Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

К нашей конечной цели…

Четверг, 22. Август, 2013 - 15:28

 

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpgАлтер Ребе частенько просил своих хасидов рассказывать ему истории о Баал-Шем-Тове. Некоторые из них, пересказываясь из поколения в поколение, дошли и до наших дней, как, например, вот эта.

Однажды Баал-Шем-Това посетил богатый еврей в сопровождении зятя. «Благочестие моего зятя в опасности, он день ото дня ослабевает в вере своей», — шепотом пожаловался гость рабби Исроэлю. В ответ тот пригласил обоих на короткую прогулку в своей повозке. Кучер хлестнул лошадей, и они двинулись в путь.

Баал-Шем-Тов посмотрел на небо и спросил своих спутников: «Как вы думаете, пойдет ли сейчас дождь?» Те были удивлены таким вопросом: «Когда такое было, что в середине тамуза шел дождь?!» — «А по-моему, сейчас хлынет ливень… — и не успел Баал-Шем-Тов завершить фразу, как небо заполнилось облаками, и дождь полил, как из ведра, а цадик добавил: — Пусть дождь идет, но дорога, по которой мы едим, останется сухой!» Молодой зять с трудом верил своим глазам: вокруг них стеной стоял проливной дождь, но ни одна капля не задела повозки, в которой они ехали! Это очевидное чудо укрепило его веру в могущество Творца, властной рукой управляющего миром и законами природы…

Услышав эту историю, Алтер Ребе сказал: «Тут нам раскрывается все величие и необыкновенные способности Баал-Шем-Това. Хотя «ключ к дождям» находится только в руках Всевышнего, но духовный уровень рабби Исроэля был столь высок, что он удостоился права управлять дождем!»

…Нашу недельную главу «Ки совой» открывает заповедь бикурим. Во времена Храма еврей, заметив в своем саду или поле первые созревшие плоды семи видов растений, «которыми славится Земля Израиля» (пшеницы, ячменя, винограда, инжира, граната, оливы и финиковой пальмы), ставил на них метку, чтобы затем принести в Храм, как сказано: «И будет: когда придешь на землю, которую Г‑сподь, Б‑г твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею и поселишься на ней; то возьми от начатка всякого плода земли… и положи в корзину, и пойди на место, которое изберет Г‑сподь, Б‑г твой, чтобы там пребывать Его Имени» (Дворим, 26: 1–2).

Из этой цитаты следует, что обязанность исполнять заповедь бикурим возлагается на народ Израиля только после того, как он войдет в Землю обетованную, овладеет ею и поселится на ней. То есть, сначала евреи должны были завоевать землю и освободить ее от народов, которые там жили (на что ушло семь лет), а потом разделить наделы между коленами Израиля, что продолжалось еще семь лет. Но и этого не достаточно: для исполнения заповеди бикурим им также необходимо было «место, которое изберет Г‑сподь… чтобы там пребывать Его Имени».

То, как сформулирована эта заповедь в стихе, открывающем нашу недельную главу, вызывает некоторое недоумение. Обычно, когда Тора обязывает исполнять какую-то мицву только после выполнения определенных условий, она пишет об этом иначе. Например, в последнем стихе предыдущей главы «Ки сейцей» говорится о заповеди уничтожить Амолека: «И будет: когда Г‑сподь, Б‑г твой, даст тебе покой от всех врагов твоих со всех сторон на земле, которую Г‑сподь, Б‑г твой, дает тебе в удел для овладения ею, сотри память об Амолеке из поднебесной» (Дворим, 25: 19). Тора четко определяет, что только после того, как «Г‑сподь, Б‑г твой, даст тебе покой от всех врагов твоих», только потом «сотри память об Амолеке». То есть, заранее указывается, что обязанность исполнять эту заповедь возникает только при определенных условиях, а до тех пор, пока условия не позволяют исполнить заповедь, — нет и обязанности ее исполнять.

Законы исполнения заповеди бикурим Тора должна была бы написать в подобном стиле: «И будет: когда изберет Г‑сподь, Б‑г твой, место, чтобы там пребывать Его Имени… на земле, которую Г‑сподь, Б‑г твой, дает тебе в удел», тогда «возьми от начатка всякого плода земли». Так становится совершенно понятно, что обязанность исполнять заповедь возникает только после выполнения необходимых условий.

Но Тора пишет иначе: «И будет: когда придешь на землю… то возьми от начатка всякого плода земли». Это означает, что, как только вы войдете в Страну Израиля, вы будете знать, что ваша цель — принести бикурим в Храм. Хотя сначала необходимо получить землю в удел, и овладеть ею и поселиться на ней, но, ступив на Землю обетованную, евреи должны знать, что их главная цель — «возьми от начатка всякого плода земли». Нам необходимо понять, почему этот стих написан таким образом.

Элул — это месяц, когда подводятся итоги нашим деяниям за прошедший год и начинается подготовка к следующему году. И особенное значение имеют последние двенадцать дней этого месяца — с 18 элула до кануна Рош ѓаШоно. Это дни покаяния за все двенадцать месяцев в году, один день за каждый прожитый месяц: 18 элула — за месяц тишрей, 19 элула — за хешвон и так далее.

Элул — не только дни размышления о прошедшем годе, но, в основном, это подготовка к празднованию еврейского Нового года, который на иврите называется Рош ѓаШоно — «глава года», а не «начало года». Потому что так же, как голова руководит всеми частями тела, так и Рош ѓаШоно привносит жизненную силу и духовное содержание в наступающий год, чтобы в каждый день этого года человек мог исполнять свое предназначение в соответствии с волей Творца. Так что хешбон нефеш (самоотчет, дословно — «счет души») в эти дни должен подготовить нас к Рош ѓаШоно — дням, которые будут руководить нами и вести нас к заветной цели в течение будущего года.

Рош ѓаШоно — годовщина шестого дня творения, в который был сотворен человек. Несмотря на то, что в предыдущие пять дней были созданы неживая природа, растительный и животный мир, тем не менее, «главой» года считается день сотворения человека. Потому что человек есть конечная цель Творения, и только в его власти придать целостность и совершенство всему мирозданию.

Всевышний создал этот мир таким образом, что неживая природа (почва, минералы, вода и т. п.), помимо выполнения своего собственного назначения, питает растения, и посредством этого поднимается до уровня живого растения, которое растет, расцветает и питает животных, поднимаясь таким образом до их уровня. А все они вместе — питают человека, становясь избранными творениями. И когда человек исполняет свое предназначение, как сказано: «Я был создан, чтобы служить Творцу» (Талмуд, трактат «Кидушин», 82б), он достигает абсолютного совершенства. И через него все составляющие мира — неживая природа, растения и животные — приходят к совершенству.

Вот что делает Адам, первый человек, в день своего создания — он собирает все творения и призывает их: «Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Б‑гом, Творцом нашим» (Теѓилим, 95: 6). Творение с первой минуты своего существования стремится к конечной цели, ради которой было создано. Цель всего творения — человек, избранное существо. Поэтому первым днем нового года стал именно день, когда был создан человек. Все дни, которые предшествовали этому, были лишь подготовкой и совершенствованием на пути к главной цели — человеку. А цель самого человека — «служить Творцу». Так что с первого дня сотворения мира мы знаем, что главная цель заключена в «шестом дне». Это шестой день творения, день сотворения человека, и шестой день месяца сивон, день дарования Торы — как цели, для которой был создан человек.

Заповедь бикурим начинается словами «когда придешь на землю», потому что народ Израиля сразу же, входя в Землю обетованную, должен знать, что является его целью. Конечно, евреи должны дождаться того момента, когда они выполнят все условия: «овладеешь ею и поселишься на ней» и «когда изберет Г‑сподь, Б‑г твой место, чтобы там пребывать Его Имени», но с самого начала они должны видеть конечную цель.

Мы уже знаем, что у нас есть земля (относящаяся к неживой природе). Мы должны обрабатывать ее, вспахать и засеять — и, с Б‑жьей помощью, на ней будут расти злаки и плоды (представляющие растительный мир). Затем мы возьмем первые плоды земли и (вместе с жертвенными животными) понесем их в Храм, где человек (избранный из творений) принесет их в жертву. И эту конечную цель мы должны видеть с первой минуты пути: объединить все уровни творения — неживую природу, растительный и животный мир, человека — и привести их к цели, в Храм, чтобы поблагодарить Творца.

То же самое можно сказать и о ежедневном служении еврея Всевышнему. После сна, когда человек был, так сказать, как «неживая природа», ему нужно поспешить подняться («вырасти», как растет растение) и начать служить Всевышнему. Еврей должен подниматься шаг за шагом путем исполнения заповедей — омовение рук, утренние благословения, молитва, изучение Торы. Затем еврей выходит в мир, и через свою «животную душу» он должен вознести все земные творения к Создателю. Только так человек достигает своего совершенства и совершенства всего творения, реализуя свое главное предназначение — «создание жилища для Творца в нижних мирах». А с приходом нашего праведного Мошиаха весь сотворенный мир станет обиталищем для Творца, и все творения отзовутся на призыв: «Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Б‑гом, Творцом нашим!» Дай Б‑г, чтобы это произошло вскоре, в наши дни!

Комментарии: К нашей конечной цели…
Нет добавленных комментариев