Слово зейде («дедушка») знают, наверное, практически все евреи, даже те, которые не говорят на идиш. Интересно, а кого первым называли «дедушка»? Авраѓам, Ицхок и Яаков называются «отцами», но встречается в некоторых местах, что Яакова называют «Исроэль-дедушка». Почему?
Яаков был первым из евреев, кто растил своих внуков. Авраѓам умер в день совершеннолетия своих внуков и не успел принять большого участия в их воспитании. Внуки Ицхока, дети Яакова, родились в Харане, а когда Яаков вернулся в Землю Израиля, Ицхок уже оставил этот мир. Так что первым, кому повезло растить внуков, был именно Яаков. Даже о сыновьях Йосефа, Менаше и Эфраиме, которые родились в Египте, сказано, что они росли у Яакова на коленях…
Среди Десяти заповедей есть заповедь почитания родителей, отца и матери. А что с дедушкой и бабушкой — обязан ли внук их почитать?
В своде законов «Шулхан орух» говорится: «Есть те, кто говорят, что нет обязанности почитать дедушку и бабушку, но это не верно. Просто своих родителей надо почитать больше, чем родителей родителей». Есть несколько объяснений этому. С точки зрения житейской логики, многим известна фраза: «Дети детей — как дети». А в Торе мы находим фразу, сказанную Яакову: «Авраѓам — отец твой», хотя мы знаем, что он был дедушкой. И есть еще ряд мест, где внуки называются детьми.
Более того, причина почитания родителей в том, что они привели человека в этот мир, дали ему самый важный подарок — жизнь. Об этом говорит Талмуд: «Трое участвуют в создании человека: Б-г, отец и мать». А у дедушек и бабушек тоже есть своя доля участия в этом, ведь они подарили жизнь родителям!
В недельной главе мы читаем, как Яаков убежал от Эйсава, добрался до Харана, встретил Рахель, свою будущую жену. Тора рассказывает о драматическом развитии событий: «И поцеловал Яаков Рахель, и возвысил голос, и заплакал…» Почему Яаков плакал? Что произошло?
Раши дает два объяснения. Первое — ему было открыто в пророческом виде´нии, что она не будет похоронена рядом с ним (Рахель похоронена в Бейт-Лехеме, а не в пещере Махпела). В этого комментарии есть небольшая неувязка: если Рахель спросит Яакова, почему он плачет, то вряд ли он станет упоминать о похоронах — это несколько неуместно в момент сватовства. Поэтому Раши приводит другое объяснение: Яаков пришел с пустыми руками. Элиэзер, раб его дедушки, пришел с кольцами, браслетами, серьгами и еще десятью верблюдами всякого добра. А у Яакова ничего нет.
Как же получилось, что Яаков пришел свататься с пустыми руками? Мидраш рассказывает, что когда Яаков отправился в Харан, за ним погнался Элифаз, сын Эйсава, обиженного утратой первородства и отцовского благословения. Эйсав поручил сыну догнать Яакова и убить его. Но из-за того, что Элифаз воспитывался у Ицхока, своего дедушки, он не смог убить Яакова. «Но что же мне делать с повелением отца?» — спросил он. И сказал ему Яаков: «Забери все, что у меня есть. Ведь бедный — он настолько же неважен, как и мертвый…» Элифаз так и сделал и с чистой совестью вернулся к отцу.
Из этого рассказа мы можем извлечь интересный урок о том, какова сила влияния дедушки. Ведь, несмотря на то, что Элифаз был сыном злодея Эйсава, полного ненависти к Яакову, он не был способен убить Яакова, благодаря воспитанию, полученного в доме деда.
А вот другой пример — сын Элифаза Амолек. Амолек ненавидел евреев до такой степени, что его имя стало нарицательным. Но оказывается, что Амолек рос у отца, который не испытывал ненависти к евреям. Мидраш «Ялкут Шимони» рассказывает, что Элифаз был праведником и старался воспитать своего сына в любви к евреям: «Элифаз сказал своему сыну Амолеку: «Сын мой, евреи унаследуют этот мир и будущий мир, так иди и рой для них колодцы и прокладывай им дороги. Если сделаешь это, то будет удел твой с ними и попадешь ты в будущий мир». Но он не сделал этого и пошел разрушать мир». Это говорит о том, что все красивые слова, которые говорил Элифаз своему сыну Амолеку, не помогли. Почему? Да потому, что Амолека растил Эйсав, который внушил ему ненависть к евреям, и влияние это было намного сильнее, чем влияние его отца Элифаза. Так рассказывает об этом мидраш: «Сказал Эйсав Амолеку: «Сколько раз я хотел убить Яакова, но не удалось мне. Сделай все, чтобы отомстить за меня». Так ему удалось повлиять на внука.
Мы снова видим силу влияния, которую имеет дедушка на своих внуков, и это, очевидно, весомая причина, по которой мы обязаны уважать дедушек и бабушек. Наш народ заинтересован передавать свои традиции от поколения к поколению, так как, в сущности, наша судьба как народа зависит от неразрывности цепочки передачи Тору из поколения в поколение. И потому уважение к дедушке и бабушке является для нас важной мицвой. Дедушка и бабушка очень важны для воспитания внуков, ведь иногда они имеют гораздо большее влияние, чем даже родители.
Я помню праздник Песах в доме моего дедушки в Лоде. Помню, как дедушка, благословенна его память, сидит во главе стола и рядом с ним большая белая подушка, для того, чтобы опираться на нее во время вкушения мацы и питья четырех бокалов вина. Я помню напев, с которым дедушка читал Пасхальную Агаду (всего дважды я был у него на Песах, но это невозможно забыть). Я помню бабушку из Лода, как она зажигала свечи в Субботу, я очень хорошо помню субботние трапезы у моей бабушки из Иерусалима, я помню до сегодняшнего дня субботние песни, которые пел дедушка, хотя у нас дома пели другие песни. Я даже помню вкус газировки, которую дедушка ставил на субботний стол! Без сомнения, мои крепкие еврейские воспоминания о дедушке и бабушке помогали мне как в трудные моменты жизни, так и в легкие.
…Каждый из нас помнит своих дедушек и бабушек. Один помнит, как дедушка проводил Пасхальный Седер, другой — как бабушка пекла латкес на Хануку. Кто-то помнит, как шел с дедушкой в синагогу, или как дедушка возвращался из синагоги, или как одевал дома тфилин… Без сомнения, каждый из нас может вспомнить хотя бы один раз, когда он совершил что-то еврейское, чтобы доставить удовольствие дедушке и бабушке. Не говоря уже про серьезные решения в нашей жизни, которые мы приняли из-за того, что бабушка надоедала нам каждый вечер и каждое утро, говоря: «Не дай Б-г, чтобы ты сделал это!» Можно с полной уверенностью сказать, что еврейству удалось выжить благодаря нашим бабушкам и дедушкам.
Проблема в том, что сейчас многие из нас уже сами стали бабушками и дедушками, мамами и папами, и сейчас наша задача — сделать все, чтобы передать еврейство следующему поколению. Да, конечно, мы еще не такие старые, но невозможно начать делать Кидуш в семьдесят лет и хотеть, чтобы внуки запомнили это. Бабушка не может начать зажигать свечи в восемьдесят и хотеть, чтобы внучки брали с нее пример. Для того чтобы быть хорошими бабушками и дедушками, мы уже сейчас должны вести себя соответствующе!