Printed from chabad.odessa.ua

ЕЩЕ ОДНО ПРЕИМУЩЕСТВО СВАДЬБЫ

Четверг, 22. Ноябрь, 2018 - 14:03

IMG_2831.JPGНа этой неделе хасиды Хабада во всем мире отметили светлый день 14 кислева, ознаменованный в 5689 (1928) году свадьбой Любавичского Ребе с ребецн Хаей-Мушкой, благословенна память о ней. В одной из своих бесед Ребе сказал об этом событии: «В этот день была установлена моя связь с вами [хасидами]. Да поможет Всевышний и благословит нас увидеть хорошие плоды наших трудов».

Обычно свадьба дает человеку много преимуществ: эмоциональное партнерство, создание семьи, удвоенные расходы, обязательный отчет о месте, в котором вы находитесь в любой момент, и т. д. Но на этой неделе мы читаем о другом большом преимуществе, которое также следует учитывать. Мидраш говорит, что в день свадьбы Эйсава все его грехи были прощены. Под хупой как бы обнулился счет грехов злодея Эйсава, и он начал новую жизнь, как гер, принявший иудаизм. Мидраш сообщает нам об этом, приводя имя невесты. В конце нашей сегодняшней недельной главы «Вайишлах» Тора рассказывает, что Эйсав взял в жены свою двоюродную сестру — «Босмас, дочь Ишмоэля» (Брейшис, 36: 3). Но в конце главы «Тойлдойс» (Брейшис, 28: 9) сказано, что его жену вообще-то звали Махалас (это слово также означает «прощение»). Наши мудрецы объясняют, что ее настоящее имя было Босмас, но Тора намекает, что в момент заключения брака все грехи Эйсава были прощены.

Как это возможно? Разве правильно, что человек грешил столько лет, но в один момент вхождения под хупу все его грехи прощаются?! Вспомним, что успел натворить Эйсав до свадьбы. Будучи мальчиком 15 лет, он уже убил человека! В главе «Тойлдойс» рассказывается, как однажды вечером в доме Ицхока и Ривки Яаков готовил чечевичную похлебку. Появляется Эйсав и просит дать ему поесть чечевицы, а Яаков требует взамен продать ему первородство. Эйсав дает ужасающий ответ уставшего от жизни человека: «Вот я близок к смерти, для чего же мне первородство?» (Брейшис, 25: 32). От чего так смертельно устал 15‑летний мальчик и почему он говорит о смерти? Потому что в тот день он очень близко видел смерть. Во время охоты Эйсав убил царя Нимрода. Забрав жизнь у человека, он почувствовал уныние и опустошенность… Разве можно простить грех убийства в один момент при входе под хупу? Действительно, мидраш добавляет, что Эйсав раскаялся, «высказал свое намерение измениться» («Брейшис рабо», 62: 13). Для каждого нормального человека момент входа под хупу — время сосредоточенности и молитвы. И этот эмоциональный момент пробудил в Эйсаве угрызения совести за все, что он сделал, а Б‑г принял его раскаяние. Конечно, остается вопрос: разве можно верить Эйсаву? Мы не раз наблюдали картину появления опасных преступников в зале суда с кипой на голове, чтобы произвести хорошее впечатление на судью, который должен принять решение о продлении их наказания. Это не действует. И намерение Эйсава измениться тоже не должно было впечатлить Всевышнего. Как же Б‑г смог принять его тшуву? И еще один важный вопрос: почему Тора намекает на это великое новшество на свадьбе Эйсава? Ведь и до него были грешники, которые женились. Ишмоэль женился, мужчины поколения Потопа были женаты, и еще много других. Почему Тора ждет с сообщением о прощении до свадьбы Эйсава?

Во второй половине XIX века гаон рабби Хаим Берлин был главным раввином Москвы. В конце своей жизни он поднялся в Эрец-Исроэль и стал главой ашкеназской общины Иерусалима. Каждый год на Песах, когда принято читать Песнь песней, рабби Берлин вытирал слезы с глаз. Как-то ему захотелось рассказать своим прихожанам, почему он плачет:

«Однажды меня вызвали на допрос в следственное отделение Москвы. Старший чиновник начал расспрашивать меня о моей религиозной деятельности. Делаю ли я обрезание младенцам? Кто помогает мне и т. д.? Я был страшно напуган и не ответил ни на один его вопрос. Он громко пригрозил, что ему придется арестовать меня, но я молчал. Тогда он встал, сделал несколько кругов вокруг стола, приблизился ко мне и шепотом сказал, что видит, что мне можно доверять, и поэтому просит меня завтра утром прийти к нему домой, ребенок будет уже готов. Затем он крикнул своему писарю, чтобы меня вызвали на допрос через несколько дней.

На следующее утро в доме чиновника меня встретила только старая бабушка ребенка. Я поспешно совершил обряд брис-мило и ушел.

Несколько дней спустя я появился в следственном управлении для повторного допроса, и тот же чиновник кричал на меня и проклинал меня, а после прошептал: «Спасибо за то, что ты сделал для меня». Я не мог удержаться и спросил: «Вы ведете себя как атеист — почему вы рискуете своей жизнью и своей работой?» Он ответил: «Я уже потерян, это моя работа, моя карьера, и я стараюсь сделать это как можно лучше. Но мой сын только начинает жизнь. Он может захотеть быть кошерным евреем в будущем, поэтому я открываю ему дверь, чтобы, если он захочет жить другой жизнью, он смог это сделать».

И тогда я понял, — сказал в заключение рабби Берлин, — стих: «Как ты прекрасна, подруга моя, как ты прекрасна! Голуби — очи твои из-под фаты твоей!» (Песнь песней, 4: 1). Почему царь Шломо уподобляет народ Израиля взгляду голубей? Потому что голубь не сводит глаз с голубятни. Даже вылетая на поиски пищи, он остается на связи с домом, чтобы следить за птенцами. Так и еврей никогда не разъединяется с Творцом и — пусть и в глубине души — хочет жить по-еврейски».

У каждого из нас бывают хорошие и плохие моменты. Ситуации, в которых мы раскрываем свои лучшие качества, и противоположные им. Вопрос в том, во что мы должны верить. Когда человек выражает свое истинное содержание, а когда подвергается чужому влиянию? История Эйсава учит, что Б‑г верит в нашу доброту и не верит в наше зло. Б‑г верит в прощение, и когда Эйсав стоял под хупой и проливал слезы о своей печальной судьбе, Всевышний посчитал, что тот никогда не хотел грешить. Не то чтобы он согрешил от всего сердца, и теперь хочет начать новую эру. Нет и еще раз нет! Эйсав встал под хупу и сказал: «Владыка Вселенной, если бы я мог заранее планировать свою жизнь, она выглядела бы совершенно иначе. Я никогда не хотел бы оказаться в тех местах, куда меня занесло».

Теперь ответ на второй вопрос становится абсолютно понятен. Почему Тора намекает на прощение в день свадьбы именно для Эйсава, а не для грешников, которые предшествовали ему? Потому что он — первый еврей, который согрешил. Перед ним были только праведные евреи — Авраѓам и Ицхок. Эйсав — первый наш грешник, он первый отступник, родившийся у родителей-евреев. Из-за этого его просьба о прощении звучала так: «Я никогда не хотел отдаляться. Все мои грехи были своего рода «временным безумием» из-за «духа глупости», который напал на меня и соблазнил меня». Действительно, хасидизм всегда говорит о добром начале в душе каждого еврея, а не о ее греховной части. «Вторая душа, отличающая каждого еврея, — частица безграничной сущности Б‑га свыше» («Тания», начало 2‑й главы). Хасидизм считает, что более глубокая сущность человека — «вторая душа в нем». Все, что связано с грехами, существует, но не как главное в нас, и поэтому слова хасидизма затрагивают в душе те струны, которые хотят отдавать, внести свой вклад и подняться.

Рабби Зуша из Аниполи однажды рассказал, что видел много ангелов на небесах и заметил странное явление: в группе белых ангелов, которые были созданы от исполнения заповедей, все были цельны и здоровы. А в группе черных ангелов, созданных грехами человека, все были искалеченные, а кто был цел внешне, у того либо сердце разбито, либо ум смущен, и т. д. Эти слова можно объяснить следующим образом: ангел на небе отражает человека, который создал его внизу… Еврей исполняет заповеди обычно с желанием и радостью, всем сердцем, в полной гармонии с самим собой, создавая белых здоровых ангелов. Но когда еврей запятнает свою жизнь, совершив грех, не дай Б‑г, он всегда мучается угрызениями совести, сомнениями и размышлениями о раскаянии, поэтому созданный им ангел выглядит неполноценным и жалким. Давайте попробуем не грешить и исполнять заповеди радостно, обдуманно, с наслаждением, чтобы наши ангелы сверкали своими чистыми белыми одеждами!

Комментарии: ЕЩЕ ОДНО ПРЕИМУЩЕСТВО СВАДЬБЫ
Нет добавленных комментариев