Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Чей подарок дороже Всевышнему?

Четверг, 22. Сентябрь, 2016 - 12:39


BB1_1622.jpg

Один богатый хасид пришел в Тальное на йехидус(аудиенцию) к рабби Дувидлу (р. Давид Тверский — Толнер ребе). Войдя в кабинет рабби, богач пробыл там целый час. После него на аудиенцию зашел благочестивый бедный хасид, общение которого с рабби продлилось считанные минуты. Выходя из кабинета, бедняк сказал со вздохом:

— Рабби, я не жалуюсь, избави Б‑г, но почему вы отнеслись ко мне предвзято?

Рабби Дувидл ответил ему:

— Как только ты открыл рот, я сразу услышал, что ты бедный. А с тем богачом я должен был говорить целый час, пока не услышал, что он такой же бедный, как и ты…

В нашей сегодняшней недельной главе «Ки совой» говорится о заповедибикурим — первинок. После того, как народ Израиля поселился в Эрец-Исроэль, эту заповедь должен был исполнять каждый еврей, выращивающий на своем поле один из семи видов растений, которыми славится Земля Израиля: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранат, оливу и финики. Земледельцу вменялось в обязанность взять первые созревшие плоды, положить их в корзину и принести в Иерусалимский Храм. Согласно обычаю, жители каждой деревни или города собирались вместе и поднимались в Иерусалим. Жители Иерусалима выходили им навстречу и оказывали им радушный прием. Затем каждая процессия с музыкой и весельем вступала в пределы Храма, и евреи отдавали свои первинки коѓенам.

Мидраш «Сифрей», комментируя стих: «И возьмет ту корзину коѓен из руки твоей» (Дворим, 26: 4), говорит, что непонятно, почему Тора пишет, что он берет именно корзину. Ведь могло бы быть написано «плоды» или «первинки». Почему речь идет о корзине? Это говорит о том, что не только плоды принадлежат коѓену, но и сама корзина, в которой они принесены. Однако все это относится к первинкам, которые принес бедняк в простой корзине, сплетенной из ивовых прутьев. Богатые евреи приносили своибикурим в посуде из золота и серебра, и коѓен, взяв плоды, возвращал им посуду. Талмуд (трактат «Бава кама», 92а) говорит, что такой порядок исполнения заповеди о принесении первых плодов подтверждает поговорку: «Бедность преследует бедняка». Ведь скорее бедняк потеряет то немногое, что у него есть, чем богач лишится своего богатства…

Мы встречаемся с этим и в повседневной жизни. Только в последнем поколении было немало людей, которые были богатыми в Европе, но, бросив все, бежали оттуда в Соединенные Штаты, Израиль или другую страну. И все равно на новом месте они довольно быстро вновь стали богатыми. Они, возможно, оставили все свои деньги, но их везение пересекло океан вместе с ними. С другой стороны, бедняки, покинув Европу, не забыли захватить свою неудачу с собой… Думаю, утверждать, что «так бывает всегда», — неправильно: не может же быть, чтобы Тора потакала «хищному капитализму». Почему же еврейский закон постановляет коѓенам забирать у бедняков корзины?!

«Сифрей» так объясняет причину этого: «Чтоб увеличить подарок коѓену». Поскольку бедняки приносят слишком мало бикурим, корзина отдается тоже, чтобы сделать подарок немного более ценным («Тосфос Йом-тов»). Есть объяснение, которое гласит, что поскольку бедняки приносили мало фруктов, то чтобы не компрометировать их и чтобы им самим не было стыдно, коѓен брал первинки вместе с корзиной и отпускал их с миром. В другом объяснении говорится, что корзины символизируют невезение, преследующее бедняка, поэтому коѓен не возвращает ему корзину. А золотая и серебряная посуда богачей символизирует их везение, следовательно, коѓен отдает ее владельцу, чтобы удача не отвернулась от него.

Есть другая версия текста «Сифрей»: «Чтобы увеличить награду бедняков». Поскольку свои корзины бедняки делали обычно сами, то для принесениябикурим, чтобы обеспечить ритуальную чистоту, скорее всего, плелась новая корзина. Корзина отдавалась коѓену вместе с бикурим, чтобы подчеркнуть, что труд по ее изготовлению был частью исполнения этой заповеди Торы. В действительности простые корзины бедняков дороже, нежели дорогая посуда богачей — ведь они произведения их рук специально во имя заповеди Всевышнего.

Можно также взглянуть на это с совершенно другой стороны. В заповеди о жертвоприношениях Тора говорит относительно жертвы бедняка: «И душа, когда принесет…» (Ваикро, 2: 1). Раши комментирует этот стих такими словами: «Применительно ко всем доброхотным жертвам не сказано «душа», но только применительно к хлебному приношению. Кто обычно доставляет в качестве доброхотной жертвы хлебное приношение? Неимущий. Сказал Святой, благословен Он: «Я зачту это ему, как если бы он принес в жертву свою душу». Любавичский Ребе объясняет, что богатые приносят жертвы в зависимости от степени самодовольства, сознавая, насколько важными и ценными являются их пожертвования. Бедняк же не может гордиться своим приношением и, следовательно, приносит его с чувством глубокого смирения, за что Творец особо любит его.

То же самое можно сказать и об исполнении заповеди бикурим. У бедняков есть преимущество перед богачами. Всевышний принимает от богатых только плоды. А первинки бедняков столь любезны сердцу Создателя, что Он хочет не только сами плоды, но и корзины, в которых они принесены. Ведь богатые приносят свои бикурим, наслаждаясь своей собственной важностью и ценностью своего подарка коѓену, а бедные в горести и смирении.

…Сынов Израиля сравнивают с первинками: «Как виноград в пустыне нашел Я Израиля, как первый плод смоковницы в начале созревания ее увидел я отцов ваших» (Ѓошеа, 9: 10). Душа еврея подобна плоду, в то время как тело является сосудом для нее. Всевышний говорит нам, что Ему недостаточно получить только «плоды», Он хочет и «корзину» — тело. Ребе объясняет, что еврей должен посвятить служению Всевышнему всего себя: и душу, и тело, и свою долю в этом мире. Даже дом и офис должны стать «первинками» путем прикрепления мезузы на двери. И кошерность пищи на еврейской кухне тоже к этому относится. Как сказали наши мудрецы: «Все дела твои пусть будут во имя Небес». Таким образом мы приносим наши корзины бикурим Творцу. Поэтому духовность не зависит от того, богаты вы или бедны. И пока не пришло Освобождение, каждый из нас, исполняя эту заповедь в духовном ее аспекте, должен относиться к любому своему действию так, будто он входит в Храм и ставит перед коѓеном корзину с лучшим из лучшего.

 

 

Комментарии: Чей подарок дороже Всевышнему?
Нет добавленных комментариев