Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Попытаться походить на праведников…

Среда, 07. Март, 2012 - 18:09

ravv-wolff.jpgВ Государстве Израиль, согласно законодательству, Суббота является официальным выходным днем. Этот закон касается и Армии обороны Израиля, накладывая запрет на проведение каких-либо военных учений в Субботу и еврейские праздники в Израиле.

В структуре Генерального штаба израильской армии есть специальное управление — Главный военный раввинат (Раббанут цваи). Его основными задачами являются удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих и контроль за соблюдением еврейского религиозного Закона в армейских условиях. Главный военный раввинат назначает раввинов, которые служат в воинских подразделениях. Руководит всей религиозной работой главный раввин Армии обороны Израиля.

Во время Войны Судного дня эту должность занимал раввин Мордехай Пирон, у которого были прекрасные, основанные на дружбе и взаимном уважении отношения со всеми высшими военными чинами, включая министра обороны Моше Даяна.

Однажды ему было сказано, что военное положение вынуждает провести действия, которые могут стать осквернением Субботы. Руководство армии предлагало главному раввину закрыть на это глаза и не вмешиваться. Рав Пирон оказался в непростой ситуации. С одной стороны, совесть подсказывала ему, что, находясь на посту главного военного раввина, он обязан забить тревогу и попытаться остановить осквернение святой Субботы. С другой стороны, он подумал, что, может быть, правильнее будет на этот раз просто закрыть на это глаза, чтобы не испортить хорошие отношения с руководством. В конце концов, он нуждается в сотрудничестве с ними для управления религиозной жизнью армии.

В то время рав Пирон был в Соединенных Штатах и, конечно, не мог упустить возможности встретиться с Любавичским Ребе. Он никому не говорил о вставшей перед ним проблеме, но почувствовал необходимость рассказать об этом Ребе и спросить, что ему делать — не обратить внимания на эту историю или прислушаться к голосу своей совести и открыто выразить протест?

Ребе посмотрел на него и спросил: «Вы знаете историю рабби Элиэзера ѓаГодоль?» Речь шла о рассказанной в Талмуде истории рабби Элиэзера бен Ѓуркануса, одного из великих таноим своего поколения (его так и называли ѓаГодоль — Великий). После разрушения Храма еврейские мудрецы собрались в Явне, где затем был построен бейс-мидраш, в котором заседал Санѓедрин. Законы там, как правило, устанавливались согласно мнению большинства. Когда какое-либо положение было не совсем ясно, его выносили на обсуждение и после слушаний принимали решение, соответствующее большинству голосов.

В трактате «Бава меция» (59б) рассказывается о таком заседании, на котором обсуждался вопрос о том, принимает ли некоторый тип печи нечистоту, или нет. Рабби Элиэзер заявил, что печь является чистой, а мудрецы утверждали обратное. В Талмуде говорится, что в тот день рабби Элиэзер привел все возможные доказательства, но не смог убедить большинство в своей правоте.

Тогда рабби Элиэзер решил призвать на помощь силы природы. Подтверждая истинность его мнения, огромное рожковое дерево переместилось на расстояние в 100 локтей, а ручей понес свои воды в обратном направлении. Однако мудрецы возразили, что подобные явления не могут служить доказательством истинности закона. Тогда рабби Элиэзер сказал: «Если закон соответствует моему мнению, пусть докажут это стены дома учения». Стены начали накреняться и остановились только по приказанию рабби Йеѓошуа, который отстаивал противоположную точку зрения. Однако это тоже не убедило мудрецов. И тогда раздался Голос с Небес, возгласивший: «Ну что вы тягаетесь с рабби Элиэзером? Ведь закон во всех случаях соответствует его мнению!» Но рабби Иегошуа возразил: «Тора не на Небесах, она уже дана нам с горы Синай, и написано там: «Следуй за большинством» (Шмойс, 23: 2)». Смысл высказывания рабби Йеѓошуа заключается в том, что после того, как евреи получили Тору на горе Синай с четкими правилами ее изучения (среди которых и принцип «следуй за большинством»), даже Небеса не могут вмешиваться в споры между мудрецами.

Тогда ѓалоха была установлена по мнению большинства мудрецов. А поскольку рабби Элиэзер отказался принять это мнение, он был подвергнут отлучению, потерял свое место в бейс-мидраше, вернулся в свой город и последние годы жизни провел в одиночестве…

Рав Пирон сказал Любавичскому Ребе, что он, конечно, знает историю рабби Элиэзера, который не отказался от своей правды и заплатил за это очень высокую цену. Тогда Ребе спросил его: «А история рабби Акавьи бен Маѓалалеля вам известна?»

Акавья, живший в период Второго Храма, примерно в то же время, что Ѓилель и Шамай, был одним из величайших мудрецов, о котором сказано, что не было в Израиле человека, превосходящего его «мудростью и боязнью греха» (Талмуд, трактат «Псохим», 64б). В Мишне рассказывается, что Акавья расходился во мнениях с мудрецами того поколения по четырем вопросам, связанным со святостью и ритуальной чистотой. Однажды пришла к нему делегация, состоявшая из уважаемых мудрецов, и сделала ему предложение, от которого трудно было отказаться. Мудрецы предложили ему стать верховным судьей Израиля при условии, что он примет сторону большинства относительно четырех законов, по которым он имел особое мнение. Это было очень заманчивое предложение, потому что пост главы Санѓедрина был вторым по значению после носи — главы поколения. Рабби Акавья ответил: «Лучше пусть меня назовут сумасшедшим, чем согрешу я перед Б‑гом ради высокого поста, отказавшись от того, что считаю единственно верным» (Мишна, трактат «Эдуйойс», 5: 6). Он был готов отказаться от руководства Израилем и терпеть за это насмешки окружающих, ибо главным для него было ни на минуту не грешить перед Всевышним. Если бы он отказался от своих принципов, от своей истины, чтобы получить высокий пост, то это было бы равнозначно получению взятки за изменение своей позиции. Рабби Акавья отказался от почетной должности и остался верен своей правде!

Рав Мордехай Пирон, конечно, не нуждался, чтобы кто-то рассказывал ему эти истории. Он точно знал, что имеет в виду Ребе, и ответил так: «Вы сравниваете? Разве можно сравнивать меня с рабби Элиэзером или рабби Акавьей? Они великие мудрецы, цвет нации, а я всего лишь маленький человек…»

Ребе посмотрел на него серьезно и сказал: «Человек должны бороться за истину в своем сердце, это война с самим собой, но он стоит перед Б‑гом, который и есть высшая Истина!» Рав Пирон был потрясен услышанным. Ребе добавил: «Иногда вы видите большие волны на море, и вам кажется, что будет сильная буря, но вдруг все успокаивается, море затихает и все забывается…» Когда рав Пирон вернулся в Израиль, военачальники сказали ему: «Хорошо, что вы не вмешались, ведь все это отменили».

…В недельной главе «Ки сисо» мы читаем об истории греха золотого тельца. Моше был на горе Синай сорок дней и уже собирался спуститься вниз со скрижалями завета. И вот Б‑г рассказывает ему о том, что происходит в еврейском лагере: «Извратился твой народ… сделали тельца литого, и пали ниц пред ним» (Шмойс, 32: 7, 8). Всевышний предлагает Моше: «И теперь оставь Меня, и воспылает Мой гнев против них, и истреблю Я их, и сделаю тебя народом великим» (там же, стих 10). Заманчивое предложение: Моше станет отцом нации, его потомство будет жить в веках! Однако верный своей правде Моше отвечает Всевышнему: «Если не простишь их грехи — сотри меня из Твоей книги, которую Ты написал» (там же, стих 32).

Моше-рабейну готов был пожертвовать собой ради спасения народа Израиля! Эта история служит примером того, как мы сами должны проявлять самоотверженность ради спасения другого еврея. Тем не менее, часто человек говорит себе: «Какие могут быть сравнения? Разве я могу быть подобен по святости Моше? Как вы можете ожидать от меня, чтобы я поступал так же, как он?!»

Или бывает иногда, что человеку нужно простить своего друга или кого-то из родственников, но он не решается это сделать. Тогда раввин, пытаясь убедить его, говорит: «Помнишь, как Йосеф простил своих братьев? Может быть, и ты возьмешь с него пример?» Что нашептывает человеку злое начало? «Какие могут быть аналогии? Разве я Йосеф-праведник, сын нашего праотца Яакова? Я простой человек, как вы можете ожидать от меня такого поведения?..»

Алтер Ребе пишет в «Тании» (глава 44): «И хотя можно сказать: где он и кто тот, чье сердце способно достичь хотя бы и тысячной доли ступени любви верного Пастыря (Моше-рабейну), однако какая-то малейшая частица благости и света его освещает общность всех евреев всех поколений». Тем самым Алтер Ребе утверждает, что в душе каждого еврея есть искра Моше. Верно, что никто не ожидает, что каждый из нас будет таким же великим праведником, как Моше, но один раз в жизни вы можете поступить как он! Раз в жизни вы можете простить своих обидчиков, как Йосеф, не каждый день, но однажды, на короткое время стать Йосефом-праведником!

Все согласятся с тем, что нам далеко до уровня святости рабби Акавьи бен Маѓалалеля. И все же, возможно, когда раз в жизни мы стоим перед важным выбором, нам следует отстаивать истину, как он. Один раз мы можем и должны стараться быть как все эти духовные гиганты, о которых рассказывает Тора.

Комментарии: Попытаться походить на праведников…
Нет добавленных комментариев