Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Как сделать иудаизм «нашим»?

Четверг, 01. Февраль, 2018 - 8:56

BB1_1622.jpg

Несколько лет назад 27 января, в Международный день памяти жертв Холокоста, в посольстве Израиля в Вашингтоне состоялась церемония награждения четырех человек, посмертно удостоенных звания «Праведник народов мира» за то, что, рискуя собственной жизнью, они во время Второй мировой войны спасали евреев от неминуемой смерти. Почетные медали и дипломы были вручены их родным и близким. В церемонии приняли участие президент США, председатель Совета музея «Яд Вашем» раввин Исраэль-Меир Лау и другие.

Первыми была награждена польская супружеская пара — Валерий и Марыля Збижевски, спрятавшие в своем доме еврейскую девочку. Они сделали это, зная, что за помощь евреям могут быть приговорены к смертной казни. На церемонии выступила спасенная ими девочка. Она рассказала, что когда нацисты объявили, что все евреи должны переехать в гетто, несколько польских друзей предложили ее родителям спрятаться в их домах, но ее отец сказал, что хочет быть со своим народом. Ее отец погиб, а она и ее мать убежали из гетто и нашли убежище у этой польской пары.

Третьей награжденной стала гражданка США Лоис Ганден, учительница французского языка из Гошена, штат Индиана. В 1941 году, в возрасте 26 лет, она отправилась на юг Франции, чтобы служить в Центральном комитете меннонитов. В Лионе, присоединившись к организации, оказывавшей помощь детям, Лоис была направлена для организации детского дома в городок, расположенный на берегу Средиземного моря. Созданный там центр стал убежищем для детей испанских беженцев, а также для еврейских детей, многие из которых были тайно вывезены из близлежащего лагеря для интернированных. Лоис лично занималась спасением еврейских детей, обнадеживала родителей, что будет заботиться о них, и всячески ограждала их от нацистов. В ноябре 1942 года германские войска оккупировали южную Францию. Хотя Лоис считалась враждебным элементом после того, как Соединенные Штаты вступили в войну, она продолжала работать в детском центре. Два месяца спустя она была задержана немцами и выпущена лишь в 1944 году в рамках обмена пленными, а затем вернулась домой, в США.

Четвертым награжденным стал сержант Родди Эдмондс, первый американский военнослужащий, удостоенный звания «Праведник народов мира». Эдмондс участвовал в высадке американских войск в Нормандии в 1944 году. В одном из боев он попал в плен и был отправлен в лагерь для военнопленных возле немецкого города Цигенхайн. Как старшего по званию, немцы назначили Эдмондса ответственным за дисциплину среди американских заключенных.

В январе 1945 года по громкоговорителю был отдан приказ: всем еврейским солдатам выйти утром на построение. Среди американских военнопленных были десятки евреев. Эдмондс отлично понимал, зачем их вызывают отдельно, и приказал выйти на плац всем пленным американским солдатам. Увидев такое количество военнопленных, немецкий офицер сказал Эдмондсу: «Не может быть, что вы все евреи». — «Да, мы все евреи», — ответил сержант. Офицер пришел в ярость. Он приставил к виску Эдмондса пистолет и прокричал: «Прикажи евреям выйти вперед или получишь пулю!» Эдмонс сохранил хладнокровие и спокойно ответил: «Должен вам напомнить, что согласно Женевской конвенции попавший в плен солдат обязан назвать лишь фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер. Если вы меня расстреляете, то вам придется расстрелять всех. Мы знаем ваше имя. После войны оставшиеся свидетели расскажут об этом, и вас признают военным преступником». Офицер на мгновение задумался, а потом вернул пистолет в кобуру, повернулся и ушел. Все еврейские солдаты-военнопленные в лагере дожили до освобождения!

Родди никогда никому не рассказывал эту историю, даже своей семье. Он скончался в 1985 году, и лишь спустя много лет после смерти сержанта его сын нашел дневник, в котором прочитал эту историю. Больше всего его поразило, что отец вовсе не считал, что совершил подвиг. А уже в последние годы о героизме Эдмондса рассказали американские военнопленные-евреи, бывшие вместе с ним в нацистском лагере…

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Исро» мы читаем Десять заповедей. Пятикнижие подробно описывает приготовления к получению Торы, рассказывается о том, как народ Израиля пришел в рош-хойдешмесяца сивон к горе Синай и расположился там, а также все детали того, как Моше поднялся на гору. Интересно, что сыны Израиля впервые оказались здесь, но Моше эта гора была знакома: он уже стоял однажды у ее подножия. Это случилось за год и семь недель до этого — ровно за год до того, как евреи покинули Египет. В недельной главе «Шмойс» сказано: «А Моше пас овец Исро… и пришел к горе Б‑жьей» (Шмойс, 3: 1). Более того, сразу после этого Святой, благословен Он, просит Моше пойти и вывести народ Израиля из Египта. Он обещает Моше: «Ведь Я буду с тобой, а это тебе знак, что Я послал тебя: когда выведешь народ из Египта, служить будете Б‑гу на этой горе» (там же, стих 12). Раши добавляет: «Сынам Израиля предстоит принять Тору на этой горе». То есть, это та самая гора, на которой евреи получили Тору. А Всевышний открылся Моше на этой горе, он увидел: «И вот, терновник горит огнем, и терновник огнем не пожирается» (там же, стих 2).

Если сравнить первое слово в предложении, которое Б‑г сказал Моше, открывшись ему в горящем кусте, с первым словом из Десяти заповедей, то мы видим, что это одно и то же слово — Анойхи («Я»). Впервые открывшись Моше, Творец говорит: «Я Б‑г твоего отца» (Шмойс, 3: 6). Десять заповедей Всевышний начинает словами: «Я — Г‑сподь, Б‑г твой» (Шмойс, 20: 2). Первые слова в этих двух предложениях совпадают, но в остальном они существенно отличаются друг от друга. В первом случае Всевышний представляется Моше как Б‑г праотцев, «Б‑г Авраѓама, Б‑г Ицхока и Б‑г Яакова», тогда как во второй раз Он говорит, что является Б‑гом самого Моше: «Я Г‑сподь, Б‑г твой». Чем Моше-рабейну заслужил такое признание? Одним из объяснений этого является то, что когда Б‑г попросил Моше отправиться в Египет, тот отказался, приведя много различных причин. Одна из причин заключалась в том, что Моше был приговорен к смертной казни в Египте за убийство египетского надсмотрщика. Творец фактически просил его вернуться в львиное логово. Это было похоже на то, как приговоренный к смертной казни человек, сбежавший от нацистов, неожиданно возвращается в главный штаб гестапо в Берлине и говорит, что пришел искупить свой народ. Верно, что Святой, благословен Он, сказал ему: «Иди, возвратись в Египет, ибо умерли все люди, искавшие твоей души» (Шмойс, 4: 19). Но смертный приговор Моше никто не отменял. И все же он пошел и самоотверженно пытался освободить сынов Израиля, вызывая у фараона ненависть к себе. Перед казнью первенцев он так рассердил фараона, что тот даже начал угрожать ему: «Уйди от меня. Берегись, чтобы тебе больше не видеть моего лица; ибо в день, когда увидишь мое лицо, умрешь» (Шмойс, 10: 28). Поэтому на этот раз, когда Святой, благословен Он, открылся Моше после того, как тот жертвовал своей жизнью, чтобы спасти еврейский народ, Всевышний говорит: «Я Г‑сподь, Б‑г твой». Когда устанавливается истинная и крепкая связь с Творцом? Тогда, когда вы жертвуете собой ради другого еврея. Все еврейские и нееврейские герои, которые во время Холокоста подвергали опасности свою жизнь, чтобы спасти евреев, безусловно, имеют право на то, чтобы Всевышний был «их» Б‑гом.

Это верно и в отношении всего, чем мы жертвуем ради какого-либо человека или исполнения какой-либо заповеди. Когда еврей отказывается от дополнительной прибыли и в Субботу вместо того, чтобы идти на работу, приходит в синагогу, Суббота становится «его», и так происходит с каждой заповедью. Те, кто самоотверженно, несмотря на все запреты, ели мацу во время праздника Песах в коммунистической России, сегодня совершенно по-другому ощущают ее вкус. Не всегда нужно искать самый простой способ исполнения мицвойс. Потому что чем больше мы жертвуем во имя иудаизма, тем больше он будет «нашим», как сказано: «Вознаграждение соответствует степени страданий» («Пиркей овойс», 5: 21).

 

Комментарии: Как сделать иудаизм «нашим»?
Нет добавленных комментариев