Жил-был еврей, который зарабатывал на жизнь работой в корчме, взятой в аренду у местного пореца (помещика). Однажды при встрече он спросил у корчмаря: «Откуда пришла к тебе парноса — твой заработок?» Конечно, он надеялся, что арендатор ответит, что в этом есть большая заслуга пореца, и станет его благодарить. Однако еврей сказал, что любая парноса приходит только от Всевышнего.
Порец нахмурился, услышав такой ответ, и принялся повторять свой вопрос, по-разному формулируя его и надеясь услышать хотя бы небольшой намек на благодарность, за то, что он сдал в аренду свою корчму. А еврей был настолько прямодушен и благочестив, что, не заметив намеки пореца, с завидной настойчивостью продолжал утверждать, что парноса приходит непосредственно от Б‑га — и ни от кого больше!
Порец рассердился и сказал: «Раз ты не понимаешь, кто на самом деле оказывает тебе поддержку, придется тебе оставить корчму и искать другую работу». Так в канун Песаха еврей остался без работы и без копейки денег, и у него в доме не было ничего для достойного проведения праздника.
А надо сказать, что порец в подвале своего дома хранил сундук, полный золотых монет, которые он любил пересчитывать. Он каждый день спускался в подвал полюбоваться своими богатствами, подсчитывал их с любовью, проверял монеты на подлинность и полировал, поплевывая на них, чтобы лучше были видны знаки и символы, выгравированные на них… А еще он держал в доме обезьянку, с которой никогда не расставался. Как известно, обезьяны любят подражать поведению людей. Увидев, как ее хозяин пробует монеты на зуб, и делает это с большим удовольствием, обезьяна решила, что порец их ест. И однажды, пробравшись в подвал, она принялась глотать монеты одну за одной — пока не упала замертво.
Обнаружив в подвале мертвую обезьяну, хозяин огорчился и, с досады, решил отомстить бывшему арендатору корчмы. В канун Песаха он послал своего слугу подбросить мертвую обезьяну в дом бедняка. Слуга исполнил все, как велел господин, и поспешно ретировался, думая про себя: «Неблагодарный еврей! Вот тебе подарочек к празднику!»
От удара об пол пасть обезьяны раскрылась, и оттуда посыпались золотые монеты, которые и обнаружил вбежавший в комнату на шум арендатор. Он подобрал монеты и купил на них все необходимое для празднования Песаха. С радостным сердцем в окружении домочадцев он сел за праздничный стол, чтобы провести Пасхальный Седер.
В темноте к его дому подкрался порец, желая посмотреть, как «празднует» оставшийся без работы и денег еврей. И что же он увидел? Уставленный всевозможными яствами стол, зажженные свечи и многочисленных гостей… И все радуются и с наслаждением поют!
Порец не понял, откуда у выгнанного им корчмаря такое изобилие. Он вошел в дом и спросил еврея: «Откуда у тебя все это?» И тот рассказал, что кто-то подбросил ему в дом дохлую обезьяну, из которой посыпались золотые монеты, на что и было куплено все необходимое для праздника. И тут порец признал, что еврей был прав, когда говорил, что парноса приходит к нему прямо от Б‑га. И изобилие Пасхального Седера появилось благодаря заботе Всевышнего.
…Алтер Ребе пишет в «Шулхан орух ѓаРав» (430:1): «Последняя Суббота перед Песахом называется Великой Субботой, поскольку произошло тогда великое чудо. Когда евреи приобрели ягнят для принесения пасхальной жертвы перед выходом из Египта, пришли к ним первенцы египетские и спросили, зачем они это делают. Ответили им евреи, что это пасхальная жертва Всевышнему, который убьет египетских первенцев. Попросили первенцы отцов своих и фараона отпустить евреев из Египта, но те не хотели. И тогда пошли первенцы войной против них и поубивали из них многих. И об этом сказано: «Благодарите Г‑спода… поразившего Египет его первенцами…» (Теѓилим, 136: 10). В память о происшедшем установили наши мудрецы определенный день — Субботу перед Песахом и назвали его Великой Субботой».
То есть, эту Субботу называют «Великой» по названию великого чуда, которое произошло 10 нисона перед выходом из Египта. Что это было за чудо? Египетские первенцы попросили фараона и своих отцов освободить евреев из Египта, и когда те отказались — они восстали и убили многих из них. Следует понять, что же «чудесного» было во всем этом, и более того — какая польза была от этого сынам Израиля? Ведь даже после этой войны евреи оставались в Египте, стране, из которой «ни один раб не может выйти». До тех пор, пока Всевышний не свершил десятую казнь — казнь первенцев, которая произошла через пять дней после описываемых событий, сыны Израиля так и не смогли выйти из Египта. Кроме того, непонятно, почему то, что египетские первенцы вели войну со своими родителями, получило определение «великое чудо».
Любое чудо означает изменение обычного порядка вещей, изменение природы творения. Творец изменяет законы природы, обычный ход событий, создавая что-то сверхъестественное — чудо. Так можно объяснить происхождение «обыкновенного чуда».
Но когда Всевышний изменяет законы Своего собственного владычества, порядок вещей, Им самим установленный в Торе, это называется «великим чудом».
Талмуд (трактат «Таанис», 25а) рассказывает о бедственном материальном положении рабби Ханины бен Доса. Спросила его жена: «Доколе нам так страдать?» Ответил он: «Что я могу поделать?» И сказала ему жена: «Попроси милосердия у Небес. Ты праведник, помолись Всевышнему, Он тебе не откажет». Рабби Ханина так и сделал. И как только он закончил молитву, появилась с неба рука и протянула ему нечто похожее на золотую ножку от стола.
А ночью жене рабби Ханины приснился сон. Увидела она Будущий мир, где все праведники сидят и вкушают прекрасные яства за золотыми столами. Все счастливы! Но тут она заметила, что у всех столы с тремя ножками, а у стола, за которым сидят они с мужем, только две ножки — и он все время норовит упасть! Женщина проснулась в ужасе. «Что же мы наделали?! — сказала она мужу. — Помолись сейчас же, пусть у нас заберут злосчастную ножку!» Рабби Ханина бен Доса помолился Б‑гу, и вновь появилась рука, забравшая небесный дар…
Талмуд завершает эту историю утверждением, что последнее чудо, когда Небеса забрали золотую ножку, было больше, чем первое, когда эта ножка была послана ему с Небес, объясняя: «Существует правило: все, что ниспослано свыше, Небеса не отнимают. Но, в данном случае рабби Ханина обратился с молитвой, и высшие силы изменили свою природу и забрали золотую ножку».
Первое чудо — это «всего лишь» изменение природы мира. То, что с Небес была послана вниз золотая ножка, это на самом деле чудо, но это «обыкновенное чудо». Но действительно великим было второе чудо, когда произошло нечто большее. Это было изменение не только природы самого плода творения, но как бы изменились и сами высшие силы, что и составило величие этого чуда.
Однако вернемся к понятию Великой Субботы. Согласно Торе, в мире существует святость и ее противоположность, на языке Кабалы называемая клипойс («оболочки»). Это нечистые мысли, речи и действия, которые невозможно осветить и исправить. Египет символизирует клипойс и отрицательные стороны бытия. Кроме того, первенцы Египта символизируют высшую степень нечистоты, это самый низкий духовный уровень, который только может быть.
Согласно законам, установленным Всевышним в Торе, клипойс в целом (и особенно — высшая степень их проявления) не имеют возможности исправления, и их надо полностью отбросить. Но вот в Великую Субботу произошло что-то необычное в масштабах изменений самой сути природы мироздания: первенцы Египта боролись со своими родителями во имя евреев! Высшая степень клипойс, используя всю свою мощь и силу, воевала за свободу народа Израиля! Это не просто «чудо», не только изменение природы творения, это «великое чудо» — значительные изменения природы высших сил, законов, установленных Всевышним в Торе. Вот почему эту Субботу называют «Великой Субботой» — по названию «великого чуда», которое тогда произошло.
Наши мудрецы говорят, что восстание первенцев было ответом на пророчество Моше о том, что последней казнью будет умерщвление первенцев. Мы можем принять это за проявление их естественного страха за свои жизни. Тем не менее, Любавичский Ребе утверждает, что это было нечто большее, чем страх. Это было преобразование духовной внутренней сущности бытия. Древний Египет представлял собой всю бездну зла, которое находится в резком контрасте к святости, что ясно проявилось в личности самого фараона. Но то, что произошло в эту Субботу, мудрецы называют великим чудом. Внутри самого Египта, среди египетских первенцев — то есть, будущих лидеров зла — сформировалось движение на благо евреев.
Да, это не повлияло на фараона и египетские власти, и далее последовала десятая казнь и переход через Красное море, которые уничтожили египетское войско. Но восстание было знаком, свидетельствующим о будущих преобразованиях, которые произойдут в мире, когда тьма рассеется и обернется светом, и все зло и насилие превратятся в силы добра.
Вот почему в конце Пасхального Седера мы говорим: «В следующем году — в Иерусалиме!» В возрожденном Иерусалиме и возведенном Храме, во времена пришествия Мошиаха, когда человечество объединится после проведения коренных преобразований, через приятие добра.
Веселого и кошерного вам Песаха! Лешоно ѓабоо — бИрушалаим! В следующем году — в Иерусалиме!