Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Ноях»

Пятница, 12. Октябрь, 2007 - 8:44

Пару лет назад мне рассказывали о старом, еще советских времен, фильме, в котором была песня с такими словами: «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает!..» Не будем сегодня говорить о том, что «это часто не совпадает», чтобы избежать обвинений в политической ангажированности — ведь не прошло и двух недель со дня последних выборов, — а побеседуем о выборе вообще. Тем более что люди делают выбор ежедневно и по многу раз на дню, и «это часто» до такой степени, что еврейские мудрецы называли главным фактором, отличающим человека от животных, именно то, что человеку дана свобода выбора!

Интересно проанализировать, каковы главные факторы, влияющие на человека при принятии того или иного выбора. Что побуждает человека покупать ту или иную вещь, голосовать — все-таки без этого примера нам не обойтись! — за ту или иную партию? Почему судья, разбирающий дело, высказывается «за» или «против»? Почему, наконец, в одной и той же ситуации один еврейский мудрец выступает за более мягкое толкование закона, а другой — за более строгое? Понятно, что на выбор человека влияет его воспитание, атмосфера, в которой он рос дома, и так далее, но очевидно, что существуют и другие причины, побуждающие человека утвердиться в своем мнении по тому или иному вопросу.

Проанализируем истоки человеческого выбора на примере из сегодняшней недельной главы. Она начинается словами: «Вот родословие Нояха: Ноях, муж праведный, был непорочнейшим в поколениях своих» (Брейшис, 6: 9) Комментарий Раши на слова «в поколениях своих» гласит: «Есть мудрецы, которые толковали это как хвалу Нояху: если бы он жил в поколении праведников, был бы еще праведнее. А есть те, которые истолковали это как позор: только в своем поколении он был праведником, в поколении же Авраѓама его бы не ставили ни во что».

Раши ссылается на дискуссию из Талмуда (трактат «Санѓедрин», 108а), но прежде, чем перейти к изучению первоисточника, проясним еще один вопрос. Известно, что комментарий Раши отвечает на вопросы, которые могут возникнуть у пятилетнего еврейского ребенка, только приступившего к изучению Пятикнижия. Почему Раши решил, что слова «в поколениях своих» вообще нуждаются в комментарии? Необычность стиха — в использовании множественного числа: «в поколениях», тогда как грамматически правильнее было бы сказать «в своем поколении», в единственном числе (кстати, именно так и написано дальше в главе: «Ибо тебя увидел Я праведным передо Мною в этом поколении» — Брейшис, 6: 1).

Итак, Раши ссылается на приведенную в Талмуде дискуссию между рабби Йохананом и Рейш-Лакишем. Рейш-Лакиш считает, что Тора хвалит Нояха, а рабби Йоханан — что критикует. То есть, оба они судили, оценивали Нояха, и один решил (выбрал для себя), что он был по-настоящему праведным, а второй — что он был праведным лишь в сравнении с остальными людьми своего поколения. Давайте попробуем понять, что заставило их прийти к подобным умозаключениям. Для того чтобы разобраться в этом, мы должны знать, в какой среде они росли. Тогда мы сможем понять, почему они пришли к разным результатам.

Рабби Йоханан родился праведником. Рассказывают, что рабби Йеѓуда ѓа-Носи, составитель Мишны, предсказывал ему яркое будущее, еще когда он находился во чреве матери. Его родители, которые умерли вскоре после его рождения, оставили ему в наследство несколько земельных наделов в районе Тверии. Но рабби Йоханан так сильно хотел изучать Тору, что был готов пожертвовать всем. Он продал все, что ему принадлежало, чтобы у него были деньги, и он мог изучать Тору. Рассказывает мидраш, что однажды он шел со своим учеником и по дороге указал тому на поле и сказал: «Видишь это поле? Оно было моим, и я продал его, потому что хотел заниматься только Торой». Они подошли к винограднику, и сказал рабби Йоханан: «Видишь этот виноградник? Он был моим, и я продал его, потому что хотел заниматься только Торой».

Несмотря на то, что его преследовали несчастья в семейной жизни, рабби Йоханан никогда не падал духом. В отношениях с людьми он был подлинным образцом для окружающих. Его доброта не знала границ и охватывала всех: господина и раба, соблюдающего заповеди и преступника, еврея и нееврея. К рабу своему он относился, как отец к сыну, как сказано: «Все, что сам ел, давал есть рабу своему». Его предназначением было приблизить тех, кто покидает пути Торы, вернуть их на путь истинный с помощью любви.

Когда такой человек, который в жизни не вкусил греха, но постоянно был занят творением добра, смотрит на Нояха, он видит, что слова «в поколениях своих» требуют толкования. Тогда он говорит, что Тора хотела намекнуть что-то в отношении других поколений. И тут, будучи человеком, который родился праведником и всю жизнь поднимался к вершинам праведности, он смотрит на «резюме» Нояха и не в состоянии понять и оценить того, что пришлось ему пережить. Вследствие этого, он не может оценить то, что сделал Ноях, и поэтому говорит, что в другом поколении тот не считался бы праведником.

Теперь обратимся к Рейш-Лакишу, который похвалил Нояха. Кто он такой? Существует мнение, что в юности он учил Тору, но впоследствии (видимо, из-за тяжелого материального положения) оставил изучение Торы и продал себя… в гладиаторы! Он был очень здоровым и физически крепким человеком и преуспел в этом занятии. Но позже арена ему наскучила и в конце концов он сбежал. И тогда произошло событие, изменившее всю его жизнь.

В Талмуде (трактат «Бава меция», 84а) рассказывается, что однажды рабби Йоханан купался в Иордане и его с другого берега реки увидел Рейш-Лакиш. Мудрец чем-то заинтересовал бывшего гладиатора, так что тот перепрыгнул реку, чтобы оказаться рядом с ним. Сказал ему рабби Йоханан: «Твою бы силу направить на изучение Торы!» Рейш-Лакиш ответил ему: «Твою бы красоту — женщине!..» И сказал ему тогда рабби Йоханан: «Если ты займешься Торой, то я дам тебе в жены свою сестру, которая намного красивее меня».

Рейш-Лакиш согласился, и рабби Йоханан обучал его Торе и Мишне, сделал его великим мудрецом, который почти сравнялся со своим учителем. Он учил Тору днем и ночью, посвятил ей всю свою жизнь. И именно он сказал известные слова: «Слова Торы осуществляются только с тем, кто отказывается от себя ради нее» (Талмуд, трактат «Брохойс», 63б).

Поэтому Рейш-Лакиш, пытаясь понять, что пережил Ноях, смотрел на него через призму того, что пережил сам. Зная, что такое этот мир, как он способен довести человека до греха и насколько тяжело отказаться от него, он сказал: «Если Ноях был праведен даже в таком поколении, когда нормальным считалось воровать, грабить и убивать, — а в поколении Нояха это было обычным поведением для всех, — тогда в другом поколении, где было меньше испытаний и соблазнов, он был бы еще большим праведником!»

…Когда мы оцениваем другого человека, мы рассматриваем его через призму самих себя. Ведь никто не может сказать, что доподлинно знает, насколько тяжело было Нояху. Но рабби Йоханан, который родился праведником, и этот путь дался ему легко, не мог понять трудностей Нояха. В отличие от него, Рейш-Лакиш, который много лет жил жизнью, далекой от идеалов Торы, понимал Нояха очень хорошо.

Здесь преподан урок нашему поколению. Для тех, кто родился в религиозных семьях, исполнять заповеди — самое естественное дело. Поэтому они иногда свысока смотрят на тех, кто пока по тем или иным причинам исполняет еще не все заповеди, и говорят, что они ничего не делают. Это происходит из-за того, что им не знакомы трудности, с которыми сталкивается каждый, кто родился в нерелигиозной семье, но пытается вернуться к вере предков: насколько тяжело не выйти на работу в праздник, где взять кошерную еду, что скажут родные, соседи, прохожие на улицах, начальник, и так далее, и тому подобное. Если присмотреться к этим евреям, мы увидим, какое самопожертвование они совершают изо дня в день — и в этом их выбор, который, возможно, даже более дорог Всевышнему, чем заповеди евреев, родившихся в религиозных семьях…

Мы нуждаемся в нашем поколении в подходе Рейш-Лакиша. Осуждающих много, а нам нужны те, кто будет говорить хорошее о другом еврее!

Комментарии: Глава «Ноях»
Нет добавленных комментариев