Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Важное послание Пурима

Пятница, 23. Февраль, 2018 - 3:12

BB1_1622.jpg

На следующей неделе мы будем праздновать Пурим. На днях один из прихожан нашей синагоги сказал мне: «Поскольку я уезжаю из города и не буду с вами на праздник, я хотел спросить, какое наставление вы могли бы дать мне перед ним?» И я рассказал ему о том, о чем раньше не упоминал в своих выступлениях перед общиной.

…Повествуя о планах Амана уничтожить, не дай Б‑г, народ Израиля, мидраш приводит такую притчу: «На кого похож злодей Аман? На птицу, которая свила гнездо на берегу моря, а море это гнездо смыло. Птица сказала: «Я не покину это место, пока море не превратится в сушу, а суша — в море». Она набирала морскую воду в клюв и выливала ее на сушу, потом набирала песок на суше и бросала его в море. Прилетела ее подруга, посмотрела на это и сказала: «Неудачница, как бы ты ни старалась, неужели ты думаешь, что добьешься успеха?!» Так и Святой, благословен Он, сказал нечестивому Аману: «Дурак дураком! Я сказал, что уничтожу их, и не смог. Как написано: «Хотел Он истребить их и истребил бы, если бы не Моше, избранник Его, стал пред Ним как бы в проломе стены, чтобы отвратить ярость Его, чтобы она не погубила их» (Теѓилим, 106: 23). А ты говоришь: «Убить, погубить и истребить?!» Получай же! Твоя голова падет вместо их голов! Им — спасение, а тебе — повешение! («Эстер рабо», 7: 10).

Приведенная в мидраше притча о птице, которая пыталась высушить море (то есть сделать что-то нереальное), вызывает вопрос: была ли необходимость рассказывать ее на самом деле? Ведь обычно притчи используются для прояснения того, что недостаточно понятно. Однако в данном случае смысл в том, что народ Израиля настолько возвышен, что Сам Создатель не может его уничтожить. Это невозможно, даже если, не дай Б‑г, сыны Израиля совершают грехи и заслуживают наказания. Сама Тора свидетельствует: «А вы, держащиеся Г‑спода, Б‑га вашего, живы все вы сегодня» (Дворим, 4: 4) Это настолько ясно, что нет необходимости в дополнительном объяснении. Поэтому не совсем понятно, что же добавляет притча о птице в понимании этого вопроса?!

Одним из объяснений является то, что Аман был царским министром, следовательно, он не был глупым человеком. Аман знал историю народа Израиля, поэтому, когда бросаемый им жребий выпал сначала на месяцы нисон или ияр, он не был доволен. Аман прекрасно помнил, что случилось с теми, кто хотел нанести вред сынам Израиля. Тем не менее, он пытался их уничтожить и обещал отвесить десять тысяч талантов серебра в царскую казну за истребление иудеев. На каком основании он думал, что добьется успеха, когда другие, даже более сильные потерпели неудачу? Объяснение заключается в притче, которую приводит мидраш. Его ошибка состояла в том, что он думал, как та глупая птица, что сможет извлечь воду из моря и перенести ее на сушу. Аман увидел, что на пиру у Ахашвероша были евреи, которые ели и наслаждались трапезой у этого злодея. Позже Аман увидел, что по его приказу все евреи, кроме Мордехая, «преклоняют колени и кланяются». И ему пришло в голову, что на этот раз он победит.

Талмуд (трактат «Брохойс», 61б) рассказывает о рабби Акиве, который продолжал учить своих учеников Торе, несмотря на то, что римляне запретили изучение Торы под страхом смерти, и объяснял свои действия, рассказывая притчу о лисе и рыбе: «Однажды лиса шла по берегу реки и увидела, как рыбы торопливо плыли вниз по реке. «Рыбы, почему вы спешите?» — спросила лиса. «Мы спасаемся от людей, которые преследуют нас и хотят поймать в свои сети». — «Тогда идите ко мне, на землю, и спрячьтесь в лесах от преследования людей». — «Ты ли это, лиса? — спросили рыбы удивленно. — Тебя называют умной и хитрой! Вода — наша стихия, но и здесь мы лишены безопасности. Как же найти нам покой и безопасность на суше, где мы тотчас умрем?» Так и мы, — закончил рабби Акива притчу. — Тора — наша стихия, как сказано: «Ибо она жизнь твоя и долгота дней твоих». Если бы мы оставили ее, то погибли бы. Тора — наша жизнь, опора нашего бытия, только в ней одной находим мы благо и безопасность».

Аман увидел, что сыны Израиля сидят и наслаждаются трапезой Ахашвероша. Что все евреи, кроме Мордехая, склонились пред ним. Он увидел, как народ Израиля «выбирается на сушу», и решил, что на сей раз ему удастся осуществить свой коварный план. Он знал, что до тех пор, пока сыны Израиля находятся в своей «среде обитания» — «в водах» Торы, они живы. И если он выступит против них, то будет наказан так же, как все ненавистники Израиля в прежних поколениях. Поэтому он попытался взять воду из моря, вылить ее на сушу, и посмотреть, поглощает ли ее земля, или она возвращается в море. Это так же глупо, как и предложение выйти на сушу, которое сделала рыбам лисица. Аман полагал, что если воды покинут море — евреи отдалятся от Торы, то ему удастся вынести им смертный приговор. Но Святой, благословен Он, сказал злобному Аману, что независимо от того, каково духовное состояние еврейского народа, даже если он заслуживает, не дай Б‑г, наказания, он не будет приговорен к смерти. «Море» всегда останется «морем», независимо от того, что вы делаете и как бы вы ни старались. Потому что «они — Мои дети». Хозяин может избавиться от восставшего против него раба. Но отец не может изгнать сына, тем более единственного сына…

Всевышний, используя притчу о птице, говорит Аману: «Даже воды, которые ты взял в море, несешь сейчас в своем клюве и собираешься вылить на сушу, тебе не принадлежат. Они воды моря. Может случиться, что на некоторое время злое начало овладевает евреем, но в душе каждый еврей остается прилепленным к Б‑гу. И как говорил Алтер Ребе: «Еврей, каждый еврей, кем бы он ни был, не может и не хочет быть отделенным от Б‑га». Эта связь может быть бездействующей некоторое время, находиться в состоянии сна, но наступает час, и она пробуждается — и тогда сияет со всей достоверностью.

И это важное послание Пурима: мы — народ Израиля, связаны со Всевышним таким образом, что никогда не отделимся от Него! Веселого праздника всем нам!

Комментарии: Важное послание Пурима
Нет добавленных комментариев