Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Песах: к еврейству — через еду!

Четверг, 29. Март, 2012 - 13:28

ravv-wolff.jpgОднажды перед Песахом в дом святого рабби Авраѓама-Йеѓошуа Ѓешеля (автора книги «Оѓев Исроэль», известного также как Аптер ров) пришли собиратели милостыни, чтобы получить мацу для бедняков. Рабанит, жена рабби, была очень занята подготовкой к празднику, и кто-то из домочадцев, отправившись принести мацу для пожертвования, по ошибке отдал мацу шмуру, испеченную по особому заказу накануне Песаха для самого Аптер рова. Ничего не подозревающие габоей цдока взяли мацу и ушли. Когда рабанит обнаружила пропажу, то после многочисленных поисков и расспросов, ей стало понятно, что собиратели милостыни получили мацу, испеченную специально для ее мужа!

Потрясенная случившимся, рабанит не знала, что делать. Она побоялась рассказать обо всем своему мужу-праведнику, и после некоторых размышлений взяла простую мацу и положила ее в салфетку, где ранее была приготовлена специальная маца шмура для рабби. Потом она сделала вид, как будто ничего не знала о том, что произошло, и святой рабби для Пасхального Седера использовал простую мацу.

После Песаха к рабби Авраѓаму-Йеѓошуа пришла разводиться одна семейная пара. Он спросил у мужа: «Почему ты хочешь развестись со своей женой?» Тот ответил, что жена не хочет готовить для него на Песах в специальной посуде, в которую не попадала маца (многие евреи, строго соблюдающие законы праздника, в частности, хасиды, не едят на Песах мацу шрую — замоченную мацу, стараясь избегать контакта мацы не только с водой, но и с любыми другими продуктами).

Раввин приказал позвать свою жену и спросил: «Скажи, какую мацу положили мне на стол на Седер?» Рабанит молчала, потому что боялась говорить правду. Муж попросил еще раз: «Скажи, пожалуйста, не бойся!» Рабанит ответила: «Простую…» — и рассказала о том, как это произошло.

Выслушав всю историю, рабби Авраѓам-Йеѓошуа сказал собиравшемуся развестись мужу: «Видишь, сын мой: я ел простую мацу на Пасхальном Седере и сделал вид, что ничего не знаю и ничего не чувствую, и все для того, чтобы не сердиться, или, не дай Б‑г, не поссориться со своей женой. А ты хочешь развестись с женой из-за мацы шруи?!» И супруги отправились домой с миром. Так Аптер ров помог сохранить еще одну еврейскую семью.

…Посторонний человек, попав в еврейский дом и пытаясь познать законы еврейской жизни, может прийти к выводу, что из шестисот тринадцати заповедей, по крайней мере шестьсот связаны с едой. В Субботу евреи постоянно заняты поглощением то одного, то другого приготовленного накануне блюда, будь то фаршированная рыба, куриный бульон или чолнт во время утренней трапезы. А каждый еврейский праздник, если подумать, ассоциируется с каким-то специфическим блюдом: ѓоменташи на Пурим, латкес на Хануку, креплах накануне Йом-Кипура, кнейдлах на Песах… Всё вокруг еды!

Но если повнимательнее приглядеться к традициям еврейских праздников, то можно заметить, что, кроме еды, каждый праздник имеет основную, только ему присущую заповедь: Рош ѓаШоно — трубление в шойфар, Ханука — зажигание свечей, Суккос — нетилас лулав, Пурим — чтение Мегилы.

А что же отличает Песах? Заповедь есть мацу! Это единственный праздник, обряды и заповеди которого связаны исключительно с пищей. Действительно, всё вокруг еды! Каким образом праздновать Песах? Мы должны не есть хомец и употреблять в пищу мацу. Но это не единственное, что нам предписано кушать на Песах. Кроме того, нам дана заповедь есть моройр — горькие травы, а когда существовал Храм, исполнялась заповедь есть мясо пасхальной жертвы.

В ночь на Песах мы произносим: «Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и повелел нам есть мацу» и «…есть горькие травы». Подобное же благословение говорили евреи на мясо пасхальной жертвы во времена существования Храма. Эти законы приводит в своем ѓалохическом труде «Мишне-Тора» Рамбам («Законы хомеца и мацы», 8: 7). Только в Песах мы читаем на пищу такого рода благословения, предназначенные, вообще-то, для произнесения перед выполнением заповедей. Мы говорим брохи с этой формулировкой («…Который освятил нас Своими заповедями и повелел нам…») на трубление в шойфар, зажигание ханукальных свечей, нетилас лулав, чтение Мегилы и т. п. А перед употреблением различных видов пищи обычно, во все остальные дни года, произносятся только «благословения удовольствий», построенные в несколько иной форме.

Песах является единственным праздником в еврейском календаре, который обязывает нас кушать нечто определенное, и не установлено для этого праздника никакой другой заповеди (за исключением пасхального жертвоприношения во времена Храма). В Субботу, например, есть заповедь наслаждения Субботой. Еврей должен получать удовольствие от соблюдения Субботы. Ѓалоха говорит: «А что приносит наслаждение?.. Везде и в любом месте в соответствии с его обычаем наслаждаются вкусной едой и вкусными напитками («Шулхан орух», «Законы Субботы», в начале). То есть сама мицва — это насладиться. Наши мудрецы установили путь исполнения заповеди: наслаждаться едой и питьем. А как же быть больному человеку? Если еда наносит вред его здоровью, то он не должен есть. Об этом тоже сказано в «Шулхан орухе» («Законы Субботы», 288: 2). «Человек, которому еда приносит вред, то есть для него удовольствие — это не кушать, не обязан есть, и даже ему чуть ли не запрещено есть, чтобы он не страдал в Субботу». Похожий закон касается и таанис халом (поста, который нейтрализует последствия дурного сна). Человек, которому приснился плохой сон, проснувшись утром и испытывая страх, должен поститься в этот день, для того, чтобы сон не стал реальностью. Ѓалоха говорит, что тому, кто проснулся в Субботу утром после дурного сна, разрешается соблюдать пост. Почему? Так как «он получает больше удовольствия от голода, чем, когда он будет есть, пить и бояться своего сна» («Шулхан орух», «Законы Субботы», 288: 7).

Есть в Торе и заповедь радоваться в праздник. Наши мудрецы установили, как мы должны радоваться: «Маленьким детям дают сладости и орехи, женщинам покупают одежду и украшения, по средствам», и все едят мясо и пьют вино («Шулхан орух», «Законы Субботы», 529: 7).

В приведенных законах еда не является заповедью самой по себе, просто с ее помощью и посредством ее вы можете исполнить на практике ту или иную заповедь. И только на Песах еда становится заповедью и до такой степени, что сам праздник получает в Торе название хаг ѓамацойс («праздник опресноков»). Какая же особенность понятия «еда» позволила ей стать заповедью на Песах?

Когда человек путешествуя по миру, действительно хочет узнать и понять жизнь страны, куда он приехал, то ему просто необходимо попробовать блюда местной кухни. Не может быть такого, чтобы турист побывал в Китае и не ел китайскую еду. Когда вас приглашают на китайскую вечеринку, вы понимаете, что там вам не обязательно будет говорить на китайском языке, и, вполне возможно, что вы не встретите там ни одного уроженца Поднебесной (разве что только повар будет китаец), но вы можете быть совершенно уверены, что предстоит отведать шедевры китайской кухни, которые, кстати, вполне могут быть кошерными!

В Песах каждый еврей должен исполнить заповедь испытать на себе Исход из Египта. Недостаточно помнить об Исходе — это мы делаем каждый день. Но в Песах еврей «должен видеть себя, как если бы он сам вышел из Египта», он должен пережить это, почувствовать, как будто он сам был рабом и вышел на свободу. Лучший способ испытать что-либо — это вкусовые ощущения, полученные во время еды. Когда человек ест мацу, он реально чувствует, что это «хлеб бедности». Когда он чуть ли не ломает зубы о твердый лист мацы, когда во рту полно царапин от острых краев сухих опресноков, а желудок постоянно болит, с трудом справляясь с непривычной пищей, — только тогда он может в полной мере испытать, что чувствовали сыны Израиля, когда они были рабами и ели «хлеб бедности»! Когда человек ест горькие травы и из его глаз катятся слезы, тогда он реально может понять страдания еврейского народа, и только тогда он в полной мере может почувствовать радость выхода на свободу. Эти переживания войдут в его плоть и кровь! Вот почему все заповеди праздника Песах связаны только с едой.

Это объясняет и то, почему все еврейские праздники и вся еврейская традиция построена на питании. Пасхальная маца учит нас, что еда является наилучшим средством для передачи своего опыта следующему поколению — кто не помнит фаршированную рыбу своей бабушки?! И действительно, во многих семьях на Песах готовят и едят блюда, которые готовили бабушки. И это поддерживает их связь с народом Израиля гораздо больше, чем что-либо другое. Запах пищи напоминает забытое и возвращает домой, в иудаизм.

Если вы хотите укрепить еврейское самосознание своих детей, добавьте в ваше семейное меню еврейское блюдо! И тут перед нами открываются большие возможности: ведь нам всегда есть что добавлять, и это так вкусно, и так по-еврейски!

Кошерного и веселого вам Песаха!

Комментарии: Песах: к еврейству — через еду!
Нет добавленных комментариев