Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Ангелы – духовные и… материальные

Четверг, 29. Ноябрь, 2012 - 11:21

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpgГод 5608‑й (1848 г. по нееврейскому календарю). Европа в огне. Во Франции провозглашена республика, Швейцария принимает конституцию, националисты в Венгрии и Чехии требуют независимости, парламент во Франкфурте настаивает на принятии в Германии либеральных законов… Основоположники коммунизма пишут свой знаменитый «Манифест». Меняются правительства и режимы. Как и в любое время, когда рушится привычный уклад жизни, евреев обвиняют во всех грехах, делают из них козлов отпущения. Они становятся удобными объектами для нападения, грабежа и мародерства.

В такой обстановке евреи готовятся к Песаху. И в маленьком эльзасском городке подготовка к празднику тоже идет полным ходом. Дома очищены от последней крошки хомеца. Тут и там слышны ароматы пасхальных блюд. Праздничная одежда ожидает своего часа. Радостно возбужденные дети играют на улице. Торговый люд весело завершает свою работу. Завтра Песах, и еврейский городок уже вкусил толику свободы и ощутил вкус праздника…

И вдруг с главной улицы города послышались испуганные голоса: ржание лошадей, рев волов и людские крики. Горожане собираются вокруг сломанной повозки, чтобы услышать, что произошло. «Мы были по дороге к городу, — рассказали ошеломленные произошедшим пассажиры повозки, — когда на нас напала банда грабителей, почти двести человек. Хорошо, что в нашем багаже, кроме вещей необходимых для праздника, было много бутылок вина. Грабители сразу же начали пить, опьянели, и так мы смогли сбежать. Однако мы слышали, как они говорили друг другу, что завтра собираются напасть на город, и в любом случае все достанется им».

— У нас есть всего несколько часов, чтобы подготовиться к их нападению, — добавил возница. — Когда мы оставили их, они были мертвецки пьяны, но, протрезвев, они, без сомнения, придут сюда.

Напряжение достигло предела, когда все собрались на Маарив. Всем было трудно сосредоточиться на молитве. Люди искали защиты у Б‑га, тревога возрастала… После молитвы поднялся один из гвиров (богачей) города, известный как человек действия, способный найти выход из любой ситуации, и обратился к толпе:

— Мой дом находится на окраине города, он, защищен, как настоящая крепость. Давайте соберемся у меня. Каждый принесет вилы, топоры или лопаты. Когда грабители подойдут к городу, они должны будут пройти мимо моего дома. Подождем злоумышленников там, и, может быть, нам удастся справиться с ними и прогнать.

Люди разошлись по домам и вскоре вернулись, вооруженные, кто чем мог, и стали ждать.

Прошла ночь, пришел новый день. В доме гвира собрались все мужчины, за исключением одного — мясника Аѓарона-Нира. Ждали до вечера, и когда стемнело, трое пошли к нему домой выяснить, почему он не пришел.

Они застыли на пороге дома реб Аѓарона, пораженные увиденным. Он сидел со своей семьей, как будто ничего не произошло, и проводил Седер! «Сегодня праздник, — сказал он пришедшим, — и я не буду нарушать законы пасхальной ночи, тем более, что это время, когда мы защищены от всякого зла…» Пришедшие пытались воззвать к сердцам обитателей дома, объяснить им всю опасность, которой они себя подвергают. Но мясник и его семья были твердо уверены в защите Всевышнего. «Вы делайте, как хотите, — ответили они посланникам. — Мы остаемся здесь и вверяем нашу судьбу Всевышнему, благословен Он».

Когда первые грабители, украдкой, как ночные кошки, появились в городе, защитники были в полной боевой готовности. Все окна были темны. Только один дом был освещен — дом мясника. Туда и направились грабители.

Из дома доносились звуки пасхальных песнопений. В этих чарующих звуках было что-то, что остановило банду от проникновения в дом. Вожак бандитов и его помощник неслышно подошли к окну и заглянули внутрь. Их глазам открылось сверхъестественное зрелище. За покрытым белой скатертью столом, со столовым серебром, тарелками и кубками, сидел, по-царски развалясь, облокотившись на подушку, Аѓарон-Нир. Рядом — его жена, прекрасная, как царица, сыновья и дочери, как принцы и принцессы. Все были полностью погружены в песнопение, совершенно отрешившись от будничных забот.

Вожак бандитов до глубины души был потрясен увиденным. Ему казалось, что перед ним небесные ангелы, а не обычные люди. «Мы уходим из этого города!» — шепнул он своему помощнику и отошел от окна. Помощник последовал за своим командиром. Когда эти двое возвратились к банде, ожидавшей их с нетерпением, вожак громко крикнул: «Евреи снова применили против нас колдовство! Если мы не оставим этот город немедленно, то пропадем навсегда!..» Испуганные грабители мгновенно вскочили на коней и скрылись из виду. Через минуту ни одного из них не было в городе!

Свидетелями этих событий были два разведчика, отправленные наблюдать за грабителями. Они вернулись в дом гвира и сообщили о бегстве нападавших. Евреи решили отправиться к Аѓарону-Ниру. Мясник с домочадцами все еще сидели за пасхальным столом. Они ничего не знали о том, что происходило за окнами их дома. Не слышали прихода разбойников, и не знали о том, что те ушли. Семья мясника наивно решила, что люди пришли пожелать им счастливого праздника. Гвир рассказал им о чудесном спасении и сказал: «Поистине, вы были правы, это была ночь бдения, когда не спит и не дремлет Страж Израиля!»

…Наш праотец Яаков перед тем, как встретиться со своим брата Эйсавом, посылает к нему ангелов. Вот как об этом говорится в начале главы «Вайишлах»: «И послал Яаков пред собою ангелов к Эйсаву, брату своему» (Брейшис, 32: 4). Раши объясняет, что слово малах имеет несколько значений — не только «посланец» (человек из плоти и крови, посланный с каким-либо поручением), но и «небесный ангел». Именно таких ангелов («действительно ангелов», как пишет Раши) и послал Яаков своему брату. Одна из причин этого заключалась в том, что он хотел помочь брату очиститься, поднять его на более высокий духовный уровень. Для этого он и послал небесных ангелов, способных воздействовать на Эйсава гораздо сильнее, чем простые люди.

В свете приведенного объяснения мы понимаем загадочные слова, которые сказал Магид из Межирича в последнюю Субботу своей жизни, Шабос главы «Вайишлах» 5133 года (душа Магида, наставника Алтер Ребе, оставила наш мир 19 кислева 5133 года). Он процитировал стих: «И послал Яаков «, а затем привел слова Раши: «Действительно ангелов…» — и объяснил, что Яаков послал к Эйсаву «реальных» ангелов, то есть, их наиболее близкую к материальному миру часть, а их духовная составляющая осталась с Яаковом.

Обратите внимание, что это высказывание удивительно по нескольким причинам. Во-первых, кажется, что оно противоречит толкованию Раши, который утверждает, что Яаков отправил «действительно ангелов», подчеркивая этим их духовное наполнение, а не материальное воплощение в виде людей из плоти и крови. Так что акцент в комментарии Раши приходится на слово «ангелы», а объяснение Магида противоречит этому, утверждая, что Яаков послал меньшую, материальную часть, только «тела» ангелов, и основной упор делается на слово мамаш («действительно»). Во-вторых, как можно разделить духовную и материальную составляющие ангелов? Ведь так же, как тело человека или животного, лишенное души, не имеет возможности действовать, так и ангелы, вся суть которых в духовности, не имеют реальной силы без духовного наполнения. В-третьих, так как Яаков посылал ангелов с целью помочь своему брату Эйсаву очиститься, то было бы естественно отправить к нему души ангелов, а не физические тела обычных посланцев.

Любавичский Ребе объясняет это следующим образом: конечно, невозможно разделить дух и тело ангелов. Яаков послал их таким образом, что даже когда они пришли к Эйсаву, они не потеряли духовной связи с Яаковом. Они чувствовали, что фактически сейчас у Эйсава находится только их физическая сущность, их естество. Они там только, чтобы выполнить миссию, возложенную на них Яаковом. Но они сами, их духовная суть — была с Яаковом. Физически они в настоящее время у Эйсава, но это не их место. Место их — с Яаковом.

Согласно этому, объяснение Магида (Яаков послал «тела» ангелов) и комментарий Раши (Яаков послал «действительно ангелов») подтверждают и дополняют друг друга. Оба — и Раши, и Магид — хотят выразить тот факт, что Яаков послал реальных ангелов-посланцев с целью очистить Эйсава. Раши пишет, что он сделал это с помощью настоящих ангелов, а Магид, объясняя слова Раши, подчеркивает, что ангелы обладали правом определять физическое и материальное состояние Эйсава, потому что духовно они оставались с Яаковом. По существу, они были с ним и поэтому имели особую власть и силой своей «реальности» могли проверить и очистить Эйсава…

Мы здесь, на этой земле, чтобы познать физический мир, «Эйсава» этого мира, усовершенствовать и использовать его для святых целей — изучения Торы и исполнения ее заповедей. Для этого мы и посланы в этот мир. Мы здесь, как те ангелы, которых послал Яаков. Но чтобы добиться успеха в этой роли, мы должны помнить, что наше бытие в этом мире — это просто «реальность» нашего физического существования. Однако наша душа, наша духовная составляющая, остается связанной с нашим праотцем Яаковом, она относится к высшему миру.

Человек обладает Б‑жественной душой — духовной сущностью, естественное желание которой быть связанной с Творцом, исполнять заповеди Торы. А тело — наша физическая часть, наши естественные потребности — принадлежит к материальному миру. Существуют две возможности того, как душа влияет на наше физическое тело, на окружающий нас мир, два подхода, как «ангел» воздействует на физический мир, на «Эйсава». Первая: мир имеет свою собственную сущность, материальный мир с его собственным правом на существование, и в этом мире я пытаюсь воздействовать на него духовной силой своей души, противостоять ему и наполнять его светом. Этот подход предполагает, что человек работает, чтобы зарабатывать деньги, ест, потому что голоден. Материальный мир и физическое тело имеют свое собственное выражение, а я влияю на них светом своей души. Благодаря влиянию души на физическое тело человек жертвует деньги на благотворительность; удовлетворяя потребность в еде, человек получает силы для изучения Торы и исполнения заповедей, но душа и тело — остаются двумя отдельными сущностями, одна из которых влияет на другую.

Вторая возможность более глубокая: физическое тело — это сосуд для души. Еврейская душа хочет исполнять заповеди, а без тела она не может это делать. Тело является, по существу, лишь инструментом, исполнительным органом души. Человек чувствует, что рука дана ему только для того, чтобы накладывать тфилин, денежные средства, заработанные его трудом, предназначены для исполнения заповеди цдоки и так далее. Вся земная жизнь человека предназначена для выражения его духовности.

Суть эти двух подходов заключена в двух цитатах. Наши мудрецы говорят: «Все, чем ты занимаешься, делай во имя Небес» («Пиркей овойс», 2: 12). Смысл этого выражения в следующем: твои земные деяния, то, что ты делаешь в повседневной жизни, согласно требованию мудрецов, должны быть «во имя Небес», для достижения духовной, Б‑жественной цели. Однако есть другой стих (Мишлей, 3: 6), который говорит: «На всех путях твоих познавай волю Его». Смысл его в том, что нет двух отдельных сущностей. Все ваши пути, даже кажущиеся исключительно мирскими, в итоге ведут к познанию воли Всевышнего. «Все человеческие дороги ведут к Творцу».

Первый подход означает, что человек несет миру смысл и содержание Б‑жественной воли. И когда мы даем ему этот смысл, становится ясно, что материальный мир не «оболочка» для души, для мира святости. Наша душа не светит здесь в полную силу, так что наше взаимодействие с миром связано не только с физической сущностью, «реальностью» ангелов. В то же время, второй подход означает, что мир вторичен по отношению к святости и духовности. Мир является лишь средством выражения, с помощью которого душа может выполнять свою роль. Такой подход отражает тот факт, что наша душа остается с «Яаковом», и только тело, физическая сущность спускается в мир исправить «Эйсава».

В этом и заключен глубокий смысл слов Магида из Межирича о том, что Яаков послал к Эйсаву «тела» ангелов. Это требование к нам познать материальный мир, «Эйсава», опираясь на то, что мы должны относиться к этому миру только как к оболочке для души и святости. Мы будем вкладывать в него только нашу физическую сущность, но на самом деле душою оставаться с нашим праотцем Яаковом.

Исходя из этого, Любавичский Ребе дает указание нам: по примеру ангелов, мы всегда должны душой оставаться с тем, кто возложил на нас посланническую миссию, шлихус. Только наши тела могут идти, а позднее — находиться в шлихусе. И тогда, так же, как ангелы, мы выполним свою работу успешно и не получим никакого влияния от окружающего нас мира.

Комментарии: Ангелы – духовные и… материальные
Нет добавленных комментариев