Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Тора и ее «дивиденды»

Понедельник, 20. Октябрь, 2014 - 5:29

BB1_1622.jpgРаввин Яаков Кранц, Магид из Дубно, снискал известность как проповедник, который облекал свои выступления в форму притч. Однажды его спросили: «Почему празднуют Симхос-Тойре в конце праздника Суккос? Почему сыны Израиля, получив Тору на Швуэс, ждали несколько месяцев, чтобы отпраздновать это событие?!»

Как всегда, рабби Яаков ответил притчей:

«Жили на свете король с королевой в счастье и благополучии. Только одно омрачало их радость: у них не было детей. Что только королевская чета не предпринимала, чтобы обзавестись детьми! Они обращались к самым лучшим врачам в королевстве и за его пределами, посещали колдунов, гадалок и ведьм, но безрезультатно. Шли годы, но королевская чета оставалась бездетной… Однажды король и королева прослышали о славящейся своими чудесами колдунье, которая жила в отдаленной пещере, и решили обратиться к ней за помощью.

— У вас родится дочь, она будет умной, красивой, с прекрасным характером, — сказала им колдунья. — Но все это при одном условии: она не должна видеть ни одного мужчины, даже отца, до дня своей свадьбы, иначе ее постигнет смерть!

Супруги тепло поблагодарили колдунью и вернулись домой. Действительно, вскоре после этого королева почувствовала, что беременна. На седьмом месяце беременности королева покинула дворец и отправилась жить на уединенный остров для того, чтобы выполнить условия колдуньи.

В назначенный срок у короля с королевой родилась девочка, и с годами стало ясно, что все пророчества колдуньи сбылись. Те, кто имел возможность общаться с принцессой, восхищались ее внешней красотой, добросердечностью и одаренностью.

Когда принцесса достигла совершеннолетия, отец начал искать для нее подходящего жениха. Но кто согласится жениться на девушке, которую нельзя увидеть до свадьбы?! Принцы один за другим отклоняли предложение короля. Только один принц согласился жениться на принцессе: «Она из хорошей семьи, ее отец-король известен своей честностью и добропорядочностью. Я готов жениться, даже не видя ее!»

Только после свадебной церемонии, когда невеста сняла ритуальное покрывало, жених смог увидеть ее лицо впервые. Он был поражен ее благородной и нежной красотой, но сказал себе: «Кто знает? Действительно ли это столь особенная женщина, как говорил мне ее отец?» И только по прошествии нескольких месяцев, в течение которых молодой муж каждый день все больше и больше убеждался в неотразимой внешней и внутренней красоте принцессы, он пришел к ее отцу-королю выразить свою благодарность за то, что тот позволил ему жениться на его дочери.

То же самое случилось с народом Израиля, — продолжил Магид из Дубно. — Мы получили Тору на Швуэс, но мы не знали ее содержание. Мы сказали: «Исполним и будем слушать!» (Шмойс, 24: 7). Мы согласились принять Тору и делать то, что в ней написано. А теперь, на Симхос-Тойре, по прошествии нескольких месяцев, познав замечательный подарок, который мы получили от Творца, настала пора праздновать и танцевать с Торой!»

…В праздник Симхос-Тойре мы читаем главу Торы «Везойс ѓаброхо». В ней есть такой стих: «Учение, какое заповедал нам Моше, — наследие общины Яакова!» (Дворим, 33: 4). Это означает, что Тора (с иврита слово так и переводится — «учение») дана в наследие всем сыновьям Яакова, она принадлежит каждому еврею, и все мы с ней неразрывно связаны.

День Симхос-Тойре в молитвах называется «время нашей радости». В этом выражении множественное число — «нашей» — имеет в виду еврея и Тору: евреи радуются Торе, а Тора радуется еврейскому народу. И хотя праздник объединяет две радости, это не два отдельных торжества, а одна единая огромная радость. Еврей и Тора — не два отдельных понятия, а одно неразрывное целое! Каждый еврей, независимо от того, как он соблюдает заповеди Торы, — един с ней. Тора — его «наследие», он ее наследник, унаследовавший ее, как свое личное имущество.

В вышеприведенном стихе говорится, что Тора является наследием каждого, кто называется потомком Яакова. У народа Израиля, как известно, есть два имени: «Яаков» и «Исроэль». В чем разница между ними?

Имя «Исроэль» является более возвышенным. Наш праотец Яаков удостоился этого имени после того, как «боролся с Б‑жьим ангелом и с людьми и преодолел» (Брейшис, 32: 29). Яаков боролся с Лаваном и Эйсавом (« с людьми») и с ангелом Эйсава — и победил их, поэтому и был назван «Исроэль», Это имя, указывающее на одержанную победу, можно перевести как «правящий силой Б‑га». Оно отражает достоинство народа Израиля, противостоящего всему миру, способного с Б‑жьей помощью преодолеть все испытания и трудности этого мира и стать его хозяином.

С другой стороны, имя Яаков было получено нашим праотцем сразу же после рождения, еще до того, как он стал соблюдать Тору и заповеди. Каждый еврей на протяжении веков, независимо от своего духовного состояния, несет в себе два эти имени. С момента рождения, даже прежде, чем он начал выполнять заповеди, он называется «Яаков», в соответствии со своим происхождением. А кроме того, в каждом еврее заложены силы и способности справиться с этим миром и победить его, и тогда он открыто назовется «Исроэль».

То, что Тора Моше — это «наследие общине Яакова» означает: даже тот еврей, который все еще именуется Яаковом, и до сих пор не заслужил называться «Исроэль», все равно получает Тору в наследство.

В еврейском наследственном праве существует два закона:

(а) наследодатель не может лишить наследника наследства, наследник в любом случае имеет право на наследство;

(б) наследник не должен делать никаких приготовлений со своей стороны, чтобы приобрести право на наследство; само его существование обеспечивает ему право на получение наследства, без каких-либо действий с его стороны.

Итак, все евреи, каждый, кто принадлежит к «общине Яакова», объединяются и наследуют всю Тору. Тора называется наследством каждого из народа Израиля. В мире принято, что наследник, который получил наследство, использует его по своему усмотрению. Если человек получает в наследство деньги, то он не удовлетворится лишь тем, что стал владельцем капитала, что без дела лежит на его банковском счете. Цель наследства — использовать его и преумножить по мере возможности. Разумные наследники инвестируют основной капитал и увеличивают прибыли от него в несколько раз.

То же можно сказать о нашем еврейском бесценном наследстве — Торе. Еврей не может удовлетвориться тем, что его душа стояла у горы Синай и получила Тору в качестве рожденного в «общине Яакова». Это не цель Торы, которая является самым ценным сокровищем Б‑га: «Она дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» (Мишлей, 3: 15). И это сокровище Всевышний даровал нам. Цель дарования Торы в том, чтобы для каждого она стала «учением жизни» и наставляла нас на жизненном пути.

Истинная жизнь еврея — это жизнь по Торе, в соответствии с положениями «Б‑жественной теории жизни». Человек может прожить и восемьдесят, и сто двадцать лет. Однако, подводя итог своего жизненного пути, оглянувшись назад, он иногда обнаруживает, что бо́льшая часть его времени была потрачена на сон, еду и питье, либо на добывание средств к существованию, для того, чтобы иметь те же самые еду и питье. Разве это жизнь?! Неужели для этого он явился на этот свет?! Нет, настоящая жизнь — это жизнь в соответствии с положениями Б‑жественного Учения жизни.

Мудрецы спрашивают: как отличить исполнение заповеди от простого удовлетворения земных желаний человека? Один из способов — выяснить, что человек чувствует после этого. Выполнив заповедь, человек меняется внутренне, а чувство удовлетворения и наслаждения остается в его душе навсегда. Но если это было просто исполнение его желания, удовольствие от него временно, мимолетно и не оставляет в душе никакого следа.

Цель главного еврейского наследства, «наследия общины Яакова» — не удовлетвориться лишь его получением, а использовать его, превратить в «Учение жизни», сделать его основным руководством для повседневной жизни.

Тора, как наследство, — только основной капитал, источник духовного богатства. Человек должен «выгодно вложить» его, чтобы получить высокие духовные дивиденды. Однако известно, что инвестиции требуют значительных усилий и упорного труда. Поэтому возникает вопрос: насколько тяжелый труд и постоянные усилия совместимы с содержанием праздника, названного «время нашей радости»?

Ответ прост. Когда человек уверен, что инвестиции и приложенный им труд принесут гарантированную прибыль, то он не только не щадит своих усилий, но чувствует большее удовольствие и счастье от этих хлопот. И даже наоборот — радость от прибыли и удовольствие от результатов своего собственного труда гораздо больше радости получения наследства, доставшегося ему без всяких усилий.

Тора неслучайно названа словом морошо — «наследие». Это не просто имущество, доставшееся в наследство, это тот наследный удел, который должен передаваться из поколения в поколение, и никто не может отказаться от него, забыть или изменить его сущность. Удачных нам всем от нее «дивидендов»! Пусть праздник радости с Торой заразит всех своим весельем, и пусть оно не покидает нас весь год!

Комментарии: Тора и ее «дивиденды»
Нет добавленных комментариев