Printed from chabad.odessa.ua

Как стать связанным со Всевышним?

Четверг, 24. Январь, 2019 - 9:43

MBB_4347.jpg

Около 150 лет назад покинул этот мир Ребе Цемах-Цедек (третий Любавичский Ребе рабби Менахем-Мендел Шнеерсон), внук Алтер Ребе. Будучи одним из глав поколения, выдающимся знатоком Торы, он внес огромный вклад в развитие хасидизма, написал тысячи писем с ответами-комментариями по всем частям Торы, посылая их в разные общины евреев Восточной Европы. Своей деятельностью рабби Цемах-Цедек довел хасидизм Хабада до пика своего влияния. После его ухода хасиды выбрали своим руководителем его младшего сына, рабби Шмуэля (Ребе Маѓараш), который стал четвертым Любавичским Ребе. Вскоре после этого один из старых хасидов пришел к молодому Ребе и спросил, что тот может добавить к гигантскому наследию Цемах-Цедека, чему он может научить старших хасидов больше, чем они слышали от его отца. Вот что ответил ему Ребе Маѓараш: «Когда Святой, Благословен Он, явился Моше в горящем кусте и велел ему принять на себя руководство еврейским народом, Моше спросил: «И скажут они мне: «Как Имя Его?» — что скажу им?» (Шмойс, 3: 13). Другими словами, Моше утверждал, что сыны Израиля уже все знают сами и ему нечего к этому добавить и им не нужно его руководство. «И сказал Б‑г Моше: «Я буду… как буду…» И сказал Он: «Так скажи сынам Исраэля: «Я пребуду» послал меня к вам» (там же, стих 14). И Ребе истолковал это следующим образом: «Гиматрия слова «буду» (эѓье) равняется 21, а фразу «Я буду, как буду» (эѓье ашер эѓье) можно посчитать как 21 умножить на 21, что равняется 441 — гиматрии слова эмес — «истина». Это значит, что они, может, и знают все, но на самом деле не осознают этого в жизни. Все знания хранятся у них в мозгу, но они живут, мечтают и дышат совершенно другой реальностью… Предназначение Ребе состоит в том, чтобы быть наглядным доказательством истинной действительности, таким образом, чтобы это поняла даже животная душа».

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Исро» мы читаем о человеке, который был «священником Мидьяна», теологом, возглавлявшим влиятельную в то время страну, а также жрецом, занимавшимся всеми известными в мире видами идолопоклонства. Однажды он решил покинуть Мидьян и отправиться со своей семьей в лагерь сынов Израиля, чтобы принять веру в Единого Б‑га и провозгласить: «Ныне познал я, что велик Г‑сподь превыше всех божеств» (Шмойс, 18: 11). Это повествование занимает значительную часть недельной главы, несмотря на то, что она рассказывает и о гораздо более важной теме, одном из кульминационных событий в еврейской истории — Даровании Торы на горе Синай. Тем не менее, половина стихов и даже само название главы посвящены «жрецу Мидьяна» и драматическим событиям, последовавшим за его решением кардинально изменить свою жизнь и идти в пустыню. Талмуд и многочисленные комментаторы из поколения в поколение пытаются понять: что послужило причиной перемен в жизни Исро? Что побудило его поступиться своим высоким положением и удобствами повседневной жизни и отправиться в пустыню?
 

Раши соединяет два мнения из Талмуда и представляет следующую интерпретацию стиха: «И услышал Исро, священник Мидьяна, тесть Моше, обо всем, что содеял Б‑г для Моше и для Израиля, народа Своего» (Шмойс, 18: 1). «Какую именно весть он услышал и пришел? Весть о рассечении Тростникового моря и о войне с Амолеком». Раши утверждает, что два последовательных события потрясли образ жизни Исро: то, что воды моря расступились перед сынами Израиля, и тот факт, что Амолек пришел из Негева, чтобы сражаться с Израилем в пустыне. И тут все комментаторы поднимают знаменитый вопрос: почему война с Амолеком заставила Исро приблизиться к Израилю? Рассечение Тростникового моря было действительно волнующим событием, которое продемонстрировало, что «Б‑г на стороне народа Израиля». Каждый разумный человек был поражен чудом, когда воды моря расступились перед евреями и сомкнулись над египтянами. И это было настолько драматическим событием, что память о нем сохранилась на долгие времена.

Через сорок лет после рассечения моря Йеѓошуа послал разведчиков в Иерихон, и они остались ночевать в доме женщины по имени Рахав. Когда городские стражники, обнаружив проникновение шпионов в город, пришли к ней и спросили, прячутся ли они у нее дома, Рахав самоотверженно все отрицала, спрятав их у себя на чердаке. Разведчики были поражены ее мужеством и спросили, почему она это делает. Отвечая им, женщина упомянула о событии, произошедшем сорок лет назад: «Ибо слышали мы, как иссушил Г‑сподь перед вами воды моря, когда вышли вы из Египта» (Йеѓошуа, 2: 10).

Но какова связь между войной против Амолека и сближением Исро с сынами Израиля? Как раз наоборот, битва символизировала противоположное, того, кто не боялся народа Израиля, отступника, пришедшего охладить веру во Всевышнего. Как же она могла усилить величие Израиля в глазах Исро? Еще можно было понять, если бы Раши написал, что Исро пришел из-за поражения Амолека или победы над Амолеком. Однако он объясняет, что именно война приблизила Исро к Израилю!

Сказал рабби Симха-Буним из Пшисхи: Исро поразило то, что Амолек смог восстать и сражаться против Израиля. Ему трудно было поверить, что через несколько недель после того, как весь мир увидел великие чудеса, сотворенные Б‑гом для сынов Израиля, Амолек решился прийти и сразиться с этой непобедимой нацией. Тогда Исро понял суть вопроса: люди привыкают к чудесам. Сначала человек восхищается спасшей его рукой Всевышнего, даже рассказывает о чуде друзьям и всем, кого встретит на своем пути. Но через две недели злое начало усиливает свое влияние и начинает сеять сомнения и побуждать к размышлениям о том, действительно ли это было чудом. Возможно, все случилось само собой, и рассечение моря было только результатом естественного явления прилива и отлива морской воды, которые произошли именно в тот момент… Исро осознал, что существует только одно решение, чтобы быть связанным со Всевышним, — приблизиться к Моше. Он понимал, что оставаясь в Мидьяне и узнавая о чудесах только понаслышке, не сможет стать Б‑гобоязненным евреем. Рутина победит его, и он глубоко погрузится в этот материальный мир. Есть только один путь быть среди избранных, кто оказывает влияние на этот мир, а не среди тех, кто подвергается его влиянию, — быть рядом с Моше-рабейну, чтобы поддержать его.

И это указание для каждого из нас: мы должны стоять рядом с Моше-рабейну нашего поколения — Ребе. Потому что только каждая минута пребывания рядом с ним дает нам возможность почувствовать Б‑жественную реальность, которая выше этого мира. Потому что, в то время как мы живем своими желаниями и чувствами и, возможно, лишь изредка имеем шанс подняться выше, цадик изначально живет в другом мире и видит вещи такими, какие они есть на самом деле. Этот мир — не что иное, как приют, в котором он выполняет Высшую волю. Вот почему после рассечения Ям Суф было сказано: «И они уверовали в Б‑га и Его слугу Моше» (Шмойс, 14: 31). Как можно упомянуть рядом Бесконечного Б‑га и Моше-рабейну, который, в конце концов, был человеком из плоти и крови, которого родила женщина? «Мехильта» комментирует этот стих так: «Каждый, кто верит в «верного пастыря», как будто верит в слова Того, Кто сказал и появился мир. Каждый, кто говорит про «верного пастыря», как будто говорит про Того, Кто сказал и появился мир». Человек — ограниченное существо, ему трудно изведать абстрактную реальность, которую он никогда не видел своими глазами. Поэтому Святой, благословен Он, дал нам образ Моше, который, с одной стороны, является осязаемой реальностью, поощряющей и стимулирующей наши действия, а с другой стороны, он «человек Б‑га», его голова высоко в духовных мирах. Таким образом, реальность его существования вдохновляет каждого человека подняться над собой и открыть всю глубину возвышенности и святости, которые в нем сокрыты.

Это важный урок, который мы должны извлечь из недельной главы «Исро». Нам надо быть связанными с Ребе, чтобы мы могли быть связаны со Всевышним — «и верить в Б‑га и Его слугу Моше». Как это сделать, объясняет Любавичский Ребе в своей книге-календаре «День за днем» («Ѓайом — йом»): «Вы спрашиваете о том, как быть со мной связанным, тем более что я не знаком с вами лично… Истинная связь возникает за счет изучения Торы. Когда вы изучаете и читаете мои труды и общаетесь во время учебы и во время фарбренгенов с теми, кто мне дорог: хасидами и учениками любавичских иешив, когда вы выполняете мою просьбу относительно чтения Теѓилим и установления времени для изучения Торы, в этом — истинная связь».

 

Комментарии: Как стать связанным со Всевышним?
Нет добавленных комментариев