Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Женщины, стоящие за мужчинами

Четверг, 12. Январь, 2012 - 6:11

ravv-wolff.jpgВ 1968 году Ширли Чисхолм стала первой темнокожей женщиной, избранной в Палату представителей Конгресса США от 12-го избирательного округа штата Нью-Йорк. Увы, радость и воодушевление от победы вскоре сменились в ее сердце на горечь от необходимости борьбы с предрассудками и расистскими взглядами некоторых конгрессменов, которые пытались ограничить ее деятельность. Под давлением членов Конгресса от южных штатов она была назначена в комитет по сельскому хозяйству, где работа Ширли, которая выросла и всю свою жизнь прожила в городе, вряд ли смогла бы принести большую пользу. Назначение ее очень разочаровало. Она хотела решать проблемы бедных и бездомных людей, живущих в городах. Что она может сделать в комитете по сельскому хозяйству?!
 

Неожиданно ей позвонили из офиса Любавичского Ребе: «Ребе хочет встретиться с вами». Чисхолм, которая жила в одном квартале от «Севен севенти» (штаб-квартира хасидского движения Хабад, расположенная в доме 770 — «севен севенти» на английском — по Истерн парквей в нью-йоркском районе Краун-Хайтс), встречалась с Ребе перед выборами, пытаясь получить поддержку своей кандидатуры. Которую, кстати, не получила: Ребе отказался вмешиваться в политику и поддержать ее или любого другого кандидата. Итак, это была их вторая встреча.
 

«Я знаю, вы очень разочарованы…» — сказал Ребе, когда они встретились. «В самом деле, я очень разочарована, я испытываю чувство глубокой обиды. Что мне теперь делать?» — спросила Ш. Чисхолм. «Всевышний дал вам настоящий подарок! — ответил ей Ребе. — В США есть большие излишки пищевых продуктов, в то время, как тысячи людей голодают. Вы можете использовать данный вам Б-гом дар для снабжения бедных продовольствием. Вы найдете подходящий способ сделать это».

 

Вскоре после этого Ш. Чисхолм случайно встретилась с сенатором Бобом Доулом, который представлял штат Канзас, богатый сельскохозяйственными районами. Он рассказал ей о тяжелом положении фермеров в своей стране. В те годы Соединенные Штаты закупали овощи и фрукты за границей, и фермеры оставались с излишками продуктов и значительными потерями. Во время разговора она вспомнила слова Ребе, и в ее мозгу начала зарождаться идея.
 

В течение всех последующих лет Ширли Чисхолм в сотрудничестве с Бобом Доулом занималась осуществлением и расширением программ, которые предоставляют пищу нуждающимся, беременным и кормящим женщинам (программы известны в Соединенных Штатах как «талоны на питание» и WIC). В заслугу ей можно поставить большую часть этих программ, обеспечивающих бедных по всей Америке питанием стоимостью в миллиарды долларов, Однако она сама считала это заслугой Любавичского Ребе. В своей прощальной речи, произнесенной в связи с ее выходом на пенсию по старости, Ширли сказала: «Всеми своими достижениями в этой области я обязана Любавичскому Ребе, который с оптимизмом научил меня, что даже кажущаяся проблема на самом деле представляет собой подарок от Б-га. И если сегодня у бедных младенцев есть молоко, а у бедных детей еда, то это заслуга Ребе из Краун-Хайтс».
 

…В начале Книги Шмойс рассказывается о том, как родился Моше, как его положили в корзину и опустили в воды Нила. Затем дочь фараона спасла его, он вырос и бежал в Мидьян. Однажды, когда Моше пас овец своего тестя Исро, Б-г открылся ему в горящем кусте и сказал: «Я слышу вопли и стенания сынов Израиля в Египте. Я знаю, как они там страдают. Поэтому Я хочу, чтобы ты пошел туда и вывел Мой народ из Египта». Моше поначалу не хотел брать на себя эту миссию, но Б-г сказал, что он должен стать спасителем евреев. Моше посадил свою жену и сыновей на осла, и они отправились в путь в Египет.
 

По дороге произошло странное событие, о котором многие никогда не слышали. Тора говорит: «И был Моше в пути на ночлеге, и встретил его посланец Г-спода и хотел умертвить его» (Шмойс, 4: 24). Б-г послал к Моше ангела смерти. Раши, комментируя этот стих, говорит, что ангел принял вид змея и хотел убить Моше. Ибн-Эзра считает, что Всевышний просто наслал на Моше болезнь. Как бы то ни было, Моше был в опасной для жизни ситуации. Его жена Ципора схватила острый камень и обрезала своего сына. Ангел смерти сразу отпустил Моше. Так эта история рассказана в Торе.
 

Раши (комментарий на Талмуд, трактат «Недорим», 32б) объясняет, что же произошло на самом деле. День, когда Моше был вынужден вернуться в Египет, был восьмым со дня рождения его сына Элиэзера. Моше столкнулся с дилеммой и не знал, как лучше поступить. Если он сделает обрезание и отправится в путь, то жизни младенца будет угрожать опасность. Если он будет ждать, пока ребенок не окрепнет, то задержится с исполнением повеления Всевышнего вернуться в Египет. Моше должен был решить, что важнее: обрезать сына или спасти народ Израиля из Египта. Моше посчитал, что более важно сделать то, что велел ему Б-г, — вернуться в Египет. Обрезание своему сыну он намеревался сделать при первой же возможности.
 

Любавичский Ребе спрашивает: Разве мог Б-г хотеть «умертвить его»? Ведь Моше был послан Самим Всевышним, чтобы спасти сынов Израиля?! Если он умрет, то не сможет выполнить свою миссию? Предположим, что на личном уровне Моше вел себя не правильно, но разве это должно мешать и вредить его миссии, которая касается шестисот тысяч евреев? Тем более что Сам Всевышний сказал ему: «А теперь — иди, и Я пошлю тебя к фараону» (Шмойс, 3: 10).
 

Ответы на эти вопросы мы найдем, если проанализируем полностью всю историю посланнической миссии Моше. С самого начала, когда Б-г предложил ему вывести народ Израиля из Египта, Моше под различными предлогами стал отказываться. Первое, что он сказал: «Кто я, чтобы мне идти к фараону и чтобы мне вывести сынов Израиля из Египта?» (Шмойс, 3: 11). Потом Моше сказал: «А если они спросят меня: «Как Его Имя?» — что я тогда скажу им?» (там же, 3: 13). Потом — «Но они не поверят мне…» (там же, 4: 1). Следующий его аргумент — «Я человек не речистый» (там же, 4: 10). И в конце концов Моше попросил Всевышнего послать кого-нибудь другого: «Пошли, кого пошлешь» (там же, 4: 13).
 

Семь дней Моше торговался так со Всевышним, не желая идти в Египет. В конце концов, Б-г рассердился: «И воспылал гнев Г-спода на Моше», — и приказал ему спуститься в Египет и вывести оттуда народ Израиля. Что же делает Моше? Он не сразу отправляется в Египет выполнять повеление Всевышнего. Моше возвращается к Исро, чтобы попросить его разрешения на возвращение в Египет. Кстати, тесть говорит ему сразу: «Иди с миром» (Шмойс, 5: 17). Затем Моше решил взять жену и детей с собой. Каждый, у кого есть в семье маленькие дети, знает, как трудно путешествовать с младенцами. Необходимо взять достаточно подгузников и бутылочек, приходится много раз останавливаться потому, что сначала один голоден, а потом второй хочет пить и так далее… И все же Моше решил взять всю семью с собой в Египет, что, конечно, значительно удлиняло время пути. Затем он остановился на ночлег, хотя очевидно, что если Б-г повелел ему спуститься в Египет, и он понял, что не может обрезать своего сына, потому что не должен ждать, пока ребенку не станет лучше, то и задерживаться на ночь, возможно, тоже не следовало
 

Мидраш говорит: «Сказано: «И было в пути на ночлеге…» Если в пути, то почему на ночлеге? Это указывает на колебания Моше, который трогался в путь и возвращался на стоянку, думая о том, идти в Египет, чтобы спасать еврейский народ или нет».
 

Что же на самом деле скрывалось за всей этой канителью? Моше до сих пор не был уверен, что ему хочется идти в Египет. Рамбам комментирует этот стих так: «Ему было лень идти, и поэтому написано: «И хотел умертвить его». Ведь на самом деле нужно было поступить иначе: сделать обрезание сыну и оставить его с матерью в Мидьяне, а самому немедленно отправляться в Египет. Поэтому и разгневался Всевышний на Моше.
 

Именно Ципоре удалось спасти положение. Когда она увидела, что Моше находится в смертельной опасности, она поняла, что это потому, что он задержался в пути, взяв с собой семью. Она встала и сделала сыну обрезание и сказала мужу: «Ты должен исполнить повеление Б-га, немедленно отправляйся в Египет и выведи оттуда народ Израиля! А я останусь здесь с детьми, пока ребенку не станет лучше».
 

Почему же Моше, родившийся в семье Йохевед и Амрама, который был руководителем поколения, получив повеление идти в Египет от Самого Б-га, открывшегося ему в пламени горящего куста, не может действовать сам, чтобы выполнить свое предназначение?! И почему Ципора, нееврейка по рождению, вышедшая из дома Исро, который испытал на себе влияние всех существующих в мире религий, не слышавшая наказа от самого Б-га, подталкивает Моше и посылает его в Египет?
 

Здесь я хочу привести один хасидский рассказ, который поможет нам ответить на поставленные вопросы. У Алтер Ребе был хасид, большой мудрец и наставник, которого звали рабби Йосеф. Однажды, когда он был на йехидусе (аудиенции), Алтер Ребе сказал ему: «Для блага твоей души лучше тебе быть извозчиком, чем раввином». Услышав эти слова, рабби Йосеф не совсем понял, что Ребе хочет от него.
 

Прошло десять лет, и однажды приехали к нему посланники из соседнего города с предложением стать там раввином. Рабби Йосеф вдруг вспомнил, что Ребе сказал ему десять лет назад, и отказался от предложенной ему чести. Он понял, что, по-видимому, теперь пришло время превратиться в извозчика… После месяца колебаний и смятения, он решил пойти учиться этой профессии. Извозчики, к которым он обратился за помощью, просто не могли поверить своим ушам, но все же один из них вызвался учить рабби Йосефа приемам ремесла извозчика. Он стал учить его, как смазывать колеса телеги, как запрягать лошадь, и так далее. Рабби Йосеф не привык выполнять такие работы, весь перепачкался в дегте. Вдобавок к этому, одна из лошадей хлестнула его хвостом так, что он едва не лишился глаза!
 

Рабби Йосеф вернулся домой совершенно разбитый, отчаявшийся и грязный, и увидел, что его жена плачет. Она услышала, что весь город говорит о безумии ее мужа. Рабби Йосеф пошел в свою комнату и тоже залился слезами. Потом он решил, что должен рассказать жене, что подтолкнуло его сделать это. Он вышел и поведал жене, что Ребе сказал ему десять лет назад, что для блага его души ему лучше быть извозчиком, чем раввином. Услышав рассказ мужа, жена ответила: «Если Ребе сказал тебе это сделать, так что же ты плачешь. Завтра утром я продам свои драгоценности, купим лошадь и телегу. С Б-жьей помощью, начинай свое новое дело!». Рабби Йосефу стало стыдно за себя: он, хасид, слышавший своими ушами слова Ребе, не смог действовать самостоятельно и решительно исполнить его наказ. А жена, простая женщина, не раздумывая, предложила продать свои драгоценности, чтобы повиноваться воле Ребе. Рабби Йосеф сталбалаголой и постепенно привык к своей работе. Так прошло десять лет.
 

Однажды, когда он остановился на постоялом дворе, к нему подошел мужчина и спросил, не сможет ли он подвезти его завтра утром. Рабби Йосеф сказал, что может это сделать. На вопрос, в какое именно время, он ответил: «После молитвы». Пассажир произнес пренебрежительно: «Меня не интересуют ваши молитвы, скажите мне просто точное время!»
 

Той ночью нетерпеливый путешественник, который ночевал по соседству с комнатой рабби Йосефа, услышал, как молится и плачет этот еврей, которого он принимал за обычного балаголу. А надо сказать, что путешественник и сам был евреем, который в прошлом выполнял заповеди Торы, был женат и имел детей. Потом он оставил свою семью, сбежал из дома, тесно сошелся с неевреями и даже стал помощником одного важного графа… И вот этот человек услышал молитву рабби Йосефа и на него нахлынули воспоминания. Он начал вспоминать своих родителей, семью, жену и детей. Кто знает, в каком они положение сегодня, живы ли они, и чем добывают себе на пропитание? Какой позор им пришлось перенести из-за него, сколько страданий он им доставил! Он начал испытывать ужасные угрызения совести, а к утру у него поднялась высокая температура. Гость позвал к себе рабби Йосефа, рассказал ему всю историю своей жизни и попросил помочь вернуться домой к своей семье и к иудаизму. Рабби Йосеф оставался с ним, пока он не выздоровел и помог ему на пути раскаяния до тех пор, пока он не соединился со своей семьей.
 

Несколько месяцев спустя рабби Йосеф отправился в Любавичи, к Мителер Ребе, который к тому времени встал во главе хасидов. Когда он вошел на аудиенцию, Ребе обратился к нему с такими словами: «Мой отец приходил ко мне и сказал, что вы выполнили свою миссию как извозчик. Ее цель заключалась в том, чтобы вернуть одного еврея в его семью и к вере его отцов…»
 

Что мы можем вынести из этих историй — о Моше и о рабби Йосефе-балаголе? Широко известную истину о том, что за каждым успешным мужчиной стоит сильная и еще более успешная женщина. Это началось с Моше и продолжается по сей день.

Комментарии: Женщины, стоящие за мужчинами
Нет добавленных комментариев