Printed from chabad.odessa.ua

Благодаря за прошлое, думать о будущем

Четверг, 15. Ноябрь, 2018 - 13:03

IMG_2831.JPG

Хочу поделиться с вами поучительной историей, которую как-то услышал. На одном крупном мясокомбинате в США группа рабочих начинала свою смену в три часа ночи и заканчивала в четыре часа дня. Однажды после работы, когда они все вместе вышли и стали садиться в автобус, развозивший их по домам, заводский охранник подбежал к ним и спросил, где задержался еще один рабочий из их смены: «Я не видел, чтобы он выходил через проходную». Они оглянулись и заметили, что их коллеги действительно нигде нет. Тогда кто-то из них забежал внутрь и обнаружил, что этот человек оказался закрытым в огромном холодильнике, где хранилось мясо! Он вошел туда незадолго до конца смены, чтобы положить ящики с продукцией, а дверь захлопнулась. Если бы он остался там на ночь, то, несомненно, замерз бы… Спасшийся от неминуемой смерти рабочий взволнованно обнял охранника и спросил, как тот заметил его пропажу? Ответ этого простого человека поразил всех: «Каждое утро, входя на фабрику, вы не забываете сказать мне «Доброе утро», и каждый вечер, когда уходите, вы обязательно говорите «Спасибо». Со временем я понял, что не могу жить без этого выражения вашей благодарности. Я ежедневно жду ее, потому что вы даете мне ощущение, что я существую и занимаюсь важной работой. Сегодня вечером, когда все вышли, и я не услышал вашего «спасибо», я понял, что с вами что-то случилось…»

Я уже не первый раз обращаюсь к теме выражения благодарности. Не секрет, что гораздо приятнее иметь дело с людьми, которые знают, как сказать «спасибо». Человек, умеющий искренне благодарить, всегда получает больше! Более внимательное отношение, более качественное обслуживание, его больше ценят окружающие. Так это проявляется и в отношениях между людьми, и перед лицом Всевышнего. Есть много заповедей и благословений, которые касаются выражения благодарности. Тора не раз говорит о том, что тот, кто умеет благодарить и ценит то, что получает, в дальнейшем получит еще больше. Например, рассказывая о заповеди бикурим — первых плодов: когда принесший первинки заканчивал произносить благодарения за все хорошее, раздавался голос с Небес, который произносил: «Так же, как вы принесли первые плоды в этом году, так вы и удостоитесь принести их в следующем году».

В нашей сегодняшней недельной главе «Вайейцей» мы читаем о первом человеке в истории, который произнес слово «спасибо». Он не воспринял добро, сделанное ему, как само собой разумеющееся, и повел себя, как искренне благодарный человек. Это было столь драматическое событие, что наш народ по сей день носит связанное с этим моментом имя.

Когда наша праматерь Лея родила своего четвертого сына, она сказала: «Сей раз возблагодарю Г‑спода!» Потому нарекла ему имя Йеѓуда» (Брейшис, 29: 35). Лея понимает, что получила гораздо больше, чем ей было положено. У Яакова было четыре жены, и они должны были родить ему двенадцать сыновей — основателей колен Израиля. Следуя простой логике, Лея должна была иметь только трех сыновей. Когда она удостаивается родить четвертого сына, ее охватывает беспредельная радость, и она горячо и трепетно благодарит Всевышнего за оказанное ей благодеяние. Во имя этой благодарности всех нас называют иудеями, потомками Йеѓуды. Потому что это имя образовано от глагола леѓойдойс — «благодарить». Еврей — это тот, кто умеет быть благодарным. Он не принимает жизненные блага и удачи, как должное, но знает, что есть кто-то, кто решил дать ему это добро.

Однако в случае с Леей происходит нечто неожиданное, потрясающее читателя до глубины души. Приведенный выше стих заканчивается ремаркой, не вызывающей ничего, кроме удивления: «И перестала рожать». После четырех последовательных родов Лее перестает везти, и она больше не беременеет. Этому невозможно не удивляться: разве так Святой, благословен Он, отвечает тем, кто благодарит Его?! Более того, за этими словами Торы слышится жесткая критика Леи, как будто она совершила ужасную ошибку! И возникает вопрос: что же Лея сделала не так?

Одно из объяснений, написанных Ибн-Эзрой, а также другими комментаторами Торы, утверждает: ошибка Леи состояла в том, что она благодарила Всевышнего за прошлое, но не просила ничего для будущего. Еврею запрещено довольствоваться тем, что у него есть, ибо тогда он не сможет вырваться вперед. Резкое предупреждение Торы состоит в том, что еврей не должен останавливаться, не должен соглашаться только на то, чего уже достиг, ему следует просить и планировать следующие достижения.

Рабби Шмуэль Рабинович, раввин Стены плача, рассказывал, что у него есть друг в Канаде по имени Джерри Графштейн, сенатор-ветеран канадского парламента. Несколько лет назад Графштейн позвонил рабби Рабиновичу и пригласил его на свой 80‑летний юбилей. В то время раввин не мог покинуть Израиль. Тогда сенатор попросил благословить его по телефону и сказал, что сейчас он начинает новый проект с огромными финансовыми вложениями по распространению газет на китайском и японском языках. Рабби Рабинович задумался. Сенатор спросил, почему он молчит, и раввин ответил, что не знает, что сказать восьмидесятилетнему человеку, который начал огромный проект. Сенатор в ответ рассказал ему такую историю: «Почти каждое десятилетие моей жизни заканчивалось для меня сложным кризисом, когда я с трудом мог вставать с постели. Я спрашивал себя: что я сделал в своей жизни? И отвечал, что другие сделали намного больше… Достигнув пятидесятилетия, я впал в такую тяжелую депрессию, что не смог продолжать свою привычную жизнь. Моя жена убедила меня пойти на аудиенцию к Любавичскому Ребе. Когда я встретился с ним, то не стал рассказывать ему прямо о своем состоянии. Однако Ребе, обладавший большой чувствительностью, понял мое горе и поинтересовался, что меня беспокоит. Услышав о моих проблемах, он спросил, знаю ли я Танах. Я ответил, что немного знаю. Ребе спросил меня, кто был величайшим лидером в истории еврейского народа, и сам же ответил: «Моше-рабейну, — и продолжал: — А знаете ли вы, в каком возрасте Моше встал во главе народа?» Я не знал, и Ребе сказал: «В восемьдесят лет! Как восьмидесятилетний старик смог взять на себя столь огромную задачу — возглавить такой не простой во всех отношениях народ, как евреи? Ему это удалось потому, что он никогда не оглядывался назад, смотрел только вперед. Он не спрашивал себя: «Что я уже сделал?», но постоянно задавал себе вопрос: «Что мне предстоит еще сделать?». А пока человек смотрит на то, что еще он должен сделать, он остается молодым. Когда он оглядывается назад, он стареет». Престарелый сенатор закончил свою историю такими словами: «Я праздную свой 80‑й день рождения, и это для меня возможность исполнить указание, данное мне Любавичским Ребе тридцать лет назад…»

То, что Ребе требовал от еврейских лидеров, он требовал и от себя и своих посланников. Каждый раз, когда Ребе говорил «спасибо» кому-нибудь из посланников и благословлял его за хорошие новости, Ребе спешил добавить задание и требование на будущее. Этому учит каждого из нас и наша сегодняшняя недельная глава: смотреть вперед, видеть то, что мы еще не сделали, и определять то, что мы должны делать дальше, с Б‑жьей помощью!

 

Комментарии: Благодаря за прошлое, думать о будущем
Нет добавленных комментариев