Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Не боясь поступиться личной выгодой…

Пятница, 04. Апрель, 2014 - 5:06

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpgРабби Цви-Элимелех из Дынова (автор книги «Бней Иссахар») серьезно заболел, и дни его были сочтены. Вокруг ложа больного рядом с его сыновьями и внуками собрались хасиды в ожидании последних слов праведника перед встречей с Творцом. Но он лежал с закрытыми глазами, не произнося ни слова. «Вероятно, ребе проводит последние минуты на земле, погрузившись в размышления о Творце, — думали хасиды. — Напрасно мы ожидаем, что он будет говорить с нами!»

Внезапно дверь отворилась, и какой-то простой еврей протиснулся вовнутрь. Рабби Цви-Элимелех открыл глаза. «Реб Шмуэль, — обратился он к вошедшему человеку. — Вы хотите что-то спросить?» Тот отвечал вопросом на вопрос: «Ребе, я купил шерсть, что с ней будет?» — «Не волнуйтесь, реб Шмуэль, — сказал праведник. — Подождите до следующего года, цены на шерсть поднимутся, и вы сможете продать ее со значительной прибылью…» — ребе снова закрыл глаза, а спустя мгновение его душа покинула этот мир.

Несколько дней после смерти рабби Цви-Элимелеха хасиды бурно обсуждали это странное происшествие. «Вероятно, это был один из тридцати шести скрытых праведников, который пришел передать важное сообщение нашему ребе», — говорили одни. Другие пытались истолковать намек, содержащийся в словах раввина о шерсти и о большой прибыли, которая ожидается в следующем году. Они хотели найти в этом указание и путь служения Всевышнему.

Об этих разговорах узнал сын покойного, рабби Довид. «Вы ошибаетесь, — сказал он с улыбкой хасидам. — Этот реб Шмуэль действительно простой еврей, часто приходил к отцу просить совета в делах. Недавно он приобрел большую партию шерсти, но на рынке цена на шерсть упала. Как всегда, он приехал, чтобы спросить совета у моего отца, не зная, что он находится при смерти. Даже в последние минуты, готовясь предстать пред Всевышним, отец чувствовал, что есть еврей, который нуждается в помощи и поспешил помочь ему…»

Меир Сукачевский приехал в Мексику из Польши в 1920 году. Как и многие евреи того времени, которые пытались эмигрировать в США, он не смог получить американскую визу, поэтому поселился в Мексике. Удача сопутствовала ему, у него установились хорошие отношения с правительственными чиновниками и даже — с самим президентом страны! Дело было так. Меир открыл первый в Мексике оружейный магазин. Среди продаваемых там товаров были и редкие в те времена бронежилеты, и несколько штук он подарил президенту и его телохранителям. Через считанные недели после этого, когда президент выходил из здания парламента, на него было совершено покушение, и его жизнь спас защитный жилет.

На следующий день президент пригласил к себе «русского» (так он называл Меира), поблагодарил его за спасение и сказал, что в награду готов исполнить любую его просьбу. Тот попросил немного времени на размышление — хотел посоветоваться с семьей. У Меира было трое детей: два сына и дочь. Когда он передал им слова президента и спросил совета, старший сын предложил попросить в подарок три бензоколонки, чтобы быть уверенным, что все его дети будут иметь постоянный и хороший заработок. Подобные советы дали и второй сын с дочерью…

В те дни в порт Пуэрто-Вальярта прибыла большая группа евреев из Европы, которые хотели поселиться в Мексике. У них не было виз, и они оказались в затруднительной ситуации, не имея возможности даже заработать себе на жизнь! Меир явился к президенту и сказал: «Я ничего не хочу для себя лично. Я прошу вас только об одном: прикажите открыть визы всем евреям, которые оказались сейчас в Мексике». Президент исполнил его просьбу, и те евреи получили мексиканское гражданство.

Эта поразительная готовность поступиться личной выгодой и обратить милость власть имущих на благо всего народа Израиля имеет глубокие корни в еврейской истории. Первый пример приводит нам Свиток Эстер. Мордехай, услышав, что евнухи Бигтан и Тереш хотят убить Ахашвероша, сообщил об этом Эстер, а она рассказала обо всем царю. Расследование по данному вопросу установило справедливость обвинений, и злоумышленники были повешены. Царь не предлагал Мордехаю вознаграждения за свое спасение, и Мордехай также ничего не попросил у царя… Прошли годы, возвысился Аман и издал указ «истребить, убить и погубить всех иудеев» (Эстер, 3: 13). Весь народ Израиля постился и молился о спасении. Рассказывает нам Мегила: «В ту ночь не спалось царю, и повелел он принести памятную книгу летописи, и читали ее царю. И найдена была запись о том, как рассказал Мордехай о Бигтане и Тереше… И сказал царь: «Что было сделано для Мордехая в знак почета и уважения за это?» И сказали отроки царя, прислуживавшие ему: «Ничего не было сделано для него» (там же, 6: 1–3). А в это время пришел к царю Аман, чтобы предложить повесить Мордехая. Царь с порога спросил его: «Что бы сделать для того человека, которому царь хочет оказать почет?» Аман, думая, что почет собираются оказать ему, предложил: «Пусть принесут одеяние царское, которое надевал царь, и приведут коня, на котором ездил царь, и на голову возложат царский венец. И пусть дадут одеяние и коня в руки одному из знатных царских сановников, и пусть оденут того человека… и выведут его на коне на городскую площадь, и возглашают перед ним: «Вот что делают для того человека, которому царь желает оказать почет!» И сказал царь Аману: «Возьми скорее одеяние и коня и сделай так, как сказал ты, для Мордехая-иудея, сидящего у царских ворот; не упусти ничего из всего того, о чем ты говорил!» (там же, 6: 8–10). Аман был унижен, и с этой минуты началось его падение и спасение народа Израиля. А толчком к этому послужил тот факт, что Мордехай не попросил ничего для себя в награду за спасение жизни царя.

Подобная история произошла с Авраѓамом. Его племянник Лот, вышедший с ним вместе из Харана, решил оставить Авраѓама и поселиться в Сдоме. Однажды Авраѓам получил известие, что во время войны Лот был взят в плен. Авраѓам сразу собрал своих учеников и вступил в сражение, из которого вышел победителем. Так ему удалось освободить и Лота, и всех других пленных и возвратить все, что враг награбил в Сдоме. Когда Авраѓам возвратился из боя, царь Сдома вышел ему навстречу и сказал: «Дай мне людей, а имущество бери себе» (Брейшис, 14: 21). Каков был ответ Авраѓама? Он сказал: «Воздеваю руку мою к Г‑споду, Б‑гу Всевышнему, обретшему небо и землю, и клянусь: от нитки и до ремня обувного не возьму из всего, что тебе принадлежит! И тебе не сказать: «Я обогатил Авраѓама» (там же, 14: 22, 23). Авраѓам не хотел брать никакого материального вознаграждения за спасение жизни людей.

Наша сегодняшняя глава «Мцой­ро» посвящена, в основном, законам ритуального очищения человека, вылечившегося от заболевания цораас, которое на русский язык обычно переводится «проказа», хотя на самом деле между этими двумя недугами нет ничего общего. Как пишет Рамбам, «цораас — это общее название для целого ряда непохожих друг на друга явлений. Среди них: побеление кожи человека, выпадение части волос на голове или в бороде, изменение цвета одежды или стен домов… И это — не естественные явления, а знамения и чудеса, случавшиеся в среде евреев, чтобы уберечь их от злословия». В Танахе цораас упоминается несколько раз, один из них — история Наамана, военачальника царя Арамейского, чье войско было в то время самой мощной силой на Ближнем Востоке, и Израиль очень страдал от его набегов. Нааман заболел проказой, и еврейская служанка-пленница рассказала его жене, что есть пророк в Израиле, который исцеляет прокаженных. Нааман, заручившись письмом к царю Израиля от царя Арамейского, пришел в Израиль. Сначала к царю, а от того — к пророку Элише, который даже не захотел принять его, но велел передать ему на словах, что Нааман должен искупаться в водах Иордана семь раз, и он излечится от проказы. Сначала Нааман обиделся на то, что пророк даже не хотел встретиться с ним, но после слуги убедили его исполнить наставление пророка. Он окунулся в воды Иордана семь раз, и действительно произошло чудо: «Вернулась к нему чистота тела его, и стало оно, как тело малого ребенка, и он очистился» (Млохим II, 5: 14). Исцеленный вернулся к пророку, и тот принял его. И сказал Нааман: «Вот, узнал я, что нет Б‑га на всей земле, а только у Израиля; а теперь прошу, прими дар от раба твоего» (там же, 5: 15). Ответ Элиши похож на ответ Авраѓама: «Как жив Г‑сподь, пред Которым я стою, [клянусь] что я не приму» (там же, 5: 16). И как тот его ни упрашивал, пророк ни за что не хотел принимать плату за чудо, которое совершил. Тогда Нааман сказал: «Не будет впредь раб твой приносить всесожжение и жертву другим богам, кроме Г‑спода» (там же, 5: 17). А если бы Элиша принял дар за содеянное чудо, то Нааман не почувствовал бы себя обязанным Всевышнему за свое излечение и не встал бы на путь духовного изменения и веры в Б‑га Израиля.

Остается открытым вопрос, когда принимать вознаграждение, а когда нет? Понятно, что человек, чья работа связана со спасением жизни людей, например — врач, конечно, не может работать бесплатно. Но когда человек попадает в неожиданную ситуацию, и от него зависит спасение человеческой жизни, тогда он чувствует, что стал невольным посланником Б‑га. В этом случае он должен помнить, что нельзя разменивать эту привилегию на мелкую монету материальных благ. Лучше сохранить это право, не обменивая его на мирские ценности и удовольствия. Как сказано: «Пошли хлеб свой по водам, ибо спустя много дней ты найдешь его» (Коѓелес, 11: 1).

Комментарии: Не боясь поступиться личной выгодой…
Нет добавленных комментариев