В начале XIX века правительство Наполеона объявило среди французских кулинаров конкурс на изобретение самого практичного способа долгосрочного хранения продуктов для нужд армии во время военных походов. Победителем стал столичный повар Николя Аппер, который придумал хранить пищу в стеклянных бутылках, прокипяченных в соленой воде и герметично закупоренных пробкой. Но стеклянные сосуды были тяжелыми и малопригодными для транспортировки, поэтому их постепенно заменили железными или жестяными банками, которые были дешевле, изготавливались быстрее и лучше выдерживали трудности военных походов (однако «открывалки» для таких банок были изобретены только тридцать лет спустя, до этого солдаты должны были вскрывать банки своими штыками или разбивать их камнями). Французская армия начала использовать эти емкости, но война закончилась до завершения процесса развития нового метода консервирования…
На иврите консервы называются шимурим — буквально «сохраненные». Это слово в сочетании лейль шимурим появляется в нашей сегодняшней недельной главе «Бой» дважды в одном стихе. Тора рассказывает нам о ночи Песаха: «Это ночь бдения Г‑сподня, чтоб вывести их из земли Египетской; эта самая ночь — Г‑споду бдение у всех сынов Израиля…» (Шмойс, 12: 42). Раши в своем комментарии на этот стих называет две причины, по которым ночь Песаха называется «ночь бдения» или «ночь сбережения». Во-первых, это «ночь, которую Святой, благословен Он, берег и ждал, чтобы исполнить Свое обетование вывести их из Египта». Когда Всевышний это пообещал? Раши продолжает: «Это ночь, о которой Он сказал Авраѓаму: «В эту ночь Я избавлю твоих сыновей». При заключении завета между частями расчлененных животных Б‑г пообещал Авраѓаму, что в ночь Песаха, через 430 лет, Он выведет его сыновей из Египта. А затем Раши добавляет еще одно толкование: «Эта ночь оберегаема от пагубы». Это означает, что в течение всех поколений ночь Песаха будет ночью особой защиты, когда Всевышний охраняет евреев и не дает силам зла приблизиться к их жилищам (поэтому есть евреи, которые имеют обыкновение в пасхальную ночь не закрывать двери своих домов).
В комментарии «Таргум Йонатан бен Узиэль» сказано: «Эти четыре ночи занесены в книгу хроник, раскрытую перед Всевышним. Первая ночь — это ночь Творения, когда Всевышний впервые открылся миру. «И был вечер, и было утро…» (Брейшис, 1: 5) — мир был создан ночью. Вторая ночь началась, когда Всевышний открылся Авраму (который еще не получил имя Авраѓам) и заключил с ним союз — брис бейн ѓабсорим (завет между частями расчлененных животных). Третья — это ночь, когда Всевышний прошел по Египту, убил всех первенцев-египтян и спас первенцев-евреев. Четвертая наступит в конце времен, когда придет момент окончательного избавления. Это произойдет в пасхальную ночь. Все четыре ночи, начиная от Сотворения мира и до конца времен, выбраны и сохранены Всевышнем только для еврейского народа — во всех его поколениях. Однако лишь ночь Песаха прямо названа в Торе лейль шимурим». Почему? Какая особенность отличает эту ночь от ночи Сотворения мира и двух других ночей?
Анализируя то, что произошло в ночь Песаха, мы обнаружим некоторую странность. Обычно установление праздника, связанного с каким-либо событием или чудом, в еврейской традиции происходит после того, как событие имело место или чудо свершилось. Например, празднование Хануки было установлено на следующий год после того, как произошло известное чудо с кувшинчиком масла (Талмуд, трактат «Шабос», 21а). Что касается Пурима, то действительно, евреи не стали ждать целый год, чтобы объявить его праздником. В тринадцатый день месяца адор сыны Израиля уничтожили своих врагов, а «в четырнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья» (Эстер, 9: 17). То есть, чудо отпраздновали на следующий день после того, как оно произошло… Это также верно в отношении праздников, установленных Торой: «В кущах живите семь дней… чтобы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израиля, когда выводил их из земли Египетской» (Ваикро, 23: 42, 43). Следовательно, после чуда проводится праздник в память о чуде. Однако события, о которых рассказывается в нашей недельной главе «Бой», нарушают эту закономерность. После предпоследней казни египетской — тьмы — фараон предупреждает Моше: «Уйди от меня. Берегись, чтобы тебе больше не видеть моего лица; ибо в день, когда увидишь мое лицо, умрешь» (Шмойс, 10: 28). Затем сразу же Моше повелевает еврейскому народу исполнить заповеди о пасхальной жертве и порядке ее съедения (Пасхальный Седер). Еще находясь в Египте, они отпразднуют ночь, в которую собираются покинуть Египет! Да, это происходит после девяти казней, но фараон еще ничем не показал, что сдается. Он не только не смягчился, но стал еще более жестким, выгнал Моше и пригрозил ему смертной казнью. И в то же самое время сыны Израиля должны праздновать Исход с мацой, марором и пасхальной жертвой?! Б‑г хочет, чтобы евреи отпраздновали освобождение из египетского рабства, которое еще не осуществилось на самом деле?! Что стоит за этим повелением?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, расскажу одну известную историю о двух женщинах, которые пришли к ребе просить благословение на детей. Обе женщины получили благословение цадика, и в следующем году снова встретились в его приемной. Одна женщина спросила другую, зачем она пришла к раввину. Та ответила: «Я здесь, чтобы снова попросить благословения. А ты?» Другая с радостью рассказала, что пришла поблагодарить цадика за то, что его благословение осуществилось и у нее теперь есть сын. Услышав это, первая женщина изменилась в лице. Она зашла к ребе и спросила, почему другая женщина удостоилась осуществления благословения, а она нет. Цадик позвал женщину, у которой родился сын, и попросил ее рассказать, что она сделала сразу после получения благословения. Та сказала, что, вернувшись домой, покрасила комнату для будущего ребенка, потом купила детскую кроватку, коляску, одежду и все, что будет необходимо для малыша. Цадик обратился ко второй женщине и сказал: «Своим поведением она доказала, что уверена во Всемогущем и в том, что благословение осуществится. Ее дела были сосудом для получения благословения, и поэтому она удостоилась его».
То же самое можно сказать о праздновании Песаха. Сыны Израиля не участвовали в свершении девяти казней. Они были лишь зрителями, с удовольствием наблюдавшими со стороны за пьесой, которую Всевышний и Моше играли в Египте. Для того, чтобы удостоиться выйти из Египта, они должны были стать частью процесса Избавления. Поэтому Моше-рабейну повелел им, чтобы 14 нисона, еще находясь в Египте, они зарезали ягненка — египетского идола, принеся его в пасхальную жертву. И то, что евреи самоотверженно исполнили это повеление и показали свою уверенность во Всемогущем, открыло путь осуществления чуда Исхода из Египта.
Любавичский Ребе часто повторял, что еврейская душа изначально обладает ни с чем не сравнимым чувством уверенности во Всевышнем, хотя у нее нет естественного основания для этого. Благодаря этому евреи заслуживают сверхъестественных чудес, поднимающих их над рамками природы. Для освобождения из египетского рабства евреи должны были подняться на такую ступень самоотверженности и уверенности во Всемогущем, чтобы быть готовыми убить египетского идола в Египте. И именно тогда они удостоились спасения.
…Каждый человек в своей жизни сталкивается с ситуациями, которые кажутся ему безвыходными, неразрешимыми естественным путем. Это может быть связано с бизнесом или, что еще важнее, со здоровьем человека или его близких. Тора говорит нам, что ночь Песаха — это «ночь сохранения» для всех поколений. Если мы продолжаем в своей повседневной жизни проявлять уверенность во Всевышнем на уровне, который выше природы и выше человеческого понимания, тогда мы становимся сосудами для сил, преодолевающих законы природы, и удостаиваемся чудес, подобных Исходу из Египта.