Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Иудаизм без компромиссов

Четверг, 04. Апрель, 2013 - 11:14

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpg«Святой еврей» из Пшисхи был в молодости меламедом у детей одного еврея-арендатора. Позже, когда он уже прославился как великий праведник, у сына этого арендатора обнаружили болезнь глаз. Обратились к врачам, но те ничем не могли помочь больному. Отец, услышав, что его бывший меламед стал уважаемым ребе, решил пойти к нему со своим больным сыном, которого звали Моше.

Когда они пришли, «Святой еврей» спросил больного: «Моше, ты слышишь?» Ответил тот: «Да». И продолжил «Святой еврей»: «Сказано в Торе: «И услышал Моше, и было это угодным в его глазах» (Ваикро, 10: 20). Больной сразу выздоровел — зрение вернулось к нему!

…В нашей недельной главе «Шмини» рассказывается о споре между Моше и Аѓароном, который возник на восьмой день освящения Мишкана, после того, как погибли Надав и Авиѓу, сыновья Аѓарона. Несмотря на траур, служба в Мишкане продолжалась, а Аѓарон и оставшиеся его сыновья совершали жертвоприношения. Среди жертв были кодшей шоо — одноразовые особые жертвы, которые по велению Всевышнего приносили только во время освящения Мишкана, и кодшей доройс — постоянные жертвы, предписанные для совершения во всех поколениях.

Возникает вопрос, к какой категории относится хатос рош-хойдеш — грехоочистительная жертва новомесячья? Законы жертвоприношений требуют, чтобы коѓены съедали ее мясо во дворе Скинии. Но в тот день коѓены были в трауре по умершим родственникам, поэтому они сожгли жертвенное животное и не ели его мясо.

Услышав об этом, Моше рассердился на сынов Аѓарона: «Почему вы не съели мясо жертвы хатос в святом месте?» Перед этим Моше приказал коѓенам, по повелению Г‑спода, есть от жертвы минха, даже несмотря на то, что они были в трауре. Поэтому он ожидал, что мясо хатос они тоже съедят, а не сожгут.

Аѓарон ответил Моше: «Ведь сегодня принесли свою очистительную жертву и свое всесожжение пред Г‑сподом, и постигло меня такое. Если бы ел я очистительную жертву сегодня, было бы это угодным Г‑споду?» (Ваикро, 10: 20). Тем самым Аѓарон хотел напомнить, что указания Б‑га по поводу жертвы минха, которая относится к кодшей шоо, не распространяются на искупительную жертву рош-хойдеш, относящуюся к разряду кодшей доройс. Поэтому в такой ситуации, в период между смертью и погребением близкого родственника, не следовало есть мясо хатос. Тора резюмирует: «И услышал Моше, и было это угодным в его глазах».

Разногласия между Моше и Аѓароном были обусловлены их различием между собой. Мидраш говорит: «Милосердие — это Аѓарон, истина — это Моше». Отличительным свойством истины считается то, что она всегда остается неизменной — в любое время и в любом месте. В то время как степень проявления милосердия зависит от состояния ближнего и отношения к нему. При этом учитывается, что существуют более или менее возвышенные состояния.

Поэтому Моше думал, что нет разницы между кодшей шоо и кодшей доройс, и если Б‑г повелел съедать мясо первой категории жертв, то так же надо поступать и с мясом второй. Однако Аѓарон, который «ценил мир и стремился к миру, любил людей и приближал их к Торе» («Пиркей овойс», 1: 12), считал, что невозможно требовать от кодшей шоо той же святости, что и от кодшей доройс.

Но слова, которые Моше услышал от Аѓарона, пришлись ему по душе. Хотя степень истины неизменна, но и она предполагает, что абсолютная истины существует только у Всевышнего, а на уровне творения истина всегда относительна. Когда Аѓарон указал Моше на ограниченность мира и невозможность постижения истины, тот согласился с тем, что использование всех относительных возможностей всех творений является истиной.

Из этого следует, что при общении с евреями, находящимися на низком уровне духовного развития, нельзя требовать от них немедленного перехода к высшей степени святости. Человек должен поставить себя на место такого еврея и способствовать тому, чтобы даже в таком положении тот мог удостоиться света святости. Так встречаются «милосердие и истина» и достигается цель творения — создание для Всевышнего жилища в нижнем мире.

Но наряду с этим не следует скрывать от этих евреев абсолютную истину иудаизма — иудаизм без компромиссов.

Одним из важных пунктов истории Исхода из Египта является то, что спасение заключалось именно «в том самом дне». Мудрецы объясняют, что евреи вышли из Египта и не задержались там ни на мгновение, и если бы они упустили момент спасения, то потеряли бы его навсегда. И это не совсем понятно. Ведь такое положение создалось уже после десяти казней, которые вынудили египтян поторопить сынов Израиля оставить Египет. Почему же нужно было именно сейчас немедленно спасаться, и если бы не сделали это тогда, то момент спасения был бы безвозвратно упущен?

На самом деле, опасность промедления заключалась не в боязни, что египтяне передумают, но в опасении, что в стане самих евреев найдутся такие, что пожалеют и не захотят оставить привычную жизнь в Египте и идти в пустыню, чтобы получить Тору. Так что когда настал подходящий момент для выхода из Египта, нельзя было его упускать и задержаться даже на мгновение.

Таким образом, мы получаем извечное указание: всем и каждому из сынов Израиля заповедано покинуть Египет. Это освобождение души от оков тела, от материальных пристрастий и личных привычек, уход от ограничений материальной среды. Это освобождение приходит в ответ на призыв Б‑га «Я выведу вас из-под тягот Египта… Я — Г‑сподь, Б‑г ваш» (Шмойс, 6: 6, 7). Этот призыв вечен. Исход должен происходить ежедневно. Каждый день представляет собой подходящий момент дать ответ на этот призыв. Но есть евреи, которые не торопятся и приурочивают этот час к Десяти дням раскаяния, Субботам или праздникам. В лучшем случае некоторые вспоминают Исход из Египта каждый день во время молитвы, но ограничиваются лишь временем молитвы, и упускают эту возможность в другие часы дня.

Даже в обычной жизни есть время, подходящее для «выхода из Египта», и понятно, что оно имеет гораздо большее значение. Особенное время наступает, когда в наши двери стучится мощное движение восхождения к реальным истокам народа Израиля. Это пробуждение происходит в широких народных кругах, особенно среди молодежи. Они готовы услышать правду, даже если сами еще не готовы принять на себя бремя заповедей и совершить резкий поворот на своем жизненном пути. Они готовы познать чистейшую правду, истинный иудаизм, без каких-либо компромиссов. Их привлекает эта правда, и многие из них начинают строить свою жизнь на основах Торы и заповедей, решительно и с энтузиазмом. Но, несмотря на это пробуждение, которое длится уже несколько лет — еще не использованы в полной мере все возможности для освобождения.

Поэтому так важно не задерживаться даже на мгновение. Мы должны в максимальной степени использовать этот подходящий момент, помочь другим евреям освободиться от всех оков, особенно от идеи «быть как другие народы». Таким образом будет исполнено обещание: «Если Израиль совершит тшуву, то немедленно получит Избавление» (Рамбам, «Мишне-Тора», «Законы раскаяния», 7: 5) — истинное и полное Избавление с помощью нашего праведного Мошиаха.

Комментарии: Иудаизм без компромиссов
Нет добавленных комментариев