Printed from chabad.odessa.ua

Исцеляя заболевания души

Четверг, 23. Февраль, 2017 - 10:56

BB1_1622.jpg
Несколько недель назад я ездил в Нью-Йорк по случаю важного мероприятия, организованного в помощь детскому дому «Мишпаха» одесской еврейской общины «Хабад Шомрей Шабос». В один из дней после окончания утренней молитвы Шахарис в синагоге Ребе в «Севен севенти» я встретил одного из тех людей, которые удостоились познакомиться с уникальной личностью ребецн Хаи-Мушки, жены Любавичского Ребе, чей йорцайт — 22 швата — отмечался несколько дней назад. Это был реб Хананья-Синай-Давид (сокращенно «Хесед» — «Милосердие») Хальберштам, который последние 18 лет жизни ребецн служил в доме Ребе на Президент-стрит, недалеко от «Севен севенти». Я попросил его рассказать мне одну из тех часто рассказываемых им историй, которые приоткрывали для всех необыкновенное сочетание простоты и величия выдающейся личности ребецн, отличавшейся большой мудростью, чувствительностью, деликатностью, добротой, пониманием человеческой души, Б‑гобоязненностью и главное — абсолютной преданностью тому, как она понимала свое жизненное предназначение: служить своему великому мужу и дать ему возможность исполнить огромные задачи, возложенные на него Б‑жественным провидением.

Реб Хесед с радостью откликнулся на мою просьбу, задержался на пять минут и рассказал мне следующее:

— Однажды, когда мы возвращались домой, нам нужно было проехать по какой-то конкретной улице, но она оказалось перекрытой, так что я должен был повернуть на другую и ехать в объезд. Около одного из домов на этой улице стояла полицейская машина. Недалеко от нее был припаркован грузовик, рядом с которым стояла какая-то мебель. В этой картине не было ничего необычного, и я продолжил наш путь. Через несколько десятков метров ребецн Хая-Мушка обратилась ко мне и спросила, не мог бы я вернуться на улицу с грузовиком и полицейской машиной. Я поинтересовался причиной ее просьбы, и она сказала: «Ребе, мой отец, научил меня, что все, что происходит в мире, случается по воле Б‑жественного провидения. Улица, по которой мы хотели проехать, была перекрыта, и поэтому мы вынуждены были поехать по другой улице, где мы увидели то, что увидели. Понятно, что это произошло не случайно, но по воле Провидения. Давайте вернемся, чтобы увидеть, что там произошло, и тогда, возможно, мы поймем, что делать».

Вернувшись к тому месту, мы узнали, что случилось. Речь шла о выселении из квартиры одной еврейской семьи, которая совсем недавно, всего несколько месяцев, как эмигрировала в США из России. Главе семьи никак не удавалось найти работу, и он не смог заплатить вовремя долг за съем квартиры, где они жили. Поэтому домовладелец пришел с постановлением суда, чтобы выселить их. Когда стало ясно, что это сложная ситуация, в которой замешаны домовладелец, суд, полиция и немало денег, я подумал, что ребецн захочет уехать. Вместо этого она попросила меня пойти к хозяину квартиры и выяснить, сколько денег должны ему арендаторы. Я сделал, как она велела, и оказалось, что сумма равна нескольким тысячам долларов. Я вернулся к машине и сказал ей об этом. Недолго думая, она открыла свою сумочку, достала чековую книжку и выписала чек на полную сумму долга, которую назвал домовладелец. «Пожалуйста, будьте так добры, — сказала она мне, — оплатите долг, но сделайте это так, чтобы ни соседи, ни члены семьи этого не заметили. Очень важно для меня, чтобы им не было стыдно». Когда я передал чек домовладельцу, он был ошеломлен. Он посмотрел на машину и заметил пожилую женщину, сидящую в ней. Потом кивнул, как будто он понял, и положил чек в карман. Через минуту он позвал грузчиков и что-то шепнул им. Они начали сгружать вещи с грузовика и возвращать их обратно в квартиру. А в то время, как семья пыталась понять, что произошло и что скрывается за этим удивительный поворотом событий, ребецн попросила меня ехать домой…

* * *

Наша сегодняшняя недельная глава «Мишпотим» рассказывает о широком спектре законов, связанных с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу человека. Какое наказание должен понести тот, кто совершил непреднамеренное убийство, украл человека или что-то из имущества, принадлежащего другому человеку. Как судить того, кто выкопал яму или развел костер, и в результате этого пострадали люди либо их собственность. Какой приговор вынести охраннику, который не уберег доверенное ему, и многое другое… В одном из законов в начале главы говорится о случае, когда один человек избил другого, нанеся ему травму, в результате которой пострадавший заболел. Тора говорит, что ударивший обязан заплатить компенсацию — «за вынужденное безделье даст и за лечение» (Шмойс, 21: 19). Помимо оплаты за причиненный прямой ущерб, за боль, страдания и унижение, которые испытал потерпевший, виновник должен компенсировать деньги, которые были потеряны в результате вынужденной нетрудоспособности и затраты на лечение — вэрапой ирапэй. Дословно эти слова означают: «и совершенно вылечит его». Однако наши мудрецы (Талмуд, трактат «Брохойс», 60а), комментируя этот стих, предлагают прочитать его с иными огласовками: вэрофэ ирапэ, что переводится: «и врач исцелит». Из такого прочтения выводится разрешение врачу лечить больных. Необходимость специально оговорить право врача на лечение следует из того, что, как известно, именно Всевышний посылает человеку болезни, и поэтому действия врача могут быть рассмотрены как попытка пойти против Б‑га. Но главное то, что Тора называет единственным целителем Творца. Следовательно, и в качестве лекарства должны применяться молитва, раскаяние, цдока и добрые дела. Тем не менее, Всевышнему было угодно, чтобы исцеление шло при помощи врача, который является «инструментом» в Его руках и действует по установленным Им законам природы.

Этот стих опровергает ошибочное представление о том, что обращение к врачам демонстрирует недостаток веры в Б‑га. Талмуд говорит: «Отсюда выводится, что врачам даровано Б‑гом позволение лечить» (трактат «Бава кама», 85а). Закон без оговорок принимает условие, что пострадавший будет пользоваться медицинской помощью, и даже настаивает на том, чтобы больной обращался к врачам не только в случае телесной травмы, но и при других болезнях.

Действительно из этого стиха мы узнаем, что врачу дано разрешение лечить, но из этого не следует, что излечение больных является обязанностью врача. Но Талмуд (трактат «Санѓедрин», 73а) объясняет, что стих «и возвратишь это ему» (Дворим, 22: 2), который требует возвратить человеку то, что тот потерял, относится не только к собственности человека, но и к потере здоровья. А это уже обязывает врача сделать все от него зависящее, чтобы вылечить пациента. Как пишет Рамбам в своем комментарии к Мишне (трактат «Недорим», 4: 4): «И это включено в смысл стиха «и возвратишь это ему» — исцелить тело. Когда видят человека в опасности и могут спасти или его тело, или его деньги, или его мудрость». Исцелять больных — это заповедь Торы для врача.

Человек может быть болен физически, но также и болен духовно. Тело человека состоит из 248 органов и 365 сухожилий. Человеческим органам соответствуют 248 повелевающих заповедей, которые регулируют активную деятельность человека. Сухожилиям же соответствуют 365 запрещающих заповедей, которые предписывают человеку быть пассивным, чтобы избежать неправильных поступков.

Когда человек не исполняет повелевающих заповедей или нарушает запреты Торы, то он находится в состоянии «духовно больного», у него не хватает «органа» духовности либо у него есть проблема с одним из «сухожилий». Жизнь такого больного находится в опасности, и духовный лекарь обязан найти способ помочь ему излечиться. Тора предписывает врачу: «и возвратишь это ему», — требует сделать все возможное, чтобы восстановить здоровье человека.

Какой вывод мы можем сделать для себя из всего вышесказанного? Иногда, когда нас просят помочь другому еврею выполнить заповедь, побудить его соблюдать заповеди, — мы не хотим делать это, утверждая, что предпочитаем посвятить это время на совершенствование и укрепление нашей души. Вместо того, чтобы тратить время на ближнего, который еще неизвестно как откликнется на наши призывы исполнять заповеди, мы предпочитаем иметь дело с самими собой, пополняя свои знания и совершенствуя собственное исполнение заповедей. На это Тора говорит нам, что мы обязаны заниматься другими евреями, находящимися на более низкой ступени духовного развития и нуждающимися в духовном исцелении. Ближний, которого необходимо побудить к исполнению заповедей, пребывает в состоянии «больного». Тора обязывает врача оказать ему необходимую помощь и исцелить его. Исполнение заповедей является необходимостью и долгом каждого еврея. И наша обязанность убедиться, что наши ближние исполняют их. Мы не можем позволить себе никакого самосовершенствования в то время, когда ближним необходима наша помощь в соблюдении основных мицвойс. В таких случаях наше желание заниматься своей личностью, совершенствовать собственное исполнение заповедей исходит от злого начала, стремящегося помешать нам делать то, что мы обязаны, — помогать другим евреям соблюдать заповеди Торы.

И тогда, когда мы будем исполнять свои обязанности по возвращению «пропаж» других, когда мы подвигнем их на соблюдение заповедей, когда мы позаботимся об их духовном выздоровлении — тогда Всевышний пошлет нам успех и в нашей работе по достижению высот духовности.

 

Комментарии: Исцеляя заболевания души
Нет добавленных комментариев