Не так давно в некоторых странах снова начали поговаривать о необходимости запретить евреям делать шхиту и совершать обряд брис-мило (обрезание) детям до достижения ими сознательного возраста, когда они смогли бы сами решить, хотят они сделать обрезание или нет.
Обрезание всегда осуждалось антисемитами, и во все времена то в одной, то в другой стране на этот обряд накладывался запрет. Не нужно далеко ходить за примером, совсем недавно в СССР обрезание считалось серьезным нарушением закона.
Хочу рассказать одну получившую широкую известность историю о событиях, имевших место в белорусском городе Гомель в тридцатые годы прошлого века. Один женатый еврей подал в суд заявление о разводе сразу же после рождения своего первенца. Поводом для развода стало обрезание, которое его жена позволила сделать ребенку. Коммунисты с радостью ухватились за этот случай. Наконец-то появилась реальная возможность показать еврейской молодежи Гомеля, что есть среди них молодой человек, еврей, который готов принести в жертву свое семейное благополучие ради коммунистической партии, выступающей против обрезания. Они решили устроить общественное слушание дела в суде и объявили об этом по всему городу.
Настал день суда, и зал заседаний не смог вместить всех желающих. Судья, который сам был евреем, пригласил отца на трибуну и спросил: «Товарищ, вы считаете себя преданным членом партии?» — «Да», — ответил отец и рассказал о важной должности, которую он занимает в партийной иерархии. На следующий вопрос судьи: «До сих пор вы были в хороших отношениях с женой?» — муж ответил утвердительно. Тогда судья продолжал: «Итак, что же случилось теперь, почему вы хотите развестись?»
— Моя жена родила мне сына, и я надеялся вырастить его настоящим коммунистом. И вот однажды, вернувшись домой, к своему большому удивлению я обнаружил, что моему мальчику сделали обрезание! Неужели я должен был сидеть целыми днями дома и охранять своего ребенка? Я считаю, что вина за случившееся полностью лежит на моей жене! — заявил молодой отец.
Сидящие в зале суда закивали в знак согласия с ним.
Судья обратился к жене и спросил:
— Правда ли то, о чем говорит ваш муж?
— Это было совсем не так, — ответила женщина со слезами на глазах, — но муж не хочет мне верить! Я расскажу вам, как все произошло. Мы живем в коммунальной квартире с несколькими соседями. Ребенок спал, и я отлучилась на минутку в магазин за хлебом. Когда я вернулся домой, то обнаружила, что мальчик пропал. Я испугалась и немедленно побежала его искать. Но тут я встретила возле дома моих родителей и родителей моего мужа. Вы представляете, как я была счастлива, увидев сына на руках у моей матери. Она сказала мне: «Мы решили немного погулять с внуком». Я взяла ребенка и поднялась домой. Позже, взявшись перепеленать младенца, я обнаружила, что ребенок обрезан. Я и представить себе не могла, что наши родители могут такое сделать!
Судья вызвал обе пары родителей предстать перед судом и спросил, правда ли то, что рассказала мать ребенка. Бабушка начала объяснять:
— Я, признаться, не совсем понимала, что плохого было бы в том, что наш внук будет обрезан, как каждый еврейский ребенок. И, тем не менее, поверьте, что мы не планировали это сделать, а все просто произошло «само по себе».
Весь зал захохотал, судья призвал к тишине и задал саркастический вопрос:
— Скажите, как обрезание может произойти «само по себе»?
— Мы взяли ребенка погулять, — отвечала бабушка, ничуть не смутившись, — чтобы он мог подышать свежим воздухом. Так, гуляя, мы повернули на боковую улицу. Вдруг непонятно откуда появился неизвестный, мы даже не знаем его имени, и спросил нас: «Хотите ли вы, чтобы вашему внуку сделали брис-мило, как любому другому еврейскому мальчику?» — «Конечно», — ответили мы. И тут он быстро вытащил нож и, прежде чем мы поняли, что происходит, ребенок был обрезан!
Зрители в зале покатывались от хохота, слушая этот рассказ.
— Ну что, вы закончили вашу странную историю? — спросил судья.
— Да, — ответила бабушка, — и я хочу вам сказать, что я очень рада.
— Рады чему? — удивился судья.
— Тому, что мой внук обрезан, так же, кстати, как и вы. Разве вы не гордитесь тем, что вы еврей? — ответила вопросом на вопрос бабушка, закончив давать свои показания.
Судья с трудом смог справится с шумом в зале суда. Он снова вызвал мужа и спросил его:
— Скажите, товарищ, кроме этой истории с обрезанием, у вас есть еще причина для развода с женой?
— Нет, — ответил муж, — это единственная причина.
— Если я скажу вам, что ваша жена не виновата в том, что произошло, вы готовы изменить свое мнение? — спросил судья.
— Конечно.
— Хорошо, — сказал судья. — Вот решение суда: ваша жена абсолютно не виновна в происшедшем. Вся вина возлагается на бабушек, и я приговариваю их к штрафу в размере пятидесяти рублей за то, что они по-прежнему упрямо следуют еврейским обычаям, которые противоречат закону…
Выходя из зала суда, все восхищались мудростью молодой пары. Они смогли и сделать обрезание своему сыну, и сохранить важную должность мужа и не открыли никому имя моѓеля (этим моѓелем был хасид рабби Ицхок-Эльхонон Шагалов; несколько лет спустя, в 1937 году он был арестован за то, что делал обрезания, и расстрелян в гомельской тюрьме, да отомстит Всевышний за его кровь).
…Мидраши рассказывают, что когда Всевышний повелел Авраѓаму сделать обрезание, тот пошел спросить совета у своих друзей: Анера, Эшколя и Мамре. Анер сказал: «Тебе уже больше девяноста лет, и ты подвергнешь себя страданиям! Родственники побежденных в недавней войне царей могут прийти и убить тебя». Эшколь указал на смертельный риск, связанный с операцией в пожилом возрасте. Мамре сказал: «Творец спас тебя среди всех, и никто не может причинить тебе зла. Встань, выполни заповедь твоего Господина!» («Мидраш Танхума», «Вайеро», 3). Уже здесь мы видим в первый раз, что общественное мнение было против брис-мило, и только Мамре посоветовал Авраѓаму обрезаться.
Затем Авраѓам сделал обрезание Ишмоэлю, которому было тогда тринадцать лет и который согласился на то, чтобы Авраѓам обрезал его. И только новорожденный Ицхок стал первым еврейским мальчиком, которому сделали обрезание на восьмой день. В мидрашах рассказывается, что Ишмоэль похвалялся перед Ицхоком тем, что он выше него. Ведь Ицхока не спрашивали, хочет ли он, чтобы ему сделали обрезание, а Ишмоэль сделал это сознательно. Раши (комментарий на Брейшис, 22: 1) говорит, что Ишмоэль «хвастался перед Ицхоком тем, что был обрезан тринадцатилетним и не воспротивился».
Но на самом деле мы видим, что Б‑г хотел, чтобы евреи делали брис-мило на восьмой день после рождения, хотя при этом они не проявляют таких же преданности и самопожертвования, как Ишмоэль. К тому же при таком положении вещей евреи лишаются права «свободы выбора», которое дается им при исполнении других заповедей. Это единственная заповедь, которую младенец «исполняет» без своего согласия.
Можно сказать, что есть в нашей жизни много вещей, которые происходят без нашего согласия. Мишна говорит: «Не по своей воле ты зачат, и не по своей воле родился, и не по своей воле живешь» («Пиркей овойс», 4: 22). Человек лишен права выбора именно в вопросах, связанных с самим его существованием. Его никто не спрашивает о том, хочет ли он родиться, и уж тем более о том, хочет ли он родиться евреем!
Таким образом, единственная заповедь, которая совершается над его физическим телом и символизирует, что он еврей, делается против его воли, чтобы подчеркнуть, что существование его как еврея не может зависеть от свободы выбора. Он может сопротивляться этому, как хочет, но он рождается евреем «не по своей воле».
На этой неделе в главе «Беѓаалойсхо» мы читаем о странствиях народа Израиля по пустыне. Тора говорит, что от воли евреев не зависел ни один переход с места на место в этом многолетнем путешествии. Только облако Славы, которое покрывало Скинию, определяло это за них. Каждый раз, когда облако отделялось от Скинии, сыны Израиля снимали свои шатры и отправлялись в путь, и где оно останавливалось, там они располагали свой стан. Иногда облако Славы пребывало на одном месте «с вечера до утра», только одну ночь. Но было время, когда они стояли на одном и том же месте восемнадцать лет. Однако от их воли совершенно ничего не зависело, как сказано: «По речению Г‑спода станом располагались они и по речению Г‑спода выступали в путь. « (Бамидбор, 9: 20)
Исход из Египта — рождение народа Израиля — не было согласовано с ним: «рукою сильною и мышцею простертою» (Шмойс, 6: 1) вывел Г‑сподь евреев из страны рабства. И все странствия по пустыне не были подвластны человеческой воле. Все это для того, чтобы привить еврейскому народу понимание абсолютной истины: существование его как народа не зависит от его собственного выбора.
Поэтому, так же, как любой «нормальный» человек, в конце концов, испытывает чувство радости от того, что он когда-то появился на этот свет, хотя его никто и не спрашивал, так и «нормальный» еврей может радоваться, что прошел обряд брис-мило, несмотря на то, что не давал на это своего согласия.
Eva пишет...