Пару недель назад президент США Дональд Трамп вместе со своей женой посетил Израиль с официальным визитом. Я не собираюсь здесь анализировать этот визит и его итоги, а хотел бы только обратить внимание на ряд «интересных» моментов, которые имели место во время визита. Очевидно, что современная технология позволяет некоторые вещи, которые раньше были недосягаемыми. И, в частности, услышать издалека разговор, даже когда есть громкий шум вокруг. Во время этого визита, в аэропорту, в непосредственной близости от самолета, когда был еще слышен шум двигателя, ведущий говорил в микрофон и играл оркестр, в прямом эфире прозвучали несколько фраз, которыми почти шепотом обменялись премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу и президент США Дональд Трамп. Возникла довольно неловкая ситуация, но главы государств были уверены, что они шепчут и поэтому их никто не слышит. Трамп задал вопрос: «Где мы должны сейчас стоять?» Нетаниягу ответил: «В официальном протоколе так много правил и ритуалов, что мы никогда их не знаем. Никто не знает. Думаю, они просто скажут нам, где стоять». И это только один из диалогов, возможно, наименее неудобный, из всего произнесенного шепотом, но уловленного микрофоном, когда лидеры не осознавали, что их слышит вся планета…
* * *
В нашей сегодняшней недельной главе «Беѓаалойсхо» рассказывается о том, что евреи уже почти год идут через Синайскую пустыню и теперь готовятся к вступлению в Землю Израиля. Моше обращается к своему тестю Исро с предложением присоединиться к походу в Землю обетованную: «Мы отправляемся в путь к тому месту, о котором сказал Г‑сподь: «Его даю вам». Иди с нами, и мы будем благотворить тебе, ибо Г‑сподь предназначил доброе Израилю» (Бамидбор, 10: 29). Исро вежливо отказался и сказал: «Я не пойду; но на мою землю и на родину мою пойду я» (там же, стих 30). В ответ Моше начал умолять его: «Не покидай же нас! Прошу, потому что ты знаешь наши стоянки в пустыне, и ты был нам глазами. И будет, если пойдешь с нами, то будет: тем же добром, каким наделит Г‑сподь нас, мы наделим тебя» (там же, стихи 31, 32). Рамбан объясняет, что Исро хорошо знал пустыню и мог указывать им дорогу на переходах.
Из текста нашей недельной главы неясно, принял Исро предложение Моше-рабейну или нет. Но из Талмуда нам известно правило: «Слова Торы, что бедны в одном месте, богаты в другом» (Иерусалимский Талмуд, трактат «Рош ѓаШоно», 17:а). То есть, если Тора не завершила какую-то историю в одном месте, то мы должны искать, пока не найдем ее окончание в другом. Раши говорит, что этот эпизод является частью истории, уже рассказанной в главе «Исро» Книги Шмойс. Именно там о дальнейшей судьбе Исро Тора говорит: «И отпустил Моше своего тестя, и тот пошел на землю свою» (Шмойс, 18: 27). Моше так и не удалось убедить Исро присоединиться к сынам Израиля на пути в Землю обетованную, и тот вернулся в свою страну, в Мидьян. Почему? Раши в своем комментарии на этот стих говорит: «Чтобы обратить в иудаизм членов своей семьи».
Но здесь возникает вопрос: почему Моше так настаивал на том, чтобы Исро присоединился к народу Израиля? Как правило, зять не слишком удерживает тестя в гостях у себя, как раз наоборот. Что же побудило Моше идти против природы и умолять своего тестя остаться? И это несмотря на то, что Исро вел себя, как настоящий тесть. Действительно, он постоянно давал Моше советы. Я не знаю много людей, которые хотели бы, чтобы кто-то вмешивался в их дела, и уж тем более тесть или теща…
Может быть, ответом на этот вопрос будут события, которые разворачиваются в еврейском стане после ухода Исро. Мы читаем: «И стал народ как бы предлога искать ко злу во услышание Г‑спода» (Бамидбор, 11: 1). Сыны Израиля начали проявлять недовольство и жаловаться на Моше и на Б‑га. Если задуматься и проанализировать поведение евреев в пустыне, то окажется, что все время, пока Исро шел с ними (почти целый год), сыны Израиля ни на что не жаловались! Это чудо! Евреи не жаловались — это невероятно! Очевидно, Исро обладал какой-то особой силой, которая удерживала народ Израиля от проявления недовольства. Не удивительно, что Моше просил его не оставлять еврейский стан.
Как же можно все это объяснить? Исро поклонялся идолам, был верховным жрецом Мидьяна, окруженным почетом мирским. Однако, услышав о великих чудесах, которые Всевышний совершил для народа Израиля, он бросил все, пришел в пустыню и принял веру в Единого Б‑га. Услышав Десять заповедей, Исро воспринял их с воодушевлением и сказал, что если все народы примут Десять заповедей, то мир станет совершенным. Поэтому сыны Израиля перед лицом Исро были так смущены, что не посмели жаловаться на Моше и выступать против Б‑га. Мы знаем, что люди обычно ведут себя подобающе в присутствии посторонних, никто не ссорится, не повышает голос. Даже маленькие дети знают, что надо вести себя хорошо, когда в дом приходят гости или вокруг незнакомые люди. Поэтому все время пребывания Исро в пустыне среди народа Израиля никто ни на что не жаловался!
…Сегодня ни один человек не может позволить себе роскошь вести себя так, как будто вокруг него никого нет. Современный человек все время на виду. Невозможно делать какие-то вещи за закрытыми дверями. Нет такого понятия, что возможно, чтобы «все осталось между нами». Поэтому каждый должен помнить, что все, что он делает, узнает не только один «Исро», а узнают миллионы людей и всего за несколько минут.