Несколько дней назад мой близкий друг прислал мне статью, опубликованную в одной из израильских газет, где сообщалось, что сегодня в мире есть 10 молодых людей, не достигших возраста 33 лет, но уже ставших миллиардерами (при этом половина из них до сих пор даже неженаты). Этот список возглавляет основатель Facebook Марк Цукерберг, состояние которого оценивается в 34 млрд. долларов. А вот еще несколько имен оттуда (некоторые из них тоже связаны с Facebook): Эван Шпигель, 24 года, с состоянием в 1,5 млрд. долларов, Бобби Мерфи, 25 лет, с состоянием в 1,5 млрд. долларов, Эдуардо Саверин, 32 года, с капиталом в 4,9 млрд. долларов и 30‑летний Дастин Московиц, имеющий капитал в размере 8,1 млрд.
И, конечно, сердца многих людей смутились, когда они читали об этих людях и их состояниях. Людям бывает трудно понять, как это происходит. Они считают, что умны, талантливы и обладают большим жизненным опытом, они получили прекрасное образование и имеют все шансы на успех. И вдруг появляется юноша лет двадцати и обходит всех! Как могло такое случиться?!
Есть и другое явление, которое у многих людей сегодня вызывает недоумение, — возвращение нерелигиозных евреев в лоно иудаизма. В последнее время часто бывает, что человек неожиданно вспоминает о своих еврейских корнях и обнаруживает тягу к иудаизму в зрелом возрасте. Когда такой еврей приходит в синагогу, члены общины замечают, что его любовь к Б‑гу намного горячее и самоотверженней, чем у «обычного» религиозного еврея. Они видят человека, имеющего все земные блага, но готового ими пожертвовать ради святости Субботы, кошерной пищи и исполнения других заповедей. Причем он делает это с большим удовольствием, совсем не чувствует себя ущемленным, а наоборот радуется представившейся ему возможности.
Не так давно я присутствовал на обрезании бывшего ученика одесской школы «Хабад», который совершил алию в Израиль. Он сообщил, что собирается делать обрезание и попросил меня быть сандаком. Я как раз находился в Израиле в тот день и был рад принять участие в обряде брис-мило. После завершения церемонии он сказал мне о своих чувствах: «Это было самое важное событие в моей жизни!» Присутствовавшие при этом несколько религиозных евреев были поражены его словами. Они просто никак не могли понять то, что видели и слышали. Они сами — потомки известных раввинов, родились в религиозных семьях, выросли в мире Торы, всю свою жизнь посвятили служению Творцу, но еще не достигли того уровня любви к Б‑гу, который проявил этот юноша. Они тщательно исполняют все заповеди, однако нельзя сказать, что каждое утро, накладывая тфилин, они чувствуют, что это — самое важное событие в их жизни. Они не понимают, как евреи, которые не выросли в религиозной обстановке и десятилетия жили жизнью без Торы и заповедей, испытывают бо́льшую любовь к Б‑гу и духовное воодушевление, чем они во время молитвы Неила в Йом-Кипур…
Есть в иудаизме вопросы, ответы на которые можно найти только в Кабале. Комментарий главной кабалистической книги «Зоѓар» на нашу сегодняшнюю недельную главу «Мишпотим» начинается следующими словами: «Рабби Шимон сказал: «И вот законы, которые ты изложишь пред ними» (Шмойс, 21: 1) — таковы порядки гилгуля (кругооборота), ибо законы означают суды душ, которые вновь возвращаются в кругообороты в этом мире, и осуждается каждая в соответствии с возложенным на нее наказанием» («Зоѓар», часть 2, 94а).
Что же такое гилгуль нешомойс — кругооборот, перевоплощение, реинкарнация душ? В иудаизме принято считать, что после того, как человек умер, его душа поднимается на небесный суд, на котором оценивается степень ее праведности. Однако практически ни один человек не способен на должном уровне исполнить все 613 заповедей на протяжении одной жизни. Поэтому душа еврея после суда и приговора возвращается в наш мир и попадает в другое тело, чтобы дать ему еще одну возможность исправить то, что он не успел сделать при жизни. Это милость Г‑сподня — благодать для души. Творец, желая, несмотря ни на что, привести человека к полному исправлению, создал возможность «очищения» для его души, предоставляя еще одну или несколько попыток исправить грехи и приобрести новые заслуги путем выполнения заповедей.
Талмуд рассказывает историю о рабби Элазаре бен Дурдая, который был великим грешником на протяжении многих лет. Однажды женщина, с которой он грешил, сказала ему: «Элазар бен Дурдая, твое раскаяние не будет принято Небесами!» Ее слова ранили его в самое сердце и не давали ему покоя. И вскоре он почувствовал, что жизненные силы покидают его. Уединился он в долине между двумя горами и воззвал к силам природы: «Горы и холмы, просите о милости для меня!» Они ответили: «Прежде, чем мы станем просить о милости для тебя, мы попросим о милости для себя. Ведь в Писании сказано: «Ибо горы сдвинутся, и холмы зашатаются» (Ишаяѓу, 54: 10). Тогда он сказал: «Небо и земля, просите о милости для меня!» Они ответили: «Прежде, чем мы станем просить о милости для тебя, мы попросим о милости для себя. Ведь в Писании сказано: «Небеса, как дым, рассеются, и земля, как одежда, истлеет» (Ишаяѓу, 51: 6). Он продолжал молить: «Солнце и луна, просите о милости для меня!» Они ответили: «Прежде, чем мы станем просить о милости для тебя, мы попросим о милости для себя. Ведь в Писании сказано: «Посрамлена будет луна и пристыжено будет солнце» (Ишаяѓу, 24: 23). «Звезды и созвездия, просите о милости для меня!» Они ответили: «Прежде, чем мы станем просить о милости для тебя, мы попросим о милости для себя. Ведь в Писании сказано: «Истлеет все воинство небесное» (Ишаяѓу, 34: 4). Тогда он сказал: «Выходит, мое спасение исключительно в моих руках». Он склонил голову так низко, что она оказалась ниже колен, и рыдал в муках, пока душа не покинула его тело. Тогда голос с Небес произнес: «Рабби Элазар бен Дурдая удостоился вечной жизни» (трактат «Авойдо зоро», 17а).
И Талмуд добавляет, что рабби Йеѓуда ѓаНоси, составитель Мишны, плакал: «Некоторые люди обретают спасение многолетним служением, а некоторые за один только час. Мало того, что на Небесах принимают раскаявшихся — там их называют «рабби». Почему рабби Йеѓуда ѓаНоси так горько плакал? Потому, что убедился, что любой человек может обрести за один час то, что праведники обретают за многие годы. Почему же на Небесах Элазар бен Дурдая был назван «рабби»? Потому, что на его примере мы узнали, сколь велико может быть значение одного-единственного часа раскаяния.
Аризаль объясняет, в чем смысл истории рабби Элазара бен Дурдая. Незадолго до него жил в Иерусалиме Йоханан-первосвященник. Он происходил из семьи Хашмонаим и по некоторым мнениям был отцом Матисьяѓу, героя ханукальных событий, который в праздничных молитвах назван «Матисьяѓу, сын Йоханана-первосвященника» (есть другое мнение, что он был внуком Матисьяѓу). Известно, что для того, чтобы войти в Святая святых в Йом-Кипур, первосвященник должен быть совершенно праведным. Даже если бы у него была всего одна грешная мысль на уме, он бы не вышел оттуда живым. То, что рабби Йоханан восемьдесят лет служил первосвященником, свидетельствует, что это был абсолютный праведник. И об этом праведнике Талмуд (трактат «Брохойс», 29а) сообщает, что в конце своей жизни он стал саддукеем, членом секты, отрицавшей Устную Тору, в частности — воскрешение из мертвых, жизнь души после смерти и грядущий мир.
Когда рабби Йоханан умер и предстал перед Небесным судом, его ожидала награда за все добрые дела, совершенные им на земле в течении восьмидесяти лет служения. Но он не мог насладиться заслуженным вознаграждением: у него не было «ключа», чтобы войти в грядущий мир, потому что в конце своей жизни он отрицал существование этого грядущего мира. А разве можно насладиться тем, что сам считаешь несуществующим?! Приведу простой пример. Государство Израиль несет ответственность за всех своих граждан. Даже если они находятся в зарубежных странах, власти Израиля должны сделать все, чтобы спасти и защитить их. Но если человек отказывается от гражданства, рвет паспорт и публично заявляет, что не хочет быть гражданином Израиля, то государство уже не несет за него ответственность…
Итак, рабби Йоханан-первосвященник должен был вернуться в этот мир. И его душа перевоплотилась в рабби Элазара бен Дурдая, который, хотя и не исполнял законы Торы и ее заповеди, раскаявшись перед смертью, получил» ключ» к миру грядущему, который ожидал его после его предыдущей жизни.
Еще одна знакомая всем история, которую мы читаем в Пасхальной Агаде. Рабби Элазар бен Азария сказал: «Вот, я выгляжу семидесятилетним», а ему было всего 18 лет. Это произошло, когда его хотели назначить главой Санѓедрина вместо смещенного с этой должности рабана Гамлиэля. Мудрецы избрали рабби Элазара бен Азария за его большие достоинства: он был очень мудр, богат и происходил в десятом поколении от пророка Эзры. Пошел тогда рабби Элазар посоветоваться с женой, которая начала отговаривать его, указывая на то, что у него даже нет седых волос. И вот, произошло чудо — борода его побелела, и это было знаком для него, что он может занять эту почетную должность. После этого, он сказал, что выглядит как семидесятилетний старик (Талмуд, трактат «Брохойс», 27б). Возникает вопрос, почему он не сказал, что ему шестьдесят или восемьдесят? Почему он назвал именно цифру семьдесят? Аризаль объясняет, что рабби Элазар был реинкарнацией пророка Шмуэля, который прожил 52 года. Если к этому прибавить его собственные 18 лет, то получается именно семьдесят…
Чему нас учат эти истории? Когда мы видим молодого преуспевающего бизнесмена, вполне возможно, что за этим стоит не только ум и сообразительность двадцатилетнего юноши, но к ним прибавляется многолетний опыт, полученный в предыдущем воплощении его души. И это также может послужить прекрасным объяснением того замечательного явления, которое мы наблюдаем в нашем поколении. Речь идет о тысячах евреев, которые выросли вне атмосферы еврейского окружения, но внезапно в зрелом возрасте, осознав свое еврейство, начинают с таким рвением служить Творцу, что приводят в замешательство именитых раввинов. Возможно, эта огромная любовь к Всевышнему и этот горячий энтузиазм в соблюдении заповедей проистекают из их прошлой жизни?! Поэтому мы должны радоваться, что живем в такие времена, когда много-много людей пробуждаются служить Б‑гу в любви. Их энтузиазм «заразителен» и способствует новому приливу сыновней любви к Создателю у тех, кто уже давно посвятил свою жизнь служению Ему.