Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Два «Шойфара», возвещающих о Мошиахе

Четверг, 05. Февраль, 2015 - 6:14

BB1_1622.jpgЗа несколько дней до поста 10 тейвеса у меня состоялась интересная беседа с одним известным в США раввином, посланником Любавичского Ребе. Как известно, этот пост — один из четырех, установленных в память о разрушении Иерусалимского Храма. Десятого тейвеса войска вавилонского царя Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая закончилась через полтора года уничтожением Иудейского царства, разрушением Первого Храма и Иерусалима. Но кроме этого, с 1950 года по решению Главного раввината Израиля (и с этим постановлением согласились многие общины диаспоры) 10 тейвеса стало днем траура по жертвам Катастрофы, дата смерти которых неизвестна. Это постановление позволило родственникам этих людей отмечать йорцайт своих близких: зажигать поминальные свечи, читать Кадиш и учить Мишну в память о душах погибших. В этот день, согласно решению Главного раввината, в синагогах в утренней молитве после чтения Торы читают специальную поминальную молитву «Кель моле рахамим» для поднятия душ погибших в годы Катастрофы…

Во время беседы с посланником Ребе из США я попытался выяснить, соблюдаются ли эти обычаи в американских еврейских общинах. И само собой разумеется, что разговор перешел на вопрос об общем отношении американских евреев к Катастрофе европейского еврейства. Мой собеседник сказал, что многие пожилые евреи в Америке утверждают, что впервые услышали об ужасах Катастрофы только после войны, когда начали публиковаться рассказы о том, что произошло в Европе. Но в течение всех военных лет, они знали, что в Европе идет война, и в общих чертах знали о страданиях евреев, но не более того.

Мой собеседник рассказал о вышедшей десять лет назад книге Лорел Лефф «Похороненные «Таймс»: Холокост и самая важная газета Америки», изданной Кембриджским университетом. Это исследование анализирует поведение американской прессы во время Катастрофы. Автор книги, сама в прошлом журналист, решила сосредоточиться на том, как самая главная газета Америки «Нью-Йорк таймс» освещала трагедию евреев в оккупированной нацистами Европе, так сказать, в режиме реального времени.

Лорел Лефф посчитала, что в течение шести лет войны тема Катастрофы была упомянута в газете около 1200 раз. И были даже статьи, которые подробно описали, сколько именно евреев и в каких местах были убиты. Почему же эти публикации не пробудили общественное сознание?! Ответ болезненно прост: газета на самом деле печатала статьи о Катастрофе, но помещала их на внутренних страницах. Это были маленькие статьи без кричащих заголовков. И только 26 из них вышли на первых полосах «Нью-Йорк таймс».

Исследовательница показывает, что это была целенаправленная политика ее тогдашнего издателя Артура Хайса Сульзбергера. К сожалению, этот ассимилированный еврей полагал, что иудаизм — это религия, не имеющая отношение ни к семье, ни к народу. Идея «все евреи братья» была совершенно чужда ему. Он отвергал понятие взаимной ответственности в среде народа Израиля, и, следовательно, считал, что не имеет никакого отношения к тому, что в Европе убивают евреев, и не несет за это никакой ответственности.

Более того, Сульзбергер опасался, что публикуя большое количество материалов по еврейским проблемам, «Нью-Йорк таймс» получит клеймо «еврейская газета» и потеряет свою объективность. И все сотрудники газеты знали, что их «босс» очень чувствителен к этому вопросу, поэтому журналисты и редакторы старались не слишком афишировать историю Катастрофы. А так как «Нью-Йорк таймс» была ведущей газетой Соединенных Штатов, сообщающей международные новости, все другие издания следовали ее примеру…

Это объяснение верно, хотя и отзывается болью в наших сердцах. И все же нужно попытаться понять, как случилось, что весь еврейский мир во время Катастрофы ничего не предпринял для защиты европейского еврейства.

В нашей сегодняшней недельной главе «Исро» рассказывается о даровании Торы. Когда Всевышний сошел на гору Синай, чтобы дать Десять заповедей, написано: «И было: на третий день, с наступлением утра, были громы и молнии, и облако тяжелое на горе, и голос шойфара сильный очень. И вострепетал весь народ, который в стане» (Шмойс, 19: 16). И далее Тора продолжает: «И голос шойфара нарастал и окреп очень» (Шмойс, 19: 19).

Почему именно трубные звуки были подготовкой к дарованию Торы? Пророк Амос задает риторический вопрос: «Может ли народ не всполошиться, если прозвучит в городе шойфар?» (Амос, 3: 6). Любавичский Ребе пишет, что трубление в шойфар должно способствовать пробуждению и душевному потрясению человека. Всевышний хотел пробудить и потрясти народ Израиля при даровании Торы, как написано: «И вострепетал весь народ, который в стане».

Ребе утверждает, что перед приходом Мошиаха тоже протрубит шойфар, и не один раз, а дважды, о чем упоминается в книгах пророков. Зхарья говорит: «И Г‑сподь Б‑г в шойфар затрубит и пойдет в бурях юга» (Зхарья, 9: 14). А Ишаяѓу пророчествует: «И будет в тот день: вострубят в великий шойфар» (Ишаяѓу, 27: 13). Ребе объясняет, что мы не обязательно должны услышать именно трубные звуки, но это произойдет «посредством трагических событий, которые потрясут весь мир в целом и, в частности, еврейский народ». Это потрясение и есть «трубление в шойфар».

По окончании Шестидневной войны Ребе говорил, что в нашем поколении было «два трубления в шойфар», которые потрясли еврейский народ. Первым событием была Вторая мировая война, Холокост, а вторым — Шестидневная война.

«Шойфар Холокоста» был ужасным и пугающим. Он напомнил всем сынам Израиля, что они евреи, даже тем, кто хотел спрятаться, кто отрицал свое еврейство. Нашлись те, кто напомнил им, что они евреи. Именно это предсказал пророк Зхарья, который сказал: «и Г‑сподь Б‑г в шойфар затрубит и пойдет в бурях юга». Вторая мировая война принесла бурю, шторм — глубокое потрясение в этот мир.

«Шойфар Шестидневной войны» всколыхнул душу каждого еврея. Любавичский Ребе в одной из своих бесед говорит, что Холокост, несмотря на страшный геноцид, на самом деле не смог полностью пробудить всех евреев. Те, кто не пострадал, ограничились отсылкой чека, пожертвованием, и даже прочитали главу из Теѓилим в память о погибших, но продолжали жить своей обычной жизнью. Шестидневная война пробудила евреев везде, где бы они ни находились, начиная с самой сильной демократии мира, Соединенных Штатов, и заканчивая самой мощной в мире диктатурой — Советским Союзом. Все испытывали огромное воодушевление и были готовы сделать все, чтобы помочь евреям, живущим на Святой земле. Они вносили пожертвования, приезжали добровольно защищать Землю Израиля, были готовы добавить усердия в соблюдении законов Торы и исполнении заповедей и с помощью этого защитить еврейскую землю.

Почему «второй шойфар» — Шестидневная война — был более эффективным, чем первый? Очевидно, что Холокост, явив собой страшные несчастья и геноцид, не мог способствовать пробуждению национального самосознания евреев, и даже, наоборот, напугал людей и отвратил от желания быть евреем. В противовес этому Шестидневная война явила миру явные чудеса: небольшая израильская армия разгромила войска четырех сильных арабских стран. И более того, эта армия восстановила танахические границы Земли Израиля, завоевав Синайский полуостров, Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты! Эти победы пробудили боевой дух народа и вызвали небывалый подъем еврейской национальной гордости. Евреи во всем мире осознали «величие Яакова» (Теѓилим, 47: 5). Они стали считать, что быть частью народа Израиля почетно, что привело к небывалому расцвету еврейского самосознания.

…И сегодня существуют два способа вдохновить евреев на то, чтобы они сделали что-то для своего народа. Одни запугивают евреев, все время напоминают, что процент их ассимиляции ужасающе растет, и это грозит духовной катастрофой. Их призывы к спасению еврейского народа на практике не способствуют пробуждению общественного сознания.

В отличие от них, методы работы Хабада опираются на положительные явления еврейской жизни. Мы делаем упор на расширение еврейского образования в еврейских общинах Украины, России, США и Израиля. И сегодня намного больше, чем когда-либо прежде, детей учатся в еврейских школах во всем мире. Тысячи еврейских детей отдыхают каждый год в еврейских летних лагерях. Огромное количество евреев едят только кошерную еду. Миллионы евреев не стесняются своего еврейского происхождения. Таким образом мы заявляем и провозглашаем, что у еврейского народа многообещающее будущее, и каждый еврей имеет счастье гордиться своей принадлежностью к лагерю сынов Израиля.

Комментарии: Два «Шойфара», возвещающих о Мошиахе
Нет добавленных комментариев