Несколько лет назад в Израиле были опубликованы результаты исследования, утверждающего, что после трех с лишним тысячелетий неизвестности ученым удалось обнаружить то место, где находился колодец пророчицы Мирьям. Согласно галилейской традиции, исходящей от величайшего кабалиста Аризаля, место колодца Мирьям, сестры Моше, находится сейчас… в районе Тверии, на берегу Кинерета (Галилейское море). Это место по-прежнему существует и его можно посетить!
Колодец Мирьям, как известно, был единственным источником воды для сынов Израиля в течение сорока лет их скитаний по пустыне, пока они не пришли в Землю обетованную, где необходимость в нем отпала, так как там имелась вода из природных источников. Во времена Талмуда зародилась традиция, согласно которой колодец Мирьям после вступления потомков Авраѓама на Землю Израиля скрылся в водах Галилеи. Эта традиция передавалась из поколения в поколение среди евреев Тверии и Галилеи, но точное местонахождение колодца было потеряно. С тех пор раввины, экскурсоводы и старожилы Тверии указывают на различные места, в основном в центре самого Галилейского моря. Согласно традиции, распространенной среди евреев Тверии, место колодца — в море напротив древней синагоги рабби Хаима Абулафия в еврейском квартале города. Другие утверждают, что колодец находится в море напротив горячих источников (знаменитых хамей Тверия, многократно упоминающихся в Мишне и Талмуде).
Археологические и исторические исследования, проведенные археологом и бывшим сотрудником Института древностей Йоси Стефанским, показывают, что Аризаль — рабби Ицхок Лурия Ашкенази (1536–72), великий кабалист своего поколения и источник кабалистической мудрости в том виде, как она преподается сегодня, — бывал здесь в течение двух лет, проведенных им в Цфате (1570–72). Описание самого места можно найти в книге его ученика рабби Хаима Виталя «Шаар ѓагилгулим» («Врата реинкарнации»). Однако согласно этому известному многим свидетельству, никто не смог бы найти колодец, так как оно не указывает на точное место объекта, а только описывает местность, где он был расположен.
Открытие точного места колодца Мирьям является частью новых и продолжающихся исследований могил праведников и святых мест, которые проводятся в сотрудничестве с иерусалимским исследователем Исроэлем Герцбергом. Открытие это стало возможным благодаря изучению еще одного, менее известного, чем труды Аризаля, древнего первоисточника. Это книга «Нагид вемецаве» рабби Яакова Цемаха. Она написана приблизительно через 60 лет после Аризаля и включает в себя рассказы, которые автор слышал от сына рабби Хаима Виталя, Шмуэля, когда он был в Дамаске в начале XVII века. В этой книге дается точное описание местоположения колодца Мирьям, и более того — именно в этом месте Аризаль поил водой из него рабби Хаима Виталя, после чего тот получил способность постигать «мудрость своего учителя», Кабалу.
Вот цитата из книги «Нагид вемецаве», приводимая от имени рабби Хаима Виталя: «Когда я пришел к моему учителю, да будет благословенна его память, чтобы учиться у него мудрости, отправился мой учитель в Тверию и взял меня с собой… И когда мы плыли на лодке против столпов старой синагоги, мой учитель взял кружку, набрал в нее воды из озера и напоил меня этой водой, сказав: «Теперь все тайные знания откроются тебе, потому что это вода из колодца Мирьям». И с тех пор я получил способность проникать в глубины этой мудрости».
…Я уже неоднократно в той или иной форме писал о том, как каждый представитель народа Израиля должен заботиться о других евреях, о приближении их к Торе и исполнению заповедей. Меня часто спрашивают, как мы должны действовать и сколько усилий нам необходимо приложить, чтобы привлечь других евреев к иудаизму, и до какой степени самоотречения можно дойти в своей любви к ближнему. На этой неделе, рассматривая некоторые темы, изложенные в главе «Хукас», мы можем найти ответы на эти вопросы.
Наша недельная глава рассказывает об уходе из этого мира Аѓарона и Мирьям, и о том каковы были последствия исчезновения из среды народа Израиля брата и сестры Моше. После смерти Мирьям евреи лишились воды, которой поил их долгие годы ее колодец. После смерти Аѓарона исчезли Облака славы, и сразу же Амолек пришел воевать с Израилем.
Наши мудрецы объясняют в связи с этим (Талмуд, трактат «Таанис», 9а), что Облака славы, которые защищали евреев в пустыне, были даны им в заслугу Аѓарона, колодец с водой, который сопровождал сынов Израиля в их скитаниях по пустыне, был дан в заслугу Мирьям, а ман, который удовлетворял потребности людей в еде в течение сорока лет, был дан в заслугу Моше (когда Аѓарон и Мирьям умерли, Облака славы и колодец исчезли вместе с ними, но затем эти чудеса возвратились в заслугу Моше).
Ман, Облака славы и вода обеспечивали три основных потребности человека. Ман — это пища, которая усваивалась организмом, снабжая человека из плоти и крови всем необходимым. Облака славы обеспечивали защиту от внешних вредных воздействий: они сдерживали ветры пустыни, выравнивали дороги… Как рассказывает «Мидраш рабо» (приводимый Раши в его комментарии на Дворим, 8: 4), они даже «стирали» одежду: «Облака славы снимали пыль с их одежд и очищали их, так что они имели вид одежд чистых и новых». Колодец давал воду, которая сама по себе не является питательным веществом, но обеспечивает человека жидкостью, доставляющей жизненно важные продукты питания ко всем частям тела.
Следует сказать, что Тора тоже обладает этими тремя способностями, только на духовном уровне. Тора проникает внутрь человека и питает его душу. Она обладает силой, защищающей человека от всех вредоносных веяний. И есть у Торы возможность достигать любого места и проникать в каждую деталь.
Когда еврей изучает Тору, Б‑жественная мудрость входит в его ум и сердце и становится его неотъемлемой частью — так же, как пища усваивается телом. Поэтому нет двух евреев совершенно равных в изучении Торы. Один может учиться и впитывать много знаний, удивляя глубоким пониманием материала, а другой с трудом постигает только основы и не понимает самых поверхностных вещей. Так как то, что должно впитаться внутри человека, зависит от поглощающей способности каждого индивидуума. Это духовная пища, которую дает нам Тора.
Тора также помогает бороться с трудностями этого мира. Каждый еврей, независимо от того, кто он такой и каков уровень его понимания, связан с Торой и может найти в ней поддержку и решение для любой своей проблемы. В этом смысле Тора, как Облака славы, выравнивает дорогу и устраняет все препятствия и помехи.
И третья основа мира, которая есть в Торе, — это качества воды. Подобно тому, как вода по своей природе падает с высоты вниз и проникает куда угодно, так и Тора с наивысшей высоты своего Б‑жественного происхождения спускается в самый низ таким образом, чтобы каждый еврей смог изучать ее и постигать посредством ее мудрость Всевышнего и другие Его качества. Нет ни одного еврея, который не сможет (конечно, в меру своих способностей) учить и понимать Тору.
Несмотря на то, что ман был дан в заслугу Моше, Облака славы — в заслугу Аѓарона, а вода — в заслугу Мирьям, после смерти Аѓарона и Мирьям колодец и Облака славы вернулись в заслугу самого Моше, так как он в роли вождя народа взял на себя задачу обеспечивать все нужды своих соплеменников.
Это свойство реального еврейского лидера — он заботится о нуждах народа. И потому каждый еврей имеет искру Моше, как пишет Алтер Ребе в книге «Тания» (гл. 42). Из этого мы постигаем первое предписание о приближении другого еврея к иудаизму, которое должен сделать каждый для всех. При нарушениях и возникновении проблем еврей не может сказать: «Это не мое дело». Обязанность помогать всем, чем может, для удовлетворения нужд сынов Израиля возлагается на всех евреев.
А до какой степени мы можем отдаваться этому делу за счет личного духовного состояния? Мы можем узнать об этом, читая об одной из очень важных заповедей, которая появляется в нашей недельной главе. Это заповедь о пепле красной коровы, которую исполнил Моше. Известно, что Моше-рабейну разделил этот пепел на три части: одна часть предназначается для очищения тех, кто стал нечист из-за соприкосновения с мертвым, вторая — для очищения коѓенов, которые будут изготавливать пепел из следующих коров, а третья часть помещалась «на хранение».
Какая польза была в том, что пепел помещался «на хранение»? Ответить на этот вопрос можно, лишь постигнув вечный духовный смысл заповеди красной коровы. Тора говорит, что для того, чтобы приготовить пепел, коѓены были вынуждены выходить за пределы еврейского стана, потому что сожжение коровы и подготовка пепла делали их самих нечистыми. Отсюда мы узнаем о повелении вечной любви к ближнему и необходимости заботиться о других евреях.
Когда вы видите еврея, который открыто показывает, что в нем нет преданности Б‑гу живому, вы можете подумать, что он уже совершенно потерянный (не дай Б‑г!) человек, если опустился до столь низкого уровня. Но в Торе говорится, что Моше дал нам силу, чтобы очистить всех евреев, даже тех, кто находится на самом нижнем духовном уровне — нечистоты мертвых!
Злое начало может утверждать: даже если мы говорим, что у нас есть сила, чтобы очистить и спасти его, почему нас обязывают спуститься на этот самый низкий уровень до той ступени, где мы сами можем стать нечисты? Нужно ли человеку опускаться со своего духовного уровня ради другого еврея?
В Торе о заповеди красной коровы говорится: «Вот закон Торы» (Бамидбор, 19: 2). Тора не использует выражение «Вот закон о корове», как это делается в других местах, например: «Вот закон Песаха». Такой необычный оборот означает, что эта заповедь — отражение всей сути Торы. И она состоит в том, что мы должны пойти на полное самоотречение ради другого еврея, делать ему добро и очищать, даже если для этого нужно будет покинуть свой стан и стать нечистым. И когда человек жертвует собой ради ближнего своего, он раскрывает саму суть своей души.
Но все же есть опасения, что человек, видя успехи своего влияния на других, будет думать, что это исключительно его успех: «Сила моя и мощь руки моей сделали мне все это…» (Дворим, 8: 17). Поэтому Моше оставил специально приготовленный пепел освящать коѓенов, которые будут сжигать следующих коров, чтобы тот, кто очищает других, знал и помнил, что он делает это не своей силой, а силой Моше-рабейну.
Тем не менее, все же недостаточно того, что еврей должен заниматься общественными делами и оказывать воздействие на других до такой степени, что он забывает о себе и своем уровне служения Б‑гу. Для этого Моше оставил третью часть пепла «на хранение». Человек должен помнить, что и он сам, не дай Б‑г, может оказаться в положении «нечистого от прикосновения к мертвому». Тогда для очищения ему нужен будет пепел красной коровы, поэтому он должен быть очень осторожным, чтобы не забывать и о своем состоянии на службе Всевышнему.
Такое сочетание двух линий человеческого поведения — необыкновенной самоотдачи для блага ближнего и в то же время озабоченности своим личным положением — это главная инновация Торы. С одной стороны, мы должны работать для других: «Когда увидишь нагого, одень его…» (Ишаяѓу, 58: 7). Когда вы видите евреев без заповедей, следует позаботиться, чтобы они начали исполнять заповеди: накладывали тфилин, носили цицис и так далее. С другой стороны, в продолжение приведенного стиха сказано: «…и плоти своей не избегай» — следует не забывать, что и мы сами плоть, жирное, сырое мясо, которое необходимо промыть и просолить. Только такое сочетание приносит истинную чистоту — до полного очищения при Избавлении…
Теперь, когда нам стало ясно, что и в какой мере нужно сделать для приближения другого еврея к иудаизму, мне остается только пожелать всем нам удачи в этом столь необходимом для всех деле!