Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Чисты ли наши руки?..

Пятница, 29. Август, 2014 - 3:07

BB1_1622.jpgВот история, рассказанная Молли Резник:

— На исходе Субботы моей дочери позвонили: «Посиди, пожалуйста, с нашими детьми, мы должны навестить Хани — ее сын Леви сегодня утром не проснулся…» Так мы впервые услышали о внезапной смерти Леви-Ицхока Воловика, девятилетнего сына посланников Хабада в районе «Файв таунс» на Лонг-Айленде.

Мать Леви, Хани, была свахой моего старшего сына, а его дедушка и бабушка, рав Моше и Ривка Котлярски, очень поддержали меня после смерти моего мужа пять лет назад.

Высадив дочь из машины в Краун-Хайтс в Бруклине, я бросилась к дому семьи Воловик. Он был полон родственников и членов общины, ошеломленных внезапной смертью ребенка. Некоторые из них находились тут еще с утра, когда Хани, придя будить сына, чтобы пойти в синагогу, нашла своего ангелочка бездыханным в постели.

«Такое просто так не случается, верно? — тихо спросила Хани, встретившись со мною взглядом, когда я вошла в столовую. Ее самообладание успокаивало. — Мы просто не понимаем, и никакие вопросы здесь не помогут…» — утешала она каждого пришедшего выразить ей свое соболезнование.

«Однако мероприятие должно состояться», — вдруг сказала она, обращаясь к нам. Надо заметить, что на завтра было запланировано проведение ежегодного собрания, в ходе которого будут чествовать членов четырех достойных семейств, внесших важный вклад в жизнь общины. Ожидалось участие более пяти тысяч человек. Каждая деталь была тщательно продумана и разработана специальной группой организаторов. Хани была преданным солдатом Ребе и настаивала, чтобы это торжество состоялось, несмотря ни на что!

Присутствующие начали сомневаться в возможности проведения мероприятия, когда у семьи такое горе, но Хани и ее муж, рав Залман Воловик, были непреклонны. Мероприятие должно состояться. Именно этого хотел бы Ребе. «Мы должны сказать нашим детям правду, так воспитывали и нас, — поддержала Хани ее мать. — Творец дал, и Творец взял, да будет благословенна воля Его. Не в этом ли наша задача — воспитывать сильных духом детей?»

Я почувствовала, что меня все еще охватывает трепет, когда я вижу величие Торы в действии и то, как работает еврейский закон. Помню, как в моей предыдущей светской жизни я думала, что в таких случаях показателем любви и заботы должна быть глубина выражения человеческого горя… Я продолжала наблюдать эту нереалистическую трагедию, и была частью ее.

Старший брат Леви, четырнадцатилетний Мендел, приехал домой из Детройта, штат Мичиган, где он учился в местной иешиве Хабад. И только тогда, когда он вернулся домой, любящие и обеспокоенные родители рассказали ему о случившемся. Его глаза все еще были полны слез, когда он спустился вниз, достал книгу и начал изучать законы траура. Через некоторое время я услышала, как отец наставляет его: «Даже если волосы соблюдающего траур слишком длинные, необходимо ждать 30 дней, прежде чем их постричь. Запрещено есть курицу сегодня вечером, так как мы в состоянии оненус…» (статус близких родственников умершего с момента его смерти до похорон).

До встречи с Ребе, его посланниками и учениками я никогда не видела и не испытывала такой реакции на трагедию! «Утешитесь продолжением строительства», — написал Ребе в послании в Кфар-Хабад в 1956 году, когда арабский террорист оборвал нить жизни пяти драгоценных еврейских душ. А когда в 1988 году ушла из жизни его жена, ребецн Хая-Мушка, Ребе, основываясь на стихе: «И живой приложит к сердцу» (Коѓелес, 7: 2), наставлял учеников черпать вдохновение и руководство к позитивному действию из ее жизни и отказался отменить запланированные на то время мероприятия.

В воскресенье утром зал прощания был переполнен. Сердца присутствующих разрывались от горя при виде братьев и сестер Леви — Мендела (14 лет), Голди (11), Биньямина (7) и Иерахмиэля (5), делающих крия (разрывание одежды по умершему). Сотни автомобилей присоединились к процессии, проследовавшей мимо «Севен севенти» — Всемирной штаб-квартиры Хабада, в Хабад «Файв таунс», где собрались тысячи людей, чтобы отдать последние почести Леви. Захоронение совершили на кладбище «Монтефиори» под душераздирающие женские рыдания и глухой стук земли, падающей на гроб. Потом читали соответствующие отрывки из Теѓилим. Настроение было тяжелым, воздух — холодным, но ожидаемая метель не началась. К вечеру на небе взошли звезды, что означало изменение направления ветра…

Просторный, торжественно украшенный зал сефардской синагоги светился множеством огней и свечей и был переполнен нарядно одетыми гостями. Все, от сервировки и меню этого грандиозного ужина до одежды официантов, было продумано до мельчайших деталей. Люди, окунувшись в море печали и слез три часа назад, теперь радовались празднику. Веселье было заразительно. Все воспринимали, как личный посыл обращение рабби Воловика и его жены, напечатанное на карточке, положенной возле каждого бокала вина: «Наш Ребе учил нас, что единственный способ справиться с горем — продолжать жить с большей энергией и радостью, чем раньше. Не может быть более достойного способа почтить Леви. Наверняка он смотрит на нас с Небес, наслаждаясь нашим сегодняшним весельем».

«Я никогда не видел такого излияния любви, — сказал рав Моше Котлярски, дед Леви, обращаясь к присутствующим. — Вы даже не знаете, что это значит для нас, потому что никакими словами этого не выразить. Это был очень нелегкий день».

«Ребе однажды сказал: «Где написано, что у тебя есть договор с Творцом о легкой жизни?» — напомнил рав Котлярски, директор по развитию международной сети Хабад-Любавич, и продолжал: — Мы переживаем период тяжелых испытаний. Прежде всего — убийство четы Хольцберг, посланников в Мумбаи. Несчастный случай, который произошел во время празднования Хануки в Бейс-Хабаде в «Файв таунс» (26 декабря 2008 г. водитель, потерявший контроль над своим автомобилем, влетел на большой скорости в Бейс-Хабад и ранил 14 человек), сегодняшняя трагедия… Но мы не свернем с пути к нашей цели! Мы посвятим все наши силы своей работе, несмотря на великое горе, постигшее нас. Ребе никогда не позволял нам отступать назад. Мы построим самое большое здание, и наши программы будут процветать. Пусть этот вечер будет наполнен весельем, в противовес тому, что мы выстрадали сегодня днем. Пусть почетные гости удостоятся радостного чествования. Радость сметает все границы!»

Тамар Певзнер, одна из тех женщин, ради которых был затеян этот вечер, выразила общее настроение присутствовавших: «Сначала, когда мы пришли на торжество, то чувствовали, что это было так неправильно. Мы спрашивали себя, что мы здесь делаем? Но в течение вечера мы увидели, что Хани и рав Залман были совершенно правы. Вот где мы должны были быть и вот что мы должны были делать. Главное — это радость души, а не тяжесть тела!» А доктор Мишель Фокс-Шлезингер, другая почетная гостья этого вечера, в заключительном выступлении выразила всеобщую надежду на будущее: «Мы будем работать, для Хабада в «Файв таунс».

Весь этот день был насыщен необычным смешением разно полярных чувств: горя, веры, воодушевления и радости. Семья Воловик до сих пор глубоко переживает невосполнимую утрату своего любимого сына Леви-Ицхока…

К рассказанному г‑жой Резник хочу добавить еще одну деталь: тогда же было начато создание детской библиотеки в честь Леви-Ицхока Воловика, да будет память о нем благословенна. В ходе недавней поездки к Ребе большой группы членов одесской еврейской общины после обеда в ресторане в районе «Файв таунс», устроителями которого была чета Воловик, мы посетили эту замечательную еврейскую библиотеку. Каждый день сотни детей и взрослых приходят туда с желанием читать, изучать и познавать всю глубину мудрости иудаизма.

В своем поведении в ходе всех этих событий рав Залман и Хани Воловик руководствовались своим чувством ответственности, обязывающем людей беспокоиться об окружении, в котором они живут. Эту идею неравнодушного отношения ко всему, что происходит вокруг нас, мы находим в нашей недельной главе «Шойфтим». В конце главы приводится заповедь эгла аруфа («обезглавленной телицы»): «Если будет найден убитый на земле, которую Г‑сподь, Б‑г твой, дает тебе для владения ею, павший в поле, и не известно, кто убил его; то выйдут твои старейшины и твои судьи и измерят расстояние до городов, которые вокруг убитого. И будет город, ближайший к убитому, — и возьмут старейшины того города телицу крупного скота, на которой еще не работали, которая еще не ходила в ярме. И приведут старейшины того города телицу в долину твердокаменную, которая не обрабатывается и не засевается, и прорубят там шею телице, в долине… И все старейшины того города, ближайшие к убитому, омоют руки свои над телицей с прорубленной шеей в долине. И возгласят они, и скажут: «Наши руки не пролили этой крови, и наши глаза не видели. Даруй искупление народу Твоему, Израилю, которого Ты избавил. Г‑споди, и не дай быть невинной крови в среде народа Твоего, Израиля! И будет искуплено им за кровь» (Дворим, 21: 1–9).

Раши в своем комментарии на данные стихи спрашивает: «Но разве придет на ум, что старейшины пролили кровь? Однако понимать следует так: «Мы не видели его [убитого], и мы не отказали ему в пище и в провожатом». Кроме того, из сказанного: «Даруй искупление народу Твоему, Израилю!» следует, что ответственность лежит не только на старейшинах суда этого города. Когда есть убийство в среде народа Израиля, не дай Б‑г, ответственность ложится на каждого еврея в любом месте, и нужно искать очищение для всего Израиля.

Талмуд наделяет этот ритуал особым этическим содержанием. В заявлении старейшин об их невиновности законоучители Талмуда усматривают не столько отречение от причастности к пролитию невинной крови, сколько сокрушение по поводу того, что не могли быть приняты меры для предотвращения убийства (трактат «Сота», 9б и 46б). Таким образом, это толкование подразумевает предписание опасаться бездействия, которое создает условия для преступления.

Содержащееся в нашей недельной главе понятие вины непосредственно связано с идеей об ответственности, которую несут за происходящее вокруг как каждый отдельный человек, так и общество в целом. Не может возникнуть положение, при котором среди нас найдут тело убитого или в нашей среде будет совершено преступление или несправедливость, и мы снимем с себя ответственность за произошедшее. Тора возлагает на нас эту ответственность и требует от нас задаться вопросом о том, каким образом мы позволили подобное деяние в нашей среде. Представляется, что идея личной ответственности человека за происходящее в обществе приводится в этой главе в наиболее заостренном виде. Можно без труда провести здесь аналогию с происходящим сегодня и задаться вопросом о том, «чисты ли наши руки» и «видели ли наши глаза».

Ребе в одной из своих бесед объясняет, как правильно следует исполнять заповедь об обезглавленной телице в наше время. Ребе учит нас брать на себя ответственность за каждого «мертвого в духовном смысле еврея». В Торе написано: «А вы, держащиеся Г‑спода, Б‑га вашего, живы все сегодня» (Дворим, 4: 4). Именно поэтому каждый еврей, прилепившийся к Б‑гу, жив. Но, к сожалению, есть много евреев, которые духовно потеряны и не имеют никакого отношения к иудаизму. И мы не можем снять с себя ответственность за их духовную смерть. Наша обязанность — приблизить их к Всевышнему.

На одном из фарбренгенов Ребе говорил о том, что в самом Нью-Йорке живут тысячи еврейских детей, которые не получают еврейское образование. Затем Ребе цитирует отрывок из Танаха, в котором определяется ценность каждого еврейского ребенка: «Дорогие сыны Циона, оценимые чистейшим золотом» (Эйха, 4: 2). Слово паз, употребленное в этом стихе, на святом языке означает «золото». Оно бывает нескольких сортов, и паз — это самое драгоценное высокосортное золото. И Ребе задает вопрос: «Разве возможно, что никто не беспокоится о том, чтобы «оценимые чистейшим золотом» получили подлинно еврейское воспитание и образование?!»

Поэтому, мои дорогие друзья, мы не должны ждать, пока нас позовут к нуждающемуся в помощи. Наша обязанность — отправиться на поиски и найти того еврейского ребенка, который даже не подозревает, что он нуждается в помощи, и связать его с иудаизмом. Для этого нужно немного доброй воли, и мы сможем собрать много еврейских детей и вернуть их в родную среду еврейского народа!

Комментарии: Чисты ли наши руки?..
Нет добавленных комментариев