Printed from chabad.odessa.ua

Природа как проводник Б‑жественности

Четверг, 27. Декабрь, 2018 - 9:21

 

IMG_2831.JPG


Праведный раввин Меир Абухацира — Баба Меир, был старшим сыном Баба Сали (р. Исроэля Абухацира) и отцом раввинов р. Элазара, р. Давида и р. Йекутиеля. В течение многих лет он был главой иешивы «Томхей тмимим» в городе Мидельт в Марокко, а в конце своей жизни совершил алию в Израиль и жил в Ашдоде. Однажды, еще в Марокко, пришел к нему один еврей и сказал, что хочет репатриироваться в Израиль, но боится за свое будущее там, так как не умеет читать и писать, а без этого трудно будет зарабатывать на жизнь. Рабби Меир успокоил его и сказал: «Ты возвращаешься в Страну Израиля, о которой сказано, что глаза Творца обращены к ней от начала года и до конца года. Г‑сподь дает пропитание всем Своим созданиям — Он прокормит и тебя». Он замолчал на несколько секунд, а потом добавил: «Более того, именно то, что ты не умеешь читать и писать, поможет тебе найти средства к существованию на Земле Израиля». После таких слов еврей собрал свои вещи и с радостью отправился в путь. Он получил квартиру в доме для репатриантов и пошел в бюро по трудоустройству, чтобы попросить работу. Там он представился как человек, который только что репатриировался в Израиль, а затем у него само собой вырвалось: «Но я не умею читать и писать». Через мгновение он понял, что зря сказал это, и начал самого себя ругать: «Какой же я глупец! Кто же говорит о своих недостатках на собеседовании?» Но он вспомнил об обещании праведника и спокойно вернулся домой. Всего через несколько часов ему позвонили и предложили прийти на следующее утро на собеседование в… министерство обороны в Тель-Авиве! В семь тридцать утра он появился в назначенном месте и не знал, что и думать. Он был первым в очереди, но никто не вызывал его. Люди приходили и уходили, и никто не интересовался им. Он уже был убежден, что кто-то пошутил над ним, но к полудню чиновник позвал его в кабинет, долго беседовал с ним, а затем сообщил, что его приняли на особо ответственную и важную работу: «В одной из самых передовых компаний по производству оружия в нашей молодой стране накоплено много секретной документации, которая использовалась для разработок. В определенный момент она подлежит уничтожению. Для этого нам нужен специальный преданный работник, у которого не будет соблазна читать документы. Мы долго искали для этой должности человека, у которого не было бы возможности, соприкасаясь с бумагами, что-либо из них почерпнуть. После долгих поисков мы вышли на вас. Для того, чтобы быть уверенными в вашей правдивости, мы устроили вам заключительную проверку. В зале ожидания было множество газет и журналов на разных языках. Вас они совершенно не интересовали. Правда, в какой-то момент вы все-таки взяли в руки какую-то газету, но стали рассматривать ее вверх ногами», — сказал чиновник, улыбаясь. Этот еврей много лет проработал в министерстве обороны, и даже когда он достиг пенсионного возраста, его продолжали удерживать там, потому что не могли найти такого, как он… * * * На этой неделе мы начинаем читать Книгу Шмойс, первые главы которой — это непрерывное путешествие по берегам Нила. Оно начинается с указа об «окончательном решении еврейского вопроса». Фараон боится усиления народа Израиля, подозревает его в способности к измене: «Если случится война, примкнет и он к ненавистникам нашим» (Шмойс, 1: 10). Владыка Египта издает указ об уничтожении наших предков и, по какой-то причине, выбирает весьма естественный и особо жестокий вид казни, постановляя: «Всякого сына новорожденного бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (там же, стих 22). Интересно, что фараон — единственный враг в истории народа Израиля, который выбрал именно воду Нила как орудие смерти. Евреи прошли через все виды уничтожения, как сказано в молитве Унсане токеф, которую читают в Рош ѓаШоно и Йом-Кипур: «Кто в воде, а кто в огне…» Нацисты душили наших предков в газовых камерах, испанская инквизиция сжигала евреев на кострах, а вавилоняне морили голодом защитников осажденного Иерусалима. Но фараон решает убить Израиль именно посредством источника жизни Египта. И тут происходит удивительная вещь. Йохевед, мать Моше, чтобы спасти малыша, в течение трех месяцев прячет его в своем доме. Но потом, когда египтяне выходят на след мальчика и вот-вот могут найти его и бросить в Нил, Йохевед решает спрятать сына именно там. Она кладет ребенка в короб и оставляет в камышах на берегу реки. Действие следующей главы «Воэйро» проходит исключительно на берегах Нила. Фараон закрывает двери дворца для Моше и отказывается встретиться с ним. Святой, благословен Он, открывает Моше секрет, где можно спокойно и обстоятельно поговорить с фараоном: «Иди к фараону утром: вот он выходит к воде, и ты стань навстречу ему на берегу реки» (Шмойс, 7: 15). С другой стороны, первые бедствия, которые посылает Моше на Египет, направлены непосредственно на Нил. Воды этой реки превращаются в кровь, а потом в них разводятся лягушки, заполонившие египетскую землю. Так что все переворачивается с ног на голову: фараон черпает силы и уверенность в водах Нила, ублажает себя ими утром и намеревается утопить в них сынов Израиля. Но Святой, благословен Он, использует воду реки для спасения Израиля: Йохевед скрывает Моше, а сам Моше начинает казнить Египет с вод Нила… Какова же роль Нила в конфликте между Египтом и Израилем? Любавичский Ребе объясняет, что Земля Израиля — это место, где легко поверить в Б‑жественное провидение. И не только из-за постоянно происходящих чудес (как говорил Давид Бен-Гурион: «В Израиле те, кто не верит в чудеса, нереалистичны»), просто экономика Израиля зависит от милости Небес. Здесь земледелец может сделать все необходимые приготовления: вспахать, засеять и удобрять землю, но затем он должен поднять глаза к небу и попросить дождя. Он знает, что получение средств к существованию зависит не от него, а только от милости Небес. Поэтому Моше-рабейну уверенно и гордо стоит перед фараоном и требует освобождения сынов Израиля. Моше — это еврей, несущий в себе источник и основы веры Земли Израиля, как тот еврей, который жил там и всю свою жизнь полагался на нашего Небесного Отца. Поэтому ему просто и ясно выступать от имени Всевышнего. Но фараон смотрит на него с презрением и говорит: «Я не знаю Б‑га» (Шмойс, 5: 2). Откуда вы выдумали эту ерунду, что есть что-то или кто-то на небе? Потому что вода в Египте работала как часы без какой-либо связи с Б‑гом. Каждый год в период с июля по сентябрь воды Нила разливались, затопляли поля и удобряли их благодатным илом, а затем почва оставалась влажной всю зиму, и на ней все хорошо росло. Фараон считал, что египтянам не нужен Б‑г, не нужно никому молиться и просить кого-то, природа сама хорошо выполняла свою работу. Источником безопасности Израиля является Г‑сподь, а источником египетской безопасности является природа. И египтяне привыкли думать, что мир существует сам по себе. И в этом заключена основная глубинная идея плана фараона, предполагавшего топить еврейских младенцев в водах Нила. Фараон намерен не только физически уничтожить сынов Израиля, но и духовно перевоспитать, чтобы искоренить в их душах веру в то, что средства существования посылаются с Небес, и привить противоположный подход: все зависит от самих людей — чем вы талантливее, просвещеннее и усерднее, тем успешнее вы будете. С другой стороны, Йохевед спасает Моше в водах Нила, а Моше поднимается и поражает Египет в его самое главное место. Он разрушает тем самым линию безопасности египтян, показывая им, что вся эта хорошо организованная природная система является проводником для передачи Б‑жественного влияния. А когда Всевышний пожелает, все перевернется: Нил станет источником спасения еврейского спасителя, а Египту будет нести разрушения и страдания. От еврея требуется всегда жить на Земле Израиля. В духовном смысле это означает окружить себя такой атмосферой, в которой он уверен в помощи свыше и наполняет свое место святостью. Попросту говоря, он искренне молится, изучает Тору и совершенствует свое окружение. Таким образом он готовит мир к удивительной цели, о которой сказано: «В будущем Земля Израиля распространится по всей земле». «Сделай здесь Эрец-Исроэль!» — ответил Ребе Цемах-Цедек (третий Любавичский Ребе) одному из своих последователей, который хотел подняться в Святую землю. Сделай здесь, вокруг себя, атмосферу и жизнь Земли Израиля! Этот призыв обращен к каждому из нас.

Комментарии: Природа как проводник Б‑жественности
Нет добавленных комментариев