может быть признано недействительным).
Есть только две причины, по которым коѓен отстраняется от участия в несияс капаим («вознесении рук» — это другое название благословения коѓенов), как написано в книге «Шулхан орух»: «Коѓен, убивший человека, более никогда в жизни не участвует внесияс капаим. Коѓен, сменивший религию, не принимает участия внесияс капаим». Все остальные грехи, совершенные им, не могут помешать коѓену в совершении обряда несиат капаим. Но как такой человек может благословлять народ Израиля от Имени Всевышнего?
Рассказывают, что когда-то, на заре хасидизма, состоялся большойфарбренген, на котором сидели Алтер Ребе и другие большие праведники из числа учеников Магида из Межирича. Встал там один из хасидов, который был очень болен, и начал плакать и просить собравшихся, чтобы они благословили его на выздоровление. Несколько хасидов сказали: «Разве в наших силах благословлять?! На такое способны только величайшие праведники поколения!» И вдруг раздался голос Алтер Ребе: «Разве вы забыли слова нашего святого учителя? Дос вос эс кен ойфтон а хсидишер фарбренген кен малах Михоэль нит ойфтон — То, что сделает хасидский фарбренген, даже ангел Михоэль не сможет сделать». И потом он объяснил, почему благословение собрания хасидов имеет такую силу.
Алтер Ребе привел в пример маленьких детей, которые обычно по природе своей больше заботятся о себе, чем о других. Дети не любят уступать друг другу, завидуют другим детям, что очень огорчает их родителей. Взрослые не понимают, почему братья и сестры постоянно ссорятся, почему они никогда не хвалят друг друга. И тогда в поисках решения проблемы, обращаются к психологам, воспитателям, которые начинают прививать детям навыки правильного поведения. Детям объясняют, что они должны помогать друг другу, заботиться друг о друге, не завидовать и не ссориться. Проходит некоторое время, и родители отмечают изменения к лучшему в поведении детей. Дети проявляют взаимную заботу, сочувствие, умение радоваться успехам других. Радость и душевный покой переполняют родителей, и они готовы дать детям все, что те попросят, особенно, если один просит за другого.
Так происходит и с евреями. Если они любят друг друга, и один еврей благословляет другого, то это приносит Всевышнему необычайное удовольствие и пробуждает в Нем желание дать Своим детям все, что они просят у Него.
В этом, на самом деле состоит и основной смысл благословения коѓенов. Совершенно очевидно, что у Всевышнего есть достаточно сил, чтобы благословить народ Свой, и для этого Ему не нужна ничья помощь. Но Всевышний знает, что может создаться положение, когда евреи из-за своего поведения, не дай Б-г, не будут заслуживать благословения. Поэтому Он принял предварительные меры и решил, что каждый день будут евреи, которые должны благословлять народ Израиля, и тем самым пробуждать у Него желание благословлять. В этом же заключается причина того, почему благословение коѓенов должно произноситься «с любовью». Галаха запрещает участвовать в церемонии коѓенам, у которых плохие отношения с кем-либо из молящихся евреев. Более того, коѓен подвергает себя опасности, нарушая этот запрет. Поэтому подчеркнуто: «…благословлять народ Твой, Израиль, с любовью!»
Итак, коѓен не обязан быть праведником, не должен совершитьтшуву. Единственное, что от него требуется — благословлять с любовью!
Еще одно условие заключается в том, что коѓен должен быть «в радости». Поэтому за пределами Страны Израиля коѓены благословляют народ только по праздникам, когда евреи забывают обо всех заботах и предаются веселью. И даже в праздник принято совершать эту церемонию только в конце молитвы Мусаф, перед тем, как все выйдут из синагоги, чтобы окунуться в праздничное веселье.
Поэтому и каждый хасидский фарбренген — это подходящее время для благословения, так как его участники находятся в состоянии любви друг к другу и радости, так же, как и коѓен в дни праздников. И тогда их благословение имеет действенную силу.