Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Вайейшев»

Пятница, 30. Ноябрь, 2007 - 7:04

Несколько недель назад премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт объявил о том, что он тяжело болен. Это драматическое сообщение было сделано на пресс-конференции, где присутствовали врачи, которые объяснили детали болезни и ответили на вопросы многочисленных журналистов о состоянии здоровья премьер-министра и о его возможности продолжать руководить правительством Израиля. Израильтяне интересуются здоровьем Ольмерта и молятся о его скорейшем выздоровлении. Сразу же после этого сообщения всевозможные опросы общественного мнения показали небывалый рост популярности премьер-министра. Все больше и больше людей готовы были отдать за него сегодня свой голос. А ведь со времен Второй ливанской войны мнение об Ольмерте в Израиле крайне неоднозначно, многие отрицательно оценивают его деятельность, считая виновником всех неудач в войне. И вдруг он превращается в любимца, человека и лидера, за которого люди снова готовы голосовать! Что же произошло?..

В начале недельной главы «Вайейшев» мы читаем об одном из сыновей Яакова — Йосефе, о том, что Яаков, наш праотец, любил его особой любовью. Как свидетельствует Тора: «А Исроэль любил Йосефа больше всех своих сыновей… потому что он сын его старости, и сделал ему одежду разноцветную». И дальше: «Когда братья увидели, что отец любит его более всех, то возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно». И так сказано в Талмуде в трактате «Шабос»: «Никогда пусть не выделяет человек одного сына от других. Вот, из-за двух серебряных монет — настолько дороже стоила рубашка Йосефа — возревновали его братья. И это привело к тому, что наши предки попали в Египет». Талмуд, таким образом, обвиняет Яакова в том, что он проявил к Йосефу особое отношение, бо´льшую любовь, чем к другим своим сыновьям, и поэтому еврейский народ в дальнейшем попал в рабство египетское.

Каждый, кто знаком с этим рассказом, не понимает, что там происходит. Ведь даже начинающий родитель знает, что нельзя баловать одного ребенка больше, чем остальных! Так неужели Яаков, отец 13 детей, не понимал, что нельзя приближать к себе одного из детей? Тем более что он на собственной шкуре познал такое отношение, когда его отец Ицхок любил брата его Эйсава больше, чем его! Ведь он видел, насколько это нехорошо и сколько страданий было порождено такой чрезмерной любовью его отца к брату. Так возможно ли, что Яаков совершает ту же очевидную ошибку?

Далее в главе мы читаем о снах Йосефа, которые он рассказывал братьям: «Выслушайте сон этот, который мне приснился, Вот мы вяжем снопы… и вот кругом стали ваши снопы и поклонились моему снопу». И сказали ему братья: «Неужели ты царствовать будешь над нами или править будешь нами?»… И еще более возненавидели его за сны его и за речи его». Любавичский Ребе говорит, что совершенно непонятно, почему Йосеф, который в свои 17 лет был умным парнем (между прочим, Яаков передал ему обширные познания в Торе, полученные за годы учебы в иешиве Шема и Эвера), идет и рассказывает свой сон братьям, зная, что это еще больше подстегнет их ненависть к нему, и даже умоляет их послушать его сон.

И ведь Йосеф на этом не успокаивается! Когда ему приснился второй сон, он снова рассказывает его братьям, несмотря на то, что видит, что «прибавилось у них ненависти к нему». Второй сон еще больше разозлил их. В первом сне только братья-снопы кланялись Йосефу, во втором же и сам Яаков, отец их, склонился перед ним. И все же Йосеф рассказывает им сон и даже повторяет его в присутствии отца. Отец делает ему замечание (говорит Раши — потому что почувствовал, что разгорается от этого ненависть братьев), а он все равно говорит! Невозможно себе представить, что умный человек станет делать такие вещи — силой вызывать на себя ненависть…

Конечно же, Яаков не был просто отцом, любящим одного ребенка больше других. Он видел в Йосефе будущего руководителя и поэтому дал ему особую рубашку — символ руководства, тем самым намекая всем, кем он станет. Поэтому же Яаков и обучил его всему, что получил от Шема и Эвера. Но братья не могли стерпеть этого, они хотели, чтобы Реувен, первенец, был руководителем. Они не могли принять верховенство Йосефа, у них были другие планы. И Йосеф, желая заглушить их ненависть, рассказал им сны, чтобы показать насколько это все от Б-га. Ведь написано, что сон — одна шестидесятая пророчества. Это у простого человека, а у праведника — даже еще больше: его сны почти всегда пророческие. Рассказывая сны, Йосеф хотел показать, что это не его выбор и не выбор Яакова, их отца. Так решил Б-г, а он, Йосеф, лишь вынужден выполнять Его желание. И не должно быть у братьев ни ненависти к нему, ни возражений против самой идеи его главенства. Ведь это — желание Б-га… В действительности, рассказав сны, Йосеф не потушил ненависть в их сердцах, но разжег ее.

…Мы находим у руководителей Хабада, что ни один из них не говорил хасидам о том, кого они должны назначить следующим Ребе, хотя если бы такое завещание было составлено, хасиды неукоснительно его бы исполнили. Почему же преемники не назывались? Наверно потому, что право быть Ребе надо заслужить, а не просто получить по наследству. Лидер не тот, кого спускают свыше, а тот, за кем идут люди, готовые слушать его. Иногда им даже приходится уговаривать его руководить ими!

Как объясняет Алтер Ребе, заповедь назначения царя — эта одна из тех заповедей, которая делается против воли человека. Есть хороший пример в Мишне: когда рабби Йеѓуду бен Табая избрали руководителем Санѓедрина, он сбежал в Египет, и были приложены большие усилия, чтобы вернуть его обратно. Но в этом есть суть заповеди: всякий, кто бежит от почета, почет гонится за ним, и наоборот. Так что если бы он хотел быть руководителем, то евреи бы не захотели его. Подобные истории рассказывают и о рабби Йеѓошуа бен Прахии, о рабби Шимоне бен Шетахе, и то же самое мы видим у Моше-рабейну. Когда Всевышний послал его вывести еврейский народ из Египта и руководить им, сказал Моше: «Пожалуйста, пошли кого-нибудь другого». Хотя абсолютно понятно, что вывести народ еврейский из Египта — большая мицва, почему-то Моше не спешит сделать это. Объясняет Алтер Ребе, что мицва быть руководителем еврейского народа стоит выше силы желания самого будущего руководителя, так что человек, предназначенный руководить, должен сопротивляться и не хотеть ее.

Таким образом, естественной чертой тех, кого Всевышний предназначает на роль руководителей еврейского народа (неважно, президентов или раввинов), является то, что они отказываются брать в руки бразды правления. Принятие руководства происходит лишь в результате настойчивых упрашиваний, как это было с Любавичским Ребе после смерти его тестя — Ребе Йосефа-Ицхока. Целый год сопротивлялся он принятию руководства и только после многочисленных просьб и писем хасидов из разных уголков мира согласился возглавить еврейский народ.

Возможно, это проясняет и то, что произошло с праведником Йосефом. В конце концов, Йосеф стал руководителем, но произошло это не благодаря рубашке, которую отец дал ему, а благодаря его собственным заслугам в Египте, куда братья продали его в рабство. Фараон сказал: «Найдем ли мы человека, подобного этому, в котором дух Всесильного?..» — то есть, Йосеф наиболее подходит на роль лидера и поэтому он будет лидером, и народ призывает его им стать.

…Часто ко мне приходят люди и спрашивают: «Правда ли, что в Торе написано, что дети должны слушаться родителей?» И я отвечаю им: «Конечно, написано в Десяти заповедях: «Почитай отца твоего и мать твою». Тогда они просят: «Пожалуйста, скажите это моему сыну. Он не слушается меня и только доставляет мне неприятности».

С проблемами отцов и детей мне приходится сталкиваться достаточно часто. Я слышал однажды, как отец говорил сыну: «Сделай так-то и так-то, потому что я говорю тебе так». Другой отец говорил своему сыну: «До тех пор, пока я плачу за твою одежду, еду и учебу, ты будешь слушаться меня!». Но ведь отец дома — не босс, который отдает приказы своим работникам и в случае, если они не выполняют его распоряжений, может их уволить. Каждый отец является руководителем в своем доме. А чтобы быть руководителем не достаточно даже того, чтобы тебя родил Яаков, наш праотец! И даже если рассказать детям свой сон, в котором ты видел, что они должны слушаться тебя, максимум, что они сделают — это отправят тебя обратно спать: может, тебе приснится более интересный сон. Чтобы руководить домом, нам необходимы уважение и почитание членов семьи, но мы не имеем права их требовать. Чтобы получить это уважение, мы должны создать такую атмосферу, в которой онибы захотели, чтобы мы руководили ими, чтобы они ценили нас как руководителей, чтобы они были заинтересованы слушаться нас!..

Помню, как за два дня до своей свадьбы, я разговаривал с рабби Каном, немолодым евреем с феноменальной памятью (это подтверждается тем фактом, что он много лет работал хойзером у Ребе — запоминал его многочасовые субботние беседы и выступления, а после окончания Шабоса записывал их). В конце нашей беседы я попросил его дать мне какой-нибудь жизненно важный совет. Он сказал: «Сделай для себя правилом хотя бы раз в неделю один из своих уроков Торы проводить дома. Пусть видят дома, что ты учишься. Это поднимет твой авторитет в глазах членов семьи». Сейчас, когда я пишу о Йосефе-праведнике как руководителе, когда я думаю о каждом родителе, как руководителе у себя дома, я делюсь этим советом с вами, уважаемые читатели. Может быть, это путь, который поможет стать главой семьи? Попробуйте, и возможно вам не придется требовать уважения у членов семьи. В конце концов, легче раз в неделю открыть дома на час еврейскую книгу, чем каждый день два часа кричать на детей!

Комментарии: Глава «Вайейшев»
Нет добавленных комментариев