Printed from chabad.odessa.ua

ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ И В СВОИ СИЛЫ

Четверг, 18. Апрель, 2019 - 10:42

MBB_4347.jpg
В пятницу вечером весь еврейский народ сядет за стол Пасхального Седера и начнет праздновать восемь дней Песаха. У нас в Украине в этом году складывается интересная ситуация с голосованием еврейской общины во втором туре президентских выборов. Так как первые два дня Песаха (в нынешнем году — 20–21 апреля) являются святыми и выделенными, как Шабос, в эти дни для евреев запрещены определенные виды работ, в частности — письмо. Так что, когда в воскресенье граждане Украины пойдут на избирательные участки, чтобы избрать президента страны, мы, евреи Украины, не сможем участвовать в выборах из-за святости второго дня Песаха (исход праздника в Одессе — в 2041, а избирательные участки работают до 2000). Поэтому мне остается только одно — исполнить свой гражданский долг на словах. В связи с этим, я расскажу вам одну интересную историю о президентских выборах.

 

 

Несколько лет назад я читал интервью с сенатором Джо Либерманом, в котором среди прочего его спросили о выборах 2000 года, когда Альберт Гор предложил ему выставить свою кандидатуру на пост вице-президента. Он сказал, что сам не особо верил, что Гор выберет его. Он знал, что находится в «коротком списке», но он даже не мечтал, чтобы это случилось. Более того, накануне знаменитого объявления он, узнав из определенных кругов, что Альберт Гор решил не выбирать его, сказал себе: «Это тоже к лучшему», — и спокойно заснул. Проснувшись на следующее утро, он включил новости и узнал, что его выбрали для участия в выборах с Альбертом Гором. Он выглянул в окно и увидел толпу журналистов и фотографов, ожидающих у дома. Прежде всего, он произнес утренние благословения, а затем добавил особую молитву о том, чтобы Всевышний дал ему силы и разум для принятия правильных решений. Первые фотографии, сделанные журналистами, запечатлели, как, выходя из дома, Либерман поцеловал мезузу.

 

 

В интервью Либерман рассказал, что его знакомство с Альбертом Гором состоялось много лет назад, в 1989 году, когда он только был избран сенатором, В одну из первых пятниц заседание Сената затянулось, и он понял, что не сможет добраться домой до начала Субботы. Тогда он решил остаться ночевать в тренажерном зале, который был в здании Сената. Там, на небольших матах он полагал поспать. Неожиданно к нему подошел Гор, который в то время тоже был сенатором, и спросил, что он собирается делать, где предполагает провести Субботу. Либерман поделился с ним своим планом. Гор сказал ему, что такого не может быть, и предложил отправиться вместе в квартиру его родителей, которая была расположена недалеко от Сената. Родители были в отъезде, и Гор вызвался отвести его туда и позаботиться о нем. Сначала Либерман отказался, один и второй раз (как положено по еврейскому обычаю), но в третий раз он согласился. Так Джо Либерман, по его собственному утверждению, удостоился самого известного среди всех времен и народов «шабес-гоя». Он добавил, что многие «знатоки» советовали Альберту Гору не выбирать его в качестве вице-президента. Они утверждали, что в Америке существует повсеместный скрытый антисемитизм, который при тайном голосовании проявится, и он не сможет победить на выборах, взяв в вице-президенты еврея. Эти предупреждения не остановили Гора. Он сказал, что встречался со многими людьми — евреями и неевреями, и уверен, что на выбор граждан Соединенных Штатов не повлияет происхождение или вероисповедание человека. Они выберут кандидата, который, по их мнению, подходит для этой должности, независимо от того, к какой религии и нации он принадлежит. Он добавил, что сам пришел к заключению: число людей, которые беспокоятся, чтобы американцы не выбрали еврея, намного больше числа тех, кто не выбрал бы еврея…

 

 

 

 

 

Как известно, в Песах мы празднуем Исход евреев из Египта. История начинается с того, что Г сподь открылся Моше в горящем кусте терновника, и целую неделю пытался убедить пойти и вывести народ Израиля из Египта. Тора рассказывает нам: «И отвечал Моше и сказал: «Но они не поверят мне и не послушают моего голоса, ибо скажут: «Себя не дал узреть тебе Г сподь».

 

 

Тогда Всевышний решил дать Моше несколько чудесных знаков, подтверждающих его полномочия. «И сказал ему Г сподь: «Что это в твоей руке?» И сказал Моше: «Посох». И сказал Он: «Брось его на землю». И он бросил его на землю, и тот стал змеем» (Шмойс, 4: 1–3). Раши в своем комментарии на последний стих объясняет: «Указал ему на то, что он злословил Израиля, говоря, что они не поверят, и тем самым прибег к чуждому ему змеиному умению» (имеется в виду змей, ложью и злословием склонивший Адама и Хаву к греху с плодом Древа познания).

 

 

Затем Всевышний «сказал Моше: «Положи твою руку за пазуху». И положил он руку свою за пазуху, и вынул ее, и вот его рука покрыта проказой, как снегом. И сказал Он: «Вновь положи твою руку за пазуху». И положил он вновь свою руку за пазуху себе, и вынул ее из своей пазухи, и вот она вновь как его тело. И сказал Г сподь: «Если не поверят тебе и не послушают голоса первого знака, то поверят голосу знака последнего. (Шмойс, 4: 6–8).

 

 

И снова в своем комментарии к этим стихам Раши говорит: «Также и этим знаком указал ему на то, что он злословил, говоря: «не поверят мне». Поэтому Он покарал его проказой, как была покарана Мирьям за злословие» (см. Бамидбор, 12: 1–15).

 

 

Откуда мы знаем, что Моше действительно возводил напраслину на сынов Израиля. Потому что, когда Моше пришел к ним и сообщил, что он был послан Б гом, Тора говорит: «И поверил народ; и когда услышали, что помянул Г сподь сынов Израиля и что узрел Он их муки, поклонились они и пали ниц» (Шмойс, 4: 31). Моше-рабейну любил свой народ, но не верил в него. Он не верил, что после 210 лет изгнания и каторжных работ сыны Израиля будут иметь силы и волю поверить, что Б г послал им спасителя, и захотят выйти на свободу.

 

 

И ту же историю мы снова находим в недельной главе «Бешалах». Сразу же после того, как евреи покинули Египет, они начали жаловаться Моше: «Дай нам воды, чтобы нам пить…» И жаждал там народ воды, и возроптал народ на Моше, и сказал: «Для чего ты вывел нас из Египта, умертвить меня и моих детей и мой скот жаждой?» И громко воззвал Моше к Г споду: «Что делать мне с этим народом? Еще немного, они побьют меня камнями!» (Шмойс, 17: 2–4). Всевышний ответил Моше: «Пройди перед народом и возьми с собой из старейшин Израиля; и твой посох, которым ты ударил реку, возьми в руку твою и иди. Вот Я стану пред тобой там, на скале в Хореве; и ударь в скалу, и потечет из нее вода, и будет пить народ» (там же, стихи 5–6). Раши так комментирует слова «пройди перед народом»: «И посмотри, побьют ли они тебя камнями. Зачем ты порочишь Моих сынов?». Действительно, Моше «начал проходить, весь Израиль стоял перед ним и относился к нему с честью и благоговением» («Мидраш Танхума», «Бешалах», 22).

 

 

Мы снова видим, что Моше относился к сынам Израиля как отец, который удовлетворяет потребности своих детей: заботился о том, чтобы у них были ман и вода, готов был пожертвовать для них всем. Он защищал их и вступался за них перед Всевышним, выпрашивая для них прощения и за грех золотого тельца, и грех разведчиков. Несмотря на все это, Моше не верил в них, в скрытые в евреях силы, которые в тяжелую минуту помогают им сделать то, чего хочет Б г.

 

 

Возможно, это тоже одна из причин, по которой Моше не заслуживал того, чтобы ввести народ в Землю Израиля. Мы читаем в недельной главе «Хукас» историю со скалой. Моше сказал сынам Израиля: «Внемлите же, строптивые!» (Бемидбар, 20: 10), а мидраш объясняет: «Из-за одного греха, который совершил Моше, упрекая сынов Израиля, когда сказал им: «Внемлите же, строптивые!» — удалили его и осудили его» («Дворим рабо», 2: 2). Поскольку он не верил, что народ Израиля будет готов к естественной борьбе за завоевание Эрец-Исроэль, он не мог быть руководителем, который введет евреев в Землю обетованную. Потому что лидер должен пробуждать в людях желание бороться. Но если он сам не верит, что они способны сделать это, он, безусловно, не сможет пробудить в них силы, которые, по его мнению, они не имеют.

 

 

11 нисона мы отмечали день рождения Любавичского Ребе, всегда говорившего, что иудаизм верит в людей, в их способность меняться, в огромный потенциал, который есть у каждого человека. Это вера в то, что, когда еврей будет поставлен перед выбором, он поступит правильно. И первое условие для достижения успеха в том, чтобы побудить людей к какому-либо действию, — это верить в то, что они способны и тоже хотят это сделать. Тогда мы действительно можем их вдохновить на большие свершения. Это можно видеть на примере многих родителей, которые отдают все своим детям, защищают их, но не верят в их силы. Часто, когда родители приходят со своими детьми на встречу по подготовке к бар-мицве, они с самого начала говорят, что хотели бы, чтобы сын сказал только часть маймора (трактата по хасидизму), который мальчик обычно читает наизусть, поскольку они не верят, что у него будет воля и способность произнести весь текст полностью. Даже прежде, чем они начнут разговаривать с ребенком, они уже идут на компромисс. И часто бывает, что речь идет о ребенке, у которого есть таланты и возможности для достижения высоких результатов. Проблема в том, что родители не верят в способности своего ребенка…

 

 

Мы должны начать осознавать: еврей, который верит в Б га, должен понимать, что Всевышний дал ему духовные силы, чтобы преодолеть все препятствия и совершить в этом мире гораздо больше, чем он думает, что он способен сделать. Поверьте в себя и в свои силы! Выйдите из своего «духовного Египта» на свободу! Веселого и кошерного всем нам Песаха!


 

Комментарии: ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ И В СВОИ СИЛЫ
Нет добавленных комментариев