Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Из истории еврейского застолья

Четверг, 22. Январь, 2015 - 15:32

BB1_1622.jpgВ последние недели в Израиле, особенно в Тель-Авиве, проводится большая рекламная кампания Ассоциации «Пятницы Израиля» — организации, целью которой является сближение евреев из разных групп и слоев израильского общества. В наши дни, когда, к сожалению, отсутствие уважения к ближнему стало нормой, представители светских деловых кругов решили содействовать единению людей в общине Израиля, поставив во главу угла семейные ценности и укрепление единства всех евреев. Они уверены, что у потомков Яакова, несмотря на все разнообразие общин, стран исхода, социального положения и так далее, есть много общих точек соприкосновения, которые объединяют всех. Например — еврейские и израильские праздники. Участники акции считают, что начинать надо с единства семьи, которому особо содействует собрание всех ее членов за столом, где совместная задушевная беседа способствует укреплению семейных связей, созданию атмосферы взаимного уважения, взаимопонимания и участия. Они предлагают использовать для этого многовековой обычай семейного ужина в пятницу вечером, который сегодня постепенно исчезает… Они считают, что если раз в неделю каждая израильская семья встретит вместе Субботу, проведет вечер за совместной семейной трапезой, то это не только укрепит отношения между разными поколениями и членами одной семьи, но и поможет внести существенные изменения в израильское общество в целом.

Меня, как главного раввина еврейской общины Одессы, радует то, что каждый живущий в нашем благословенном городе еврей, желающий принять участие в Субботней трапезе с другими евреями в пятницу вечером после молитвы в синагоге, может сделать это с радостью и весельем. Для этого существует несколько возможностей. В самой синагоге устраивается целый ряд застолий: в одном месте для пожилых молящихся, в другом для студентов еврейского университета, а рядом — для еврейской молодежи, включая студентов «обычных» одесских вузов. Накрываются субботние столы в интернатах для мальчиков и для девочек. Не говоря уже о том, что каждую пятницу вечером, после молитвы Маарив в синагоге начинается «состязание» между семьями за то, кто больше гостей пригласит к себе домой на трапезу. И единственная проблема состоит в том, что на всех гостей не хватает!

Откуда пришел к нам этот красивый обычай?

В нашей сегодняшней недельной главе «Бой» рассказывается об Исходе и празднике Песах. Если спросить еврейского ребенка, почему мы едим мацу на Песах, он просто ответит словами из нашей недельной главы. Когда евреи выходили из Египта, то «силою понуждали египтяне народ, чтобы скорее выслать их из земли», и поэтому «понес народ свое тесто, прежде чем оно стало квасным». Тора продолжает: «И испекли тесто, которое вынесли из Египта, лепешками пресными, ибо оно не стало квасным; ибо изгнаны были они из Египта и не могли задержаться, и даже пищи на дорогу не приготовили себе «(Шмойс, 12: 33–39). Если так, то причиной, по которой мы каждый год на Песах едим мацу, следует считать именно то, что сыны Израиля не могли ждать, пока тесто для хлеба заквасится, поэтому испекли пресные лепешки — мацу.

Но каждый, кто изучит нашу недельную главу более глубоко, найдет в ней интересные сведения по этому вопросу. Уже в рош-хойдеш нисон Б‑г повелел Моше, чтобы евреи исполняли некоторые заповеди. Первая из них — заповедь новомесячия, вторая — о пасхальной жертве. И только затем дается третья: «Семь дней пресные хлебы ешьте; но в тот первый день устраните квасное из ваших домов» (первым днем здесь, как объясняют комментаторы, назван канун Песаха). И Тора дает точные даты, когда следует исполнять эту заповедь: «В первом месяце, в четырнадцатый день месяца, вечером, ешьте пресные хлебы; до двадцать первого дня месяца вечером» (Шмойс, 12: 15–18).

Из этого следует, что если уже первого нисона, за две недели до того, как они покинули Египет, Б‑г повелел есть пресный хлеб в течение семи дней, то у евреев было вполне достаточно времени, чтобы испечь много мацы, которой им бы хватило на неделю. Как же это сочетается с тем, что было сказано выше и что повторяется в тексте Пасхальной Агады: «Почему мы вкушаем мацу? Потому что не успело закваситься тесто наших предков». Как вообще могло случиться, что евреи пытались изготовить квасное тесто? Ведь Г‑сподь повелел: «Семь дней квасное не должно находиться в ваших домах; ибо всякий, кто ест хомец, истреблена будет та душа из общины Израиля» (Шмойс, 12: 19).

Любавичский Ребе в одной из своих бесед объясняет, что хотя Всевышний передал Моше заповедь о маце в 1 нисона, Моше, созвав старейшин Израиля, поведал им только заповедь пасхальной жертвы: «Выведите и возьмите себе из мелкого скота для ваших семейств и заколите жертву песах» (Шмойс, 12: 21). Моше даже не упомянул о заповеди мацы, и из этого следует, что евреи просто о ней не знали. Они были заняты только исполнением одной заповеди, для чего искали ягненка, которого 10 нисона привязали к кровати в своем доме, а 14 нисона, накануне Песаха, зарезали и обмазали его кровью притолоку и косяки своих входных дверей, как повелел им Г‑сподь.

И вот в ночь на Песах произошла казнь первенцев египетских, а затем фараон и все его люди «принуждали» евреев как можно скорее покинуть Египет. И тогда у сынов Израиля не осталось времени, чтобы испечь хлеб, поэтому из приготовленного теста они испекли опресноки — мацу. Только в конце недельной главы «Бой» Моше посчитал нужным рассказать о заповеди, которую получил от Б‑га еще 1 нисона: «Семь дней ешь пресные хлебы…» (Шмойс, 13: 6). Это и есть напоминание о том, что евреев изгнали из Египта, и они не могли медлить.

Следовательно, заповедь о маце не была первой заповедью, которую исполнили сыны Израиля на первый Песах в Египте. Сначала евреи исполнили заповедь пасхальной жертвы. Б‑г повелел: «Пусть возьмут себе каждый по агнцу на отчий дом. А если мал числом дом… пусть возьмет он и его сосед, близкий к его дому» (Шмойс, 12: 4). И это повеление Всевышнего установило обычай семейного Пасхального Седера, к которому присоединяются и другие семьи.

Так Песах стал праздником, который отмечает самое большое число евреев во всем мире, ведь его обычаи основаны на том, что вся большая семья собирается вместе за столом, накрытым для Седера. За многие годы эта традиция также распространилась и на субботние трапезы, на которые евреи имеют обыкновение приглашать гостей. Так складываются и укрепляются дружеские отношения, на которых держится община. То, что может показаться новаторской идеей в Тель-Авиве, на самом деле восходит к первой заповеди, которую исполнили все сыны Израиля на первый в своей истории Песах (да и сами устроители акции признают, что это, на самом деле, возвращение к временам Танаха, когда люди сидели вместе и ели свой хлеб).

Нам с вами для того, чтобы потрапезничать в кругу семьи и друзей, совсем необязательно ехать в Тель-Авив. Мы можем хорошо провести время в теплой атмосфере любви к ближнему в нашей общине, и каждый желающий может присоединиться к нам в ближайшую же пятницу вечером. А если кто-то ищет гостей, чтобы пригласить их к себе домой на субботнюю трапезу, то мы с радостью поможем вам это осуществить!

Комментарии: Из истории еврейского застолья
Нет добавленных комментариев