Рав Меир Леман, да будет благословенна его память, служил раввином еврейской общины города Майнц в Германии. Однажды он собирался в важную поездку и уже был готов отправиться на вокзал, как услышал из прихожей голос: кто-то просил немедленной аудиенции у него. Жена раввина попыталась выпроводить посетителя, под предлогом, что раввин очень спешит, но тот добавил, что речь идет о пикуах нефеш (спасении жизни). Услышав это, рав Леман попросил, чтобы гостя пропустили к нему. Это был пожилой человек, который начал свой рассказ издалека, стремясь поведать всю историю в подробностях. Раввин слушал напряженно, беспокоясь о том, чтобы успеть на поезд, и призвал старика сосредоточиться на цели своего визита. Однако посетитель продолжил свой рассказ, как ни в чем не бывало, пока не дошел до того момента, что ему была оказана честь быть сандаком на брис-миле своего внука. Но, на горе всей семьи, ребенок умер за день до совершения обряда. И сейчас, когда, с Б‑жьей помощью, родился новый внук, и его снова просят быть сандаком, он не знает, принимать или нет это предложение…
Раввин торопливо ответил, что было бы лучше, если бы сандаком стал кто-то другой, и бросился бежать на улицу. Удивленный старик побежал за ним, и, когда раввин уже поднялся в экипаж, тот успел задать еще один последний вопрос: «Ребе, какое имя дать ребенку? Это для него вопрос жизни!» — «Имя тебе нужно?! — закричал раввин, теряя всякое терпение. — Хаим, Цви, Дов, Зеев, Зерах, Борух…» — и экипаж уехал на вокзал.
Рав Меир опоздал на поезд всего на минуту, что… спасло ему жизнь, так как этот поезд потерпел крушение! Старый еврей действительно пришел по вопросу о пикуах нефеш!
Спустя годы рав Меир Леман посетил небольшой городок, и все местные евреи пришли приветствовать его. Среди пришедших он увидел того самого старика, который пришел вместе с внуком. Старик подошел к раввину и с гордостью представил своего внука, сказав: «Этот парень, как кедр — мой внук, Хаим-Цви-Дов-Зеэв-Зерах-Борух». — «Так много имен вы ему дали?!» — спросил раввин в изумлении. «Но разве не вы сами посоветовали мне дать мальчику эти имена?..» — ответил старик.
Часто, может быть, даже слишком часто, многие прихожане обращаются ко мне за советом, стоит ли им изменить свое имя или добавить к нему новое. Сегодня мне хотелось бы кратко осветить этот вопрос.
Вы, должно быть, часто сталкивались с человеком, который очень увлечен каким-то делом, или маленьким ребенком, погруженным в игру, когда он просто «не слышит», в трудных случаях он даже не реагирует на похлопывание по спине и другие способы привлечения внимания. Но удивительно то, что если вы произнесете его имя, он сразу же отвлечется от своего занятия и ответит. В чем особая магия имени человека? Является ли оно формальностью, которую используют для того, чтобы отличать одного человека от другого, или в нем есть нечто более внутреннее и личное, связанное с душой?
В нашей сегодняшней недельной главе «Брейшис» кратко описывается церемония, на которой Адам — первый человек — дает имена Б‑жьим тварям: «И нарек человек имена всякому скоту и птице небесной, и всякому животному полевому» (Брейшис, 2: 20). Устная Тора завершает картину, показывая нам, что скрывается здесь между строк. В книге «Зоѓар», а также в сборнике мидрашей «Ялкут Шимони» рассказывается, что Святой, благословен Он, собираясь сотворить человека, посоветовался с ангелами служения, которые спросили Всевышнего: «Человек этот — какова его сущность?!» И Творец ответил им: «Его мудрость больше, чем ваша!» И когда человек был создан, Всемогущий провел испытание мудрости ангелов и человека. Он привел к ним зверей и птиц и попросил назвать их. Ангелы не знали, что ответить. А Адам легко справился с заданием: «Этот — каково его имя?» — «Бык». — «А этот — каково его имя?» — «Верблюд». — «А этот?» — «Осел». — «А этот?» — «Конь». Сказал ему Всевышний: «А ты как называешься?» Сказал он Ему: «Меня уместно называть Адам, ибо сотворен я был из земли (адомо)».
Приведенный рассказ позволяет нам понять, что имена животных, и, конечно же, человека — не просто случайные названия, они выражают внутреннюю сущность каждого создания! Б‑жественная энергия, которая течет в живых существах, «проходит» через буквы Имени Создателя. Ангелы не могли «видеть» эту Б‑жественную энергию, поэтому не смогли идентифицировать «сосуд» — имя, через которое течет изобилие. Будучи первым человеком, творением Самого Всевышнего, Адам в своей великой мудрости видел сущность каждого творения и поэтому с легкостью определял его имя.
Это также объясняет нам, почему, когда человек заболевает, не дай Б‑г, принято добавлять ему имена, значения которых связаны с долголетием и здоровьем, такие как: Хаим — «жизнь», Рефоэль — «Б‑г исцелил» и многие другие. Добавление имени дает человеку новый «сосуд» — источник жизни.
Случалось, что некоторые родители обращались к Любавичскому Ребе с просьбой дать имя их новорожденному ребенку. Обычно Ребе отказывался вмешиваться и хотел, чтобы родители сами приняли решение об имени своего сына или дочери. В своих ответных письмах он часто приводил слова Аризаля (рабби Ицхока бен Шломо Лурии) о том, что Всевышний вкладывает в уста родителей именно то имя, которое необходимо этой душе. Родители просто получают маленькое пророчество, чтобы знать, какое имя лучше всего соответствует сущности души ребенка.
Это и есть важный урок, который нам преподала сегодня недельная глава «Брейшис». Наше имя, что выбрали для нас наши родители, — самое лучшее для нас! Так что не нужно стремиться заменить его или добавить к нему другое (не считая исключительных случаев). И пусть, с Б‑жьей помощью, это имя будет лучшим сосудом, питающим наши души для долгой и здоровой жизни!
Желаю вам хорошей и благословенной Субботы!