Printed from chabad.odessa.ua

Борода как… источник милосердия

Четверг, 23. Апрель, 2020 - 10:29

31922480296624128_n.jpg


 

Хочу начать с удивительной истории, которая произошла месяц назад. Я приведу ее почти дословно, как написал об этом сын профессора Элияѓу Соркина:

«Помимо Торы, дающей врачу разрешение лечить, к нему также приставлен ангел Михоэль. По врачу, который знает это и с этим живет, видно, что он является полноправным посланником Б‑га, действующим на благо излечения больных. В этой работе нет места для возраста, профессионального удовлетворения, преувеличения своей значимости, только простое действие и неутомимое исполнение своей миссии. В возрасте 72 лет (да продлятся его годы) мой отец руководит общим отделением интенсивной терапии лечебного центра «Мааяней йешуа» в Бней-Браке, а также созданным в нем отделением коронавирусной инфекции, в котором в настоящее время находятся несколько десятков пациентов (да пошлет им Всевышний выздоровление). С этой целью он был вынужден совершить беспримерный самоотверженный поступок. Получив разрешение от трех хасидских авторитетов (раввина Ицхока-Йеѓуды Ярославского из Кирьят-Малахи, раввина Менахема-Мендела Голоховского из Реховота и раввина Йосефа-Ицхока Балбина из Бней-Брака), он подрезал свою бороду, чтобы отрегулировать прилегание защитной маски, так как коронавирус характеризуется высоким уровня заражения, и необходимо защитить других пациентов в «обычном» отделении. В 72 года, спустя десятилетия героизма, мой отец берет на себя личную ответственность за судьбу десятков евреев, в том виде лечения, которое может дать только мой отец… Для сравнения скажу, что в обычное время в отделении интенсивной терапии находились максимум 17 пациентов. Сколько же сверхспособностей необходимо, чтобы справиться с такой нагрузкой, сил, которые могут дать только Всевышний и Ребе!
 

Я благословляю моего отца, чтобы продлились годы его трудов — в радости и здоровье, физическом и духовном плане. Пусть он несет исцеление больным Израиля, встретит вместе с ними нашего праведного Мошиаха. И чтобы на то, что снова отрастет его борода, понадобилось столько же или даже меньше времени, сколько он потратил, когда пришлось ее отрезать…

Хочу добавить, что я посылаю свои наилучшие пожелания и благословения своему дяде, брату моего отца, Марку Соркину, который, находясь за границей в одной из парижских больниц, также руководит отделением интенсивной терапии и лечит пациентов с коронавирусом».

* * *

Известно, что во время Первой мировой войны и Германия, и ее противники несколько раз применяли химическое оружие. После войны все страны договорились о том, что химическое оружие больше не будет использоваться, и подписали в 1925 году Женевский протокол о запрещении применения на войне ядовитых газов и бактериологических средств. В 1993 году была принята Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Сегодня к ней присоединились почти все страны мира.

…В 1973 году, во время Войны Судного дня, Израиль подвергся нападению египетских и сирийских войск сразу на двух фронтах — на Синайском полуострове и Голанских высотах. Через несколько дней после начала войны командующий войсками южного направления издал приказ, в котором говорилось, что, так как существует серьезная опасность применения Египтом химического оружия, солдаты должны быть готовы к использованию индивидуальных средств защиты — противогазов. Для того, чтобы маска противогаза герметично прилегала к лицу, бородатые солдаты должны сбрить бороды.

В одной из рот, базировавшихся на Синае и получивших этот приказ, было три религиозных солдата с бородой. Одного из них — хасида Хабада — звали Эфраим Мол. В хасидском мире в целом и Хабаде в частности отращивание бороды является важной частью хасидской идентификации. В одной из своих бесед Любавичский Ребе говорит: «Как вы определите, что молодой человек получил хасидское воспитание? Он накладывает две пары тфилин (кроме тфилин Раши, которые накладывают все евреи, в Хабаде принято накладывать также немного отличающиеся от них тфилин, сделанные согласно мнению внука Раши — рабейну Тама) и не стрижет своей бороды». И тут вдруг хасид Хабада получает приказ сбрить бороду! Эфраим рассказывал, что у него просто потемнело в глазах. Это было похоже на какой-то кошмар. Он не мог представить себя без бороды. В его роте были верующие солдаты, которые брились электробритвами, использование которых разрешено по мнению многих ѓалохических авторитетов. Они утверждали, что Эфраим тоже может так бриться, тем более что речь идет о пикуах нефеш — вопросе жизни и смерти. Но Эфраим даже не был готов выслушивать подобные советы. Он обратился к командиру роты и сказал, что не может выполнить приказ, так как чувствует, что, если сбреет бороду, то больше не будет тем же солдатом, а станет фактически никем. Он напомнил командиру о том, что богатырь Шимшон потерял свою силу, когда его постригли, и сказал, что с ним произойдет то же самое, если он побреется. Однако командир ответил, что приказ есть приказ. Тогда Эфраим попросил командира дать ему разрешение проконсультироваться с Любавичским Ребе, прежде чем выполнить приказ.

Он сразу же связался со своей семьей и отправил вопрос Ребе. Прошло две ночи, и жена сообщила ему по телефону ответ Ребе: «Во-первых, ясно, что газовой атаки не будет. Во-вторых, солдат может надеть противогаз, и борода совсем не будет ему мешать. Для большей уверенности, солдат будет держать в кармане ножницы и при необходимости быстро сострижет бороду…» Затем Ребе добавил интересную деталь: во время Первой мировой войны, когда впервые было широко применено химическое оружие, все армии использовали противогазы, включая англичан. Тем не менее, они позволили индийским сикхам, сражавшимся в рядах британской армии, не сбривать бороды. Эти сикхи были известны как наиболее бесстрашные солдаты.

Эфраим передал командиру ответ Ребе. Командир удивился и спросил его, откуда Ребе знает, что газовой атаки не будет? Ведь он не служит в разведке! А это — вопрос сохранения человеческой жизни!!! Но хасид ответил: «Если Ребе говорит, то он знает. Я не буду сбривать бороду». Командир взял с него и двух его товарищей расписку о том, что по религиозным соображениям они не будут бриться.

Сегодня мы знаем, что предвидение Ребе оказалось верным — вопреки оценке израильской военной разведки, египтяне не совершили газовой атаки…

* * *

В главах «Тазрия» и «Мцойро», которые мы читаем на этой неделе, подробно рассказывается о законах цораас — особого редкого заболевания. Среди прочего, Тора говорит: «И мужчина или женщина, если будет у них язва на голове или в бороде…» (Ваикро, 13: 29). Здесь речь идет о человеке, у которого язва цораас появилась на месте волосяного покрова: у женщины на голове, а у мужчины на голове или в бороде. Тора говорит, что коѓен должен осмотреть поражение и решить, является ли это проказой или нет. Однако, если коѓен затрудняется с решением, то Тора дает необычное повеление: «То должен обрить себя» (там же, стих 33). Прокаженный обязан побриться, чтобы коѓен мог решить, чист он или нет. Если вы посмотрите на слово ѓисгалох («бриться») в тексте Торы, то обнаружите нечто необычное: буква гимл в нем заметно больше других букв.

Известно, что весь текст Торы написан, в основном, одинаковыми по величине буквами. Однако в нескольких словах Торы встречаются буквы, отличающиеся по размеру от остальных. Например, в первом стихе Книги Ваикро буква алеф в слове ваикро маленькая. Также есть буквы, которые больше, чем другие буквы, как в самом известном стихе: «Шма Исроэль — Слушай, Израиль! Г‑сподь — Б‑г наш, Г‑сподь един» (Дворим, 6: 4) буквы аин в слове шма («слушай») и далес в слове эход («един») больше других. Такие изменения всегда вызывают вопросы, и наши мудрецы в своих комментариях приводят различные толкования подобных особенностей текста Торы. Как же можно объяснить написание большой буквы гимл в слове ѓисгалох?

Бааль ѓаТурим (рабби Яаков бен Ошер, автор книги «Арбаа турим») пишет, что есть три случая, когда человеку велено побрить все волосы на теле. Первый — прокаженный после излечения от проказы бреет все тело, а затем приносит жертву. Второй — нозир, человек, который хочет приблизиться к такому же уровню святости, как у коѓена. Для этого он в течение тридцати дней или более не пьет вино, не ходит на кладбище и отращивает волосы. По истечению установленного срока, он должен сбрить все свои волосы. И третий — это левиты. В пустыне Всевышний повелел Аѓарону: «Возьми левитов из среды сынов Исраэля и очищение соверши над ними» (Бамидбор, 8: 6). И Тора говорит, как именно это сделать: «Окропи их водой очистительной, и проведут они ножом бритвенным по всему телу своему, и вымоют одежды свои, и чистыми станут» (там же, стих 7). То есть неотъемлемой частью очищения, необходимого для того, чтобы левиты могли служить в Храме, было бритье всего тела. Числовое значение буквы гимл — три. Следовательно, в нашем случае она символизирует, что есть три ситуации, в которых Тора требует, чтобы человек брил все свое тело, включая бороду. Но можно сказать, что большая буква гимл в слове ѓисгалох подчеркивает, что человеку, который по религиозным причинам отращивает бороду, настолько же трудно ее сбрить, насколько сложно произнести само это слово.

Любавичский Ребе в своих трудах всегда подчеркивает, что не следует подстригать бороду, так как, согласно Кабале, она соответствует 13 атрибутам милосердия Всевышнего, и отращивание бороды — это сгула (так в еврейской традиции называются действия, которые влекут за собой благотворные следствия, при том что причинно-следственные связи в происходящем неочевидны) для привлечения благ и средств к существованию.

То, что в последние годы под воздействием Б‑жественного Провидения миллионы мужчин в мире отращивают бороды, способствует продолжению раскрытия Б‑жественного милосердия. Всевышний будет миловать всех пребывающих в этом мире и в результате заставит людей с милосердием относиться друг к другу. Так что каждый, кто хочет преуспеть во всех своих начинаниях, пусть начинает отращивать бороду!

 

Комментарии: Борода как… источник милосердия
Нет добавленных комментариев