Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Тецаве»

Четверг, 14. Февраль, 2008 - 6:14

«Почему бы тебе не приходить в синагогу одетым более официально, например, так, как ты ходишь на работу в банк?» — спросил я одного из постоянных прихожан нашей синагоги, банковского служащего, который по Субботам на молитву приходит в джинсах, футболке и кроссовках. Он ответил мне довольно интересно: «Я прихожу в синагогу, и для меня это своеобразное отрешение от работы, от официальности. Я хочу идти сюда с удовольствием, свободно, а не так, как я обязан ходить каждый день на работу…» Тем не менее, как добропорядочный еврей, он в следующую субботу после нашего разговора пришел одетый в «субботние одежды»: белую рубашку, темные брюки, нарядные туфли. По нему было видно, что сегодня Суббота. И я спросил себя, действительно ли было для меня так важно увидеть его празднично одетым в Субботу? Ясно, что для общего вида синагоги важно, чтобы в Субботу еврей приходил на молитву одетый так, как «одеваются в Субботу». Но вопрос состоит в другом: «Как именно надо одеваться в Субботу?»

Во всем мире принято подбирать одежду в соответствии с событием и обстановкой. Утром люди приходят в синагогу на утреннюю молитву, одетые в определенную одежду. После обеда, на молитве Минха я вижу их уже в другой одежде. Вечером они выходят развлекаться, одетые нарядно, а в воскресенье, выходной день, они одевают уже совершенно другую одежду и т. д., и т. п.

Пару недель назад в общине готовились к важному торжеству. В предшествующую Субботу один из молящихся спросил меня: «Ребе! Как я должен прийти на это торжество? В какой одежде?» Между прочим, я не первый раз слышу подобный вопрос. Перед каждым торжественным событием в общине мне задают обычно два вопроса: «Как одеться?» и «Какой подарок подарить?» И я всегда затрудняюсь ответить на эти вопросы, особенно на первый из них. Откуда мне знать, как люди должны одеваться?! Лично я всегда ношу один и тот же тип одежды — утром и вечером, в холод и жару, летом, зимой и даже осенью. Поэтому в ответ я обычно шучу: «Главное, чтобы вы пришли одетыми!»

В определенном смысле в одежде заключена беспредельная сила. Вот, например, еда — человек может съесть определенное количество пищи. Даже если он любит все виды яств, которые существуют в мире, его желудок все равно имеет ограниченный объем. Что же касается одежды, то всегда можно купить еще и еще, всегда можно поменять одну одежду на другую. И понятно, что в этой области существует и безграничное множество своих правил. Скажем, на свадьбе мать невесты должна быть одета особенно торжественно, а сестры невесты нарядно, но совсем в другом роде. Если ты всего лишь двоюродный брат жениха или невесты, то тебе нельзя одеться слишком нарядно, чтобы, не дай Б-г, не ввести в заблуждение родственников, так как могут подумать, что ты родной брат жениха или невесты… И таким образом правила, касающиеся одежды, становятся все более сложными и запутанными.

В иудаизме мы тоже встречаем это особенное отношение к одежде. Я вспоминаю одну из первых своих суббот в Одессе. Был особенно жаркий летний день. Стояла нестерпимая жара, влажность воздуха тоже была высока. Тогда у нас в синагоге не было кондиционеров. И вот, выйдя из машины с кондиционером в светлой, легкой летней одежде в синагогу вошел один из молящихся (он тогда только начинал свой путь в иудаизм). Я дал ему Хумаш и показал сегодняшнюю недельную главу. Тогда он посмотрел на меня с явной жалостью (очевидно, я был совершенно мокрым от пота) и спросил: «Ребе! Неужели нельзя в такие жаркие дни перейти на джинсы и футболку? Неужели вы всегда должны носить этот черный сюртук, да еще и талес сверху?» Я ответил, что он, скорее всего, плохо представляет то, сколько еще дополнительно одежды надето на мне под сюртуком. Под шерстяной цицис я одеваю майку (еврейский закон запрещает надевать цицис на голое тело), поверх него — рубашку и галстук, а лишь только затем сюртук и поверх него большой талес!

Эти особенности в одежде мы находим не только у хасидов. Все кодификаторы еврейского закона требуют, чтобы в Субботу у евреев были особые одежды — субботние. Слова «И назовешь Субботу отрадой… и почтишь ее» объяснили мудрецы в Талмуде (трактат «Шабос»): «И почтишь ее» — пусть в Субботу твоя одежда будет не такой как в будни». А «Маген Авраѓам» пишет от имени Аризаля, что перед наступлением Шабоса еврей должен «сменить все одежды, что на нем, и нельзя надевать в Субботу ничего из того, что носил в будни. И эта субботняя одежда должна быть более дорогой и значительной, чем в будни».

В праздник одежда должна быть еще более нарядной, чем в Субботу. Алтер Ребе пишет в своей книге «Шулхан орух»: «Праздничные одежды должны быть лучше, чем субботние, поскольку в праздник евреи исполняют заповедь «И радуйся в праздник свой», а одним из путей преумножения радости является облачение в нарядные одежды».

В добавление к этому у еврея есть исключительный вид одежды, который предназначен для молитвы — талес. Каждое утро, перед тем, как обратиться с молитвой к Всевышнему, еврей одевает талес. Интересно, что именно эта традиция сохранилась во всех без исключения еврейских общинах. Даже там, где отменили, к сожалению и не про нас будет сказано, не только многие еврейские обычаи, но даже и некоторые из важнейших заповедей Торы, традиция одевать талес перед молитвой сохранилась… Талес до такой степени стал неотъемлемым признаком еврейства, что евреев хоронят обернутым в него!

Большая часть сегодняшней недельной главы «Тецаве» посвящена одежде — бигдей кеѓуна, «одеждам коѓенов». Их описанию и правилам их изготовления посвящены более чем сорока стихов Торы, порой — вплоть до мельчайших подробностей.

Есть три вида облачений. Простой коѓен одевает четыре одежды. Первосвященник одевает восемь одежд. В Йом-Кипур для первосвященника есть особый набор дополнительных одежд белого цвета, в которых он входит в Святая святых. В Торе говорится, что эти одежды освящают его, и Раши объясняет: «Чтобы его освятить посредством одежд, приобщить его к служению, чтобы он стал священнослужителем Всевышнему». А в Талмуде (трактат «Звохим») утверждается категорически: «В то время, когда одежды на них — служение у них, нет одежды на них — нет служения у них» (то есть, без одежды коѓен не имеет права служить в Храме, его служение без его одежд — негодно).

Почему в иудаизме существует такое особое отношение к одежде? Какая разница, как одет человек, какая разница — джинсы или фрак, футболка или сюртук? Главное, чтобы он был честным и хорошим человеком! Тем более, что одежда — абсолютно внешний атрибут, а иудаизм, и особенно хасидизм требуют внутреннего содержания. Главное то, что глубоко внутри, — душа человека. Так какое имеет значение, как человек выглядит снаружи?!

В начале главы «Брейшис», в истории о сотворении мира рассказывается, что первые одежды человеку дал сам Г-сподь Б-г, и Он сам одел в них Адама и Хаву. Это удивляет и поражает. Ведь у человека было много того, что он должен был открыть сам в этом мире, силой своего разума — например, зажигание огня, обработка земли, строительство зданий… До всего человеку надо было додуматься самому, и только одежда была дана ему Б-гом. Более того, даже одеваться ему не надо было самому — Всевышний одел его, как ясно сказано в Торе: «И сделал Б-г Всесильный человеку и жене его одежды кожаные и одел их». Почему так?

Рабейну Яаков, сын Рамбана в своем комментарии на Книгу Брейшис объясняет, что «одежда является не только защитой от холода и украшением, но первым и обязательным признаком человеческого рода. Это то, что отличает человека от животного… Дав человеку одежды и одев его, Всевышний показал нам, что одежда это не то, о чем договорились сами люди, но дополнение к сотворению человека, вроде кожи… Если так, то одежда — символ человека, а нагота — суть животного».

Единственное существо в этом мире, нуждающееся в одежде, — это человек. Мы видим, как одежда влияет на человека. Когда человек одет в хорошую одежду, он и ведет себя соответствующе, у него появляется особое душевное настроение. Человек, одетый в костюм и при галстуке, скорей всего, не будет бегать и прыгать. Как говорят на идиш: «Се пас ништ — Это просто недостойно так себя вести». Даже дети, когда они одеты красиво, ведут себя более степенно…

Поэтому в иудаизме мы встречаемся с тем, что чем святее человек, тем больше и лучше на нем одежды, ибо это выражает отличие человека от животного. Во время молитвы мы одеваем талес. Ради выполнения заповеди почитания Субботы мы переодеваемся в более дорогие одежды. А в Йом-Кипур, самый святой день в году, мы еще и одеваем китл — специальные белые одежды.

Кроме всего прочего, у хасидов есть еще и особый предмет одежды, предназначенный только для молитвы. Это особый пояс под названием гартл. Ведь цель одежды не только прикрыть наготу, но и напомнить нам: «Знай, перед кем ты стоишь!». Гартл — это пояс, который хасид одевает во время молитвы, чтобы помнить о необходимости разделять между верхней частью тела, в которой находятся более важные и духовные человеческие органы, такие как сердце, легкие и особенно голова, — и нижней частью, где расположены более грубые (материальные) органы, например, система пищеварения. То есть, во время молитвы человек должен направить свое сердце вверх, а не вниз.

Но главное заключается в том, что человек сотворен по образу Б-га и запрещено ему довольствоваться только своими природными наклонностями. Он обязан подняться над своим естеством. Он единственное существо в мире, которое не довольствуется одной кожей, но покрывает свое тело одеждой, данной ему Творцом. То есть, задача человека укрывать свое природное естество и не показывать его другим.

Люди часто оправдывают свои нехорошие поступки такими фразами, как: «Это естественно!» или «Что ты хочешь от меня? Таким меня создал Б-г! Таким я родился!» Верно, что Б-г сотворил тебя таким, но Он также создал для тебя одежды материальные и духовные, в которые ты можешь одеть себя, прикрыв свое естество. Именно поэтому религиозные люди одевают на себя много одежд. Ведь одежда возвышает человека и подчеркивает его превосходство над животными.

Комментарии: Глава «Тецаве»
Нет добавленных комментариев