В Талмуде мы читаем много интересных историй, демонстрирующих примеры исполнения заповеди о почитании родителей. Одна из них рассказывает о нееврее по имени Дама бен Нетина, торговце драгоценными камнями, который жил в Ашкелоне.
Однажды выпал драгоценный камень (яшма — эмблема колена Биньямина) из эйфода (нагрудника) первосвященника. Долгое время искали замену этому камню и не находили. Узнав о том, что у Дамы бен Нетины имеется подобный камень, еврейские мудрецы пришли к нему с предложением продать им камень за весьма крупную сумму. Но камень хранился в шкатулке, которая была заперта, а ключ в тот момент оказался под подушкой старого отца Дамы, который спал. Торговец предпочел отказаться от столь выгодного предложения, лишь бы только не нарушить сон своего отца!
Через год после этого в стаде Дамы бен Нетины родилась красная корова, которая полностью соответствовала ѓалохическим требованиям, в частности — в ее шерсти совершенно не было волос другого цвета. Еврейские мудрецы вновь отправились к Даме бен Нетине, чтобы купить у него эту корову. «Я знаю, что вы готовы заплатить за нее столько, сколько я запрошу, — сказал им Дама. — Но я не буду завышать цену. Все, что я прошу, это ту же сумму, которую я не получил в прошлом году из-за уважения к своему отцу…»
В Талмуде рассказывается еще одна историю о Даме бен Нетине. Однажды он сидел с очень важными римскими вельможами. Обсуждались какие-то дела на высоком уровне, обстановка была очень официальной. Неожиданно вошла мать Дамы, у которой к старости помутился рассудок. Она подошла к сыну, разорвала на нем одежды и плюнула ему в лицо. Дама молчаливо сидел, не проронив ни слова, считая, что лучше быть опозоренным перед важными людьми, чем сделать замечание матери!
Кроме этого, в Талмуде приводится еще несколько примеров проявления удивительного уважения к родителям, которые связаны с именем таная (мудреца периода составления Мишны) рабби Тарфона, у которого была старая больная мать. Хотя у него было много учеников и помощников, рабби Тарфон хотел сам заботиться о своей матери и выказывать ей всяческое почтение. Мать была столь слаба, что не могла сама без посторонней помощи взобраться на свое высокое ложе. Поэтому всякий раз, когда она хотела лечь, рабби Тарфон наклонялся, она вставала на него и взбиралась на ложе. Когда она хотела спуститься, он снова наклонялся, и она спускалась по его спине.
Однажды в Субботу мать рабби Тарфона захотела прогуляться по саду, но у нее порвалась сандалия. Рабби Тарфон склонился перед матерью и подставлял ей под каждый шаг свою ладонь, и так она гуляла, пока не вернулась в свой дом!
…Наша сегодняшняя недельная глава «Ноях» начинается со слов: «Вот порожденные Нояхом…» В соответствии с простым смыслом этих слов, далее должно было бы следовать перечисление имен сыновей Нояха, однако Тора говорит иначе: «Вот порожденные Нояхом: Hoяx мужем праведным, цельным был в своих поколениях; с Б гом ходил Ноях» (Брейшис, 6: 9). Таким образом, Тора говорит о том, каким человеком был сам Ноях и каковы были его деяния. И только после этого, в следующем стихе, Тора сообщает нам: «И породил Hoяx троих сыновей: Шема, Хама и Йефета».
Порядок сообщения информации в этом стихе вызывает некоторое недоумение. Почему Тора говорит, что она собирается рассказать о «порожденных Нояхом», а фактически — не сразу называет его сыновей, но добавляет описание самого Нояха? Для устранения этого недоумения воспользуемся комментарием Раши: «Упомянув о нем, Писание сообщает о нем похвальное, как сказано: «Память о праведном для благословения» (Мишлей, 10: 7)». Следовательно, поскольку Тора упомянула имя Нояха, она сразу же воздает ему хвалу, ведь «память о праведном для благословения». То есть, упоминая имя цадика, затем следует благословить, восславить его. Именно поэтому Тора говорит, что «Ноях был человек праведный и непорочный в своем поколении».
Во второй части своего комментария к тому же стиху Раши пишет: «Другое объяснение: научить тебя, что главное из произведенного на свет праведниками — это их добрые дела» («Брейшис рабо», 30)». Когда вы говорите о праведниках и собираетесь сказать о «порожденных» ими, то вы должны знать, что их главные «дети», то, что они произвели на свет и оставили в этом мире, — это их добрые дела, заповеди и самоотверженные поступки, которые они совершили во имя служения Всевышнему. Поэтому, когда Тора пишет: «Вот порожденные Нояхом», — она говорит о тех добрых делах, которые этот праведник совершил в этом мире: «Hoяx мужем праведным, цельным был в своих поколениях; с Б гом ходил Ноях».
Приведенные выше комментарии Раши являются ценнейшими указаниями, которые все родители, каждый отец и мать, все мы обязаны использовать в деле воспитания подрастающих поколений. Когда мы говорим о «порожденных Нояхом-праведником», о сыновьях праведного человека, мы должны знать, что речь идет о «порожденных» каждого из нас, детях каждого еврея. Ведь Тора называет каждого еврея «праведником»: «И народ твой, все — праведники» (Ишаяѓу, 60: 21). Поэтому, говоря о Нояхе и его сыновьях, мы говорим обо всех еврейских детях, наших детях!
Раши в своем комментарии формулирует два основных положения по воспитанию наших детей.
Первое: «Упомянув о нем, Писание сообщает о нем похвальное, как сказано: «Память о праведном для благословения». Мы должны воспитывать детей с самого раннего детства таким образом, чтобы всякий раз при произнесении имени праведника их души наполнялись теплыми чувствами, восхищением и восторгом. И следом за этим мы должны начать говорить о его величии и праведности, о том, как он служил Всевышнему, каким «праведным, цельным был в своих поколениях».
Кроме того, нам следует рассказывать о величии цадика, праведника не только в духовной сфере, а также о цельности его натуры и праведном поведении в жизни мирской, повседневной. «Hoяx мужем праведным, цельным был…» — он был честным, безупречным и совершенным постоянно, каждый день, во всех своих делах и поступках, не только во время молитвы и при изучении Торы, но и за едой и питьем, даже в часы, посвященные заботам материальной, мирской жизни.
Второе положение комментария Раши «имеет целью учить тебя, что главное из произведенного на свет праведниками — это их добрые дела». Раши говорит нам, что воспитание детей должно быть таким, чтобы они почувствовали, что главные результаты жизни родителей — их добрые дела. Дети должны чувствовать, что их хорошие отношения с окружающими, поведение, соответствующее требованиям заповедей как между человеком и его ближним, так и между человеком и Б гом, — это и есть то, с чем их родители связывают свои самые большие надежды. Именно этого ожидают все родители от своих детей, именно это составит для них самое большое счастье.
Такое воспитание прививает детям навыки правильного поведения, необходимые для исполнения заповедей, регулирующих отношения как между человеком и его ближним, так и между человеком и Б гом. Такое воспитание приводит к тому, что дети ценят своих родителей и тепло к ним относятся, следовательно, в полной мере будут исполнять заповедь «Почитай отца твоего и мать твою». А ведь заповедь эта — двойная. Она относится к заповедям «между человеком и его ближним» и требует признательности и благодарности детей за то, что родители дали им, и в то же время это и заповедь «между человеком и Б гом». Мы должны уважать родителей не только в соответствии с реальным порядком вещей, но и потому, что это воля Творца. Как говорит Талмуд (трактат «Кидушин»): «Писание сравнивает почитание отца и матери c почитанием Всевышнего».
Это подтверждает и тот факт, что заповедь почитания родителей, данная еврейскому народу на горе Синай, была написана на правой скрижали, вместе основными заповедями «между человеком и Б гом» (например: «Я — Г сподь, Б г твой», «Да не будет у тебя других богов»), а не на левой, где были помещены заповеди «между человеком и его ближним» («Не укради», «Не убей» и т. д.). Это связано с тем, что заповедь почитания родителей в большей степени связана с отношениями человека и Б га.
Такое воспитание и следование этим принципам приведет к тому, что вся семья — отец, мать, дети — станет единым целым, одной командой, объединившейся, чтобы жить всем вместе в радости, идти одной дорогой, путем истинной Торы, которая была дана каждому из нас.