Каждый еврейский праздник связан с одной какой-то определенной жидкостью, которую пьют во время праздничной трапезы или используют для приготовления традиционных праздничных блюд. Эти жидкости, а точнее, их свойства наделяются особым сакральным смыслом, связанным с духовной жизнью нашего народа и еврейской традицией. На Рош ѓаШоно на стол ставят мед и желают хорошего и сладкого года. В Суккос молятся о воде и просят полный жизни год. На Пурим говорят лехаим с водкой для исполнения заповеди «не различать между Аманом и Мордехаем». На Песах наполняют четыре бокала вином. На Швуэс пьют молоко и едят молочные продукты, как символ того, что Тора, подобно молоку, дает положительную энергию. И вот наступают дни Хануки, и, несмотря на всю очевидность, если задуматься, то не совсем ясно, почему масло играет главную роль в этом празднике. Этот вопрос очень интересен, потому что, по сути, чудо кувшинчика масла не должно быть в самом центре событий. Ведь оно было последним в серии удивительных чудес, которые продолжались четыре года почти безнадежной борьбы, вплоть до самопожертвования со стороны Маккавеев. Маленькая семья отправилась на войну против могучей греческой империи, и удивительные чудеса смогли заставить греческую власть сложить оружие и объявить о завершении своего правления на Земле Израиля. Всевышний, как говорится в праздничных молитвах, «предал сильных в руки слабых». Тем не менее, в дни Хануки все сосредоточены главным образом на истории с кувшинчиком, а не на чудесах военных побед. В чем заключается уникальность масла, почему именно оно символизирует все, что произошло в эти особые дни?
Профессор Велвел Грин, эксперт в области бактериологии и эпидемиологии, был выдающейся фигурой в научном мире США. Он стал частью небольшой команды, выбранной НАСА для изучения вопроса о том, есть ли жизнь на Марсе. Профессор Грин рассказывал о том, как изменила его жизнь беседа Любавичского Ребе, которую он услышал на субботнем фарбренгене недельной главы «Микейц», в дни Хануки. Это было внезапное озарение, которое усилило его духовный рост и превратило в гордого еврея, постоянно носящего кипу.
Главная тема нашей сегодняшней главы «Микейц» — это невероятная встреча Йосефа с братьями. После 22 лет разлуки, в течение которых они не знали, где он и жив ли, Провидение устроило им удивительную встречу. И вот они стоят друг против друга. Йосеф попросил слуг дворца зарезать ягненка и приготовить для всех обед. И здесь Тора говорит интересную вещь: «И подали ему особо и им особо, и египтянам, которые ели с ним, особо» (Берейшис, 44: 32). Официанты принесли еду в отдельной посуде не только для гостей (что можно было бы объяснить соображениями безопасности), но и для египтян, которые «ели вместе с ним». Другими словами, Йосеф настаивал на том, чтобы есть отдельно даже от своих близких соратников. И это удивительно! Каждый бизнесмен знает, что лучшее время для обсуждения деловых отношений в течение дня — это бизнес-ланч, деловой обед. Мясное блюдо на столе вместе со спокойной атмосферой второй половины дня отлично подходит для сердечного сближения и заключения сделок. Не просто так в меню любого ресторана в мире указан «бизнес-ланч». А если так, то Йосеф, являясь министром финансов огромного государства, должен был максимально задействовать для деловых переговоров обеденное время. Он должен был использовать эту возможность, чтобы посидеть с инвесторами со всего мира, представить им графики развития египетской экономики под его руководством и убедить их вкладывать в нее деньги? Почему Йосеф отказывается от бизнес-ланча и устраивает частный обед?
Онкелос объясняет просто: Йосеф ел мясо, в то время как для идолопоклонников-египтян ягненок был священным животным, и поэтому они не могли есть вместе с ним. Однако Любавичский Ребе дает этому факту более возвышенное объяснение: Йосеф стремился сохранить духовное расстояние между собой и египтянами, тем самым напоминая и себе, и им: «Я похож на вас, но не из вас. У меня есть своя уникальная миссия в этом мире, и я не должен потерять ее среди чужеродного окружения». И поэтому обед, который сближает сердца, он ел один. И именно это дало ему неестественную силу выжить 22 года в чужой стране. Надо сказать, что это нельзя считать нормальным и разумным. В конце концов, наши мудрецы настойчиво предупреждали: «Держись подальше от плохого соседа!» Не просто не связывайся с ним, а как можно дальше отойди от него: не стой на расстоянии четырех локтей, не поднимайся вместе в лифте и не сиди рядом с ним на собрании домового комитета… Потому что отрицательное влияние плохого соседа заразительно. Несмотря на это, Йосефу удалось столько времени прожить среди идолопоклонников и не заразиться, потому что он был гордым евреем и постоянно напоминал себе, что он с ними похож, но не один из них. У него есть особая миссия в этом мире. Профессор Грин рассказывал, что слова Любавичского Ребе отозвались эхом в его душе, и в тот момент он решил регулярно носить на голове кипу, чтобы помнить, что он тоже «наместник царя». Он удостоился быть частью избранного народа, и его предназначение состоит в том, чтобы передать свое собственное, уникальное сообщение.
В этом как раз и заключается великая сила масла, как объясняет Ребе. С одной стороны, масло быстро и легко льется, просачивается и впитывается. Это самая проникающая жидкость, которая смазывает и предохраняет от ржавчины металлические детали механизмов и машин. А с другой стороны, масло проявляет совершенно противоположный признак: при соединении с другими жидкостями масло всегда плавает сверху, выделяется и не смешивается с ними. Хотя оно проникает повсюду, оно никогда не абсорбируется до конца. Ему удается сохранить свою уникальность, и все могут увидеть масло на тарелке с кугелем или куском мяса. Именно эти свойства ассоциируются с миссией нашего народа в этом мире. Еврей должен, с одной стороны, проникать повсюду. Мы должны действовать в полную силу шесть дней в неделю и добиваться успеха во всем, в чем мы можем преуспеть. Еврей обязан максимально использовать любой данный ему Б‑гом талант, будь то в изучении Торы или напротив, в бизнесе, искусстве или политике. И в то же время он должен идти туда, чтобы влиять, но не подвергаться чужому влиянию. Он всегда должен помнить, что ему предназначена уникальная миссия — повсюду прославлять и освящать Имя Всевышнего. Для этого еврей должен вести себя в соответствии с принципами высокой морали, честно и последовательно. Именно этому учит нас праведник Йосеф: максимально использовать свой природный дар во всех областях жизни и вместе с тем оставаться гордым евреем, соблюдающим заповеди Торы повсюду и во все времена.