Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Суббота - напоминание всему миру

Четверг, 09. Февраль, 2012 - 6:28

ravv-wolff.jpgВ середине 90‑х одному еврею, стоявшему во главе крупной рекламно-издательской компании, пришла в голову оригинальная идея: «А что, если газета «Нью-Йорк таймс», которая считается самой известной и влиятельной в мире, каждую пятницу будет публиковать время зажигания субботних свечей?» Конечно, кто-то должен был это оплачивать, но зато какой прилив гордости и подъем еврейского самосознания произойдет с помощью этого еженедельного объявления о святой для еврейского народа Субботе! Автор начинания нашел богатого и щедрого еврея, который заразился этой идеей и согласился оплачивать «символическую» сумму — почти две тысячи долларов в неделю! — за ее реализацию. И в течение пяти лет каждую пятницу евреи всех пятидесяти штатов, а также и те, кто жил за пределами США, видели следующее объявление: «Еврейские женщины! Зажигание субботних свечей в пятницу — в такое-то время».

Случилось так, что благотворитель был вынужден сократить финансирование ряда проектов, и в июне 1999 года публикация объявления была прекращена. С тех пор оно не печаталось — за исключением еще только одного раза. Это было 1 января 2000 года. «Нью-Йорк таймс» выпустила праздничный номер, посвященный «миллениуму», и вышла с тремя титульными страницами. На первой рассказывалось о том, что публиковалось в «Нью-Йорк таймс» сто лет назад — 1 января 1900 года. На второй помещался современный новогодний материал, а на третьей приводились прогнозы на будущее — о чем напишет газета 1 января 2100 года (то есть через сто лет). На этой фантастической странице можно было найти такие заголовки: «Добро пожаловать в 51‑й штат — Кубу!», «Имеют ли роботы право голосовать?» и так далее. А в дополнение к этим захватывающим воображение новостям из будущего на той же странице снова было поставлено объявление, сообщающее о времени зажигания субботних свечей 1 января 2100 года. Так просто, никто его не заказывал, и никто за него не заплатил. «Нью-Йорк таймс» сделала это по собственному усмотрению.

Редактора газеты — католика ирландского происхождения — спросили, зачем он поместил столь незначительное объявление. Его ответ с ошеломляющей точностью подтвердил вечное существование еврейского народа и силу традиции, которая передается из поколения в поколение. Он сказал: «Мы не знаем, что произойдет в 2100 году. Невозможно предсказать будущее. И только в одном мы можем быть полностью уверены — в 2100 году еврейские женщины будут зажигать субботние свечи…» Кстати, после этого выяснилась еще одна примечательная деталь. Кто-то из прочитавших эту историю не поленился проверить по календарю, на какой день недели выпадает 1 января 2100 года, и обнаружил, что это… пятница!

…В эту Субботу в недельной главе «Исро» мы читаем Десять заповедей. И это — повод для нас задуматься над вопросом: относятся ли они только к евреям, или принадлежат всем народам мира? Нужно ли считать то, что сказал Всевышний евреям, стоящим у подножия горы Синай, словами, обращенными только к народу Израиля, или их можно рассматривать как универсальное сообщение для всего человечества?

Бо´льшая часть Десяти заповедей имеет отношение к народам мира: они также должны верить в Единого Б‑га, им запрещено заниматься идолопоклонством, на них лежит обязанность уважать своих родителей… И только с исполнением одной заповеди возникает проблема. Эта заповедь говорит о соблюдении Субботы. Она не принадлежит всем народам мира, и Талмуд утверждает, что нееврею запрещено соблюдать Субботу (трактат «Санѓедрин», 58б). Но если заповедь о Субботе не имеет отношения к народам мира, то не значит ли это, что все Десять заповедей на самом деле не были даны для исполнения другими народами?!

Десять заповедей, как известно, приводятся в Торе еще раз — в главе «Воэсханан». При сравнении текстов двух глав обнаруживаются различия в их написании. Существенное изменение появляется в формулировке четвертой заповеди — повелении о соблюдении Субботы. Есть одно отличие, которое знают все, — между шомойр и зохойр («помни» и «храни»). В нашей недельной главе написано: «Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмойс, 20: 8), а в главе «Воэсханан» сказано: «Храни день субботний, чтобы освятить его» (Дворим, 5: 12). Но это не единственное отличие, не совпадают и причины, по которым дается это повеление. В главе «Исро», которую мы читаем на этой неделе, Тора объясняет причину соблюдения Субботы так: «Ибо шесть дней созидал Г‑сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил Он в седьмой день» (Шмойс, 20: 11). Обязанность соблюдать Субботу связывается здесь с тем, что мир был сотворен за шесть дней, а седьмой день Всевышний благословил покоем, о чем Тора и призывает нас помнить. С другой стороны, в Книге Дворим Тора приводит и другую причину для соблюдения Субботы: «И помни, что рабом был ты в земле Египетской, и вывел тебя Г‑сподь, Б‑г твой, оттуда рукою крепкою и десницей простертой; потому велел тебе Г‑сподь, Б‑г твой, на деле вершить день субботний» (Дворим, 5: 15).

Естественно возникает вопрос: что стоит за этими различиями между первыми Десятью заповедями и вторыми. В мидраше «Псикта рабоси» (в начале главы 23) есть интересное замечание, которое освещает этот вопрос: «Сказал рабби Юдан: «Помни» дано всем народам, «храни» дано Израилю». То есть, заповедь «помнить» день субботний на самом деле касается всех народов мира, и каждый потомок Адама должен ее исполнять. Но как? Каким образом нееврей должен помнить, что «в шесть дней создал Г‑сподь небо и землю… и отдыхал в день седьмой»?

На самом деле семидневное устройство недели не было постоянным для всех времен и народов. Так, в СССР было время, когда календарь состоял из пятидневок. В Древнем Египте и в Китае неделя состояла из десяти дней, Наполеон в свое время тоже пытался ввести десятидневную неделю. И это действительно того стоило, так как давало возможность гораздо проще считать дни и недели в круглых числах. Тем более что нет никаких естественных причин, по которым неделя должна включать именно семь дней, в отличие от остальных временных отрезков. Например, тот факт, что год состоит из 365 дней, зависит от цикла вращения Земли вокруг Солнца, который продолжается примерно 365 дней. Понятие месяца тоже связано с природой, ибо полный оборот Луны вокруг Земли длится около тридцати дней. Понятие «сутки» также является естественным — это один оборот Земли вокруг своей оси. Но где же естественные основания для устройства недели? В мире природы нет ничего, что соответствовало бы семи дням недельного цикла!

Единственная причина, по которой неделя, как единица времени, состоит из семи дней, называется в Книге Брейшис, где мы узнаем, что Б‑г сотворил мир за шесть дней и отдыхал на седьмой день. Поэтому каждый человек, живущий в современном мире по семидневному недельному циклу (а таких большинство), на самом деле помнит день субботний, прямо или косвенно, сознательно или неосознанно, по своей воле или против воли, он признает, что Б‑г есть Творец вселенной. В этом и заключается причина, по которой Десять заповедей, читаемые на этой неделе, были обращены ко всем народам мира. Как сказано: «Помни день субботний… потому что шесть дней созидал Г‑сподь…» Этот момент касается всего сущего в мире и также всех народов. С другой стороны, десять заповедей в главе «Воэсханан» были сказаны только для народа Израиля. Написано: «Храни день субботний». Для еврея не достаточно только помнить Субботу. Б‑г требует, чтобы еврейский народ соблюдал Субботу. И поэтому Тора приводит совершенно иную аргументацию: Исход из Египта. Эта причина, конечно, касается исключительно народа Израиля, так как только он вышел из Египта.

Эти выводы могут помочь нам понять и смягчить другую удивительную особенность нашей недельной главы. В своих трудах Любавичский Ребе спрашивает: «Как могло получиться, что столь важная глава, в которой приводятся Десять Заповедей, называется именем человека, который не только не был евреем, но и за свою жизнь успел позаниматься всеми существующими в мире видами идолопоклонства. Кроме того, трудно понять, почему его история появляется в Торе между рассказом о рассечении Красного моря и повествованием о даровании Торы. Разве нельзя было поместить историю Исро в другом месте? Совершенно очевидно, что это прерывает прямую последовательность событий Исхода из Египта. С начала Книги Шмойс мы читаем о том, как Моше, преодолевая все преграды, выводит еврейский народ из Египта, но вдруг повествование прерывается и появляется Исро… Ребе объясняет, что тем самым Тора хочет показать нам, что Десять заповедей в главе «Исро» имеют отношение и к народам мира. В Талмуде (трактат «Звохим», 116а) сказано: «И услышал Исро…» — рабби Элиэзер ѓаМодаи говорит: о даровании Торы услышал он и пришел. Когда дана была Тора народу Израиля, голос Всевышнего звучал от края мира и до края…»

По той же причине первым словом в Десяти Заповедях является анойхи, а не ани. Мидраш объясняет, что анойхи является словом… египетским! То есть, Б‑г открывает Десять заповедей не ивритским словом, чтобы народы мира поняли, что эти заповеди принадлежат также и им, и они должны их соблюдать.

…Мы позаимствовали у народов мира много разновидностей вкусных блюд, таких как суши, гуляш, жаркое и харчо. А они получили от нас семидневную неделю, которая символизирует и выражает главное в судьбе человечества: у Вселенной есть Творец, Который создал мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал от работы. И для того, чтобы напомнить об этом людям, все средства хороши — вплоть до объявлений в «Нью-Йорк таймс»!

Комментарии: Суббота - напоминание всему миру
Нет добавленных комментариев