Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ПРО ОБЪЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ

Пятница, 13. Май, 2022 - 5:22

n3.jpg

Идея разделения красной нитью проходит через всю еврейскую традицию и касается, естественно, не только различий между мужчиной и женщиной. От глагола леѓавдиль («разделять») образовано название обряда Ѓавдолы — разделения между Субботой или праздником и буднями. Текст Ѓавдолы, который произносят на исходе Субботы или праздника, несколько отличается в разных общинах, но основу его составляют четыре благословения: на вино («Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Владыка Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!»); на благовония: («…сотворивший ароматные вещества!»); на огонь («…сотворивший свет пламени!»). На исходе праздника благовония и огонь не благословляют, но в любом случае завершает Ѓавдолу «благословение разделения», звучащее так: «Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Владыка Вселенной, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, седьмой день от шести рабочих дней. Благословен Ты, Г‑сподь, отделивший святое от будничного!» Порядок благословений как бы поднимается в нашей голове: от вина, которое входит через рот, к благовониям, которые вдыхаются носом. Далее — пламя, которое воспринимается глазами. А в конце мы говорим про разделение, которое совершается мозгом.

Вообще, на первый взгляд не совсем понятно: а зачем надо отделять святое от будничного? Наоборот, что плохого в том, что святость Субботы распространится на все остальные дни недели?.. Кидуш в начале Шабоса — дело другое: с его помощью освящается Суббота, так как мы хотим больше святости. Но зачем отделять Субботу от других дней недели? Зачем вообще что-то от чего-то отделять? Ведь нам всегда хочется объединять людей, явления, вещи. Почему же мы благословляем разделение?!

Когда-то давно один из членов нашей общины собирался переезжать на новую квартиру и спросил меня, когда лучше это сделать. Я посоветовал ему переехать во вторник. Каково же было его удивление, когда в фирме по перевозкам ему сказали, что… все хотят переезжать по вторникам! А я-то полагал себя самым умным… Но шутки шутками, а почему же я посоветовал именно вторник? Потому что из шести дней, когда Всевышний создавал мир, только о третьем дне (вторнике) дважды сказано: «И увидел Б‑г, что это хорошо». Следовательно, третий день был благословен дважды.

Самым же неудачным днем, когда никто не хочет начинать какое-либо дело, считается второй день недели (понедельник). Почему? Потому что во второй день Творения ни разу не было сказано «хорошо». Поэтому никто не любит понедельники. Кстати, хотя традиция эта вроде бы с еврейскими корнями, фразу «Понедельник — день тяжелый» я впервые услышал только после приезда на Украину и только здесь столкнулся с людьми, которые воспринимают ее всерьез…

Мидраш спрашивает: «Почему во второй день Творения не было сказано «это хорошо»?» Рабби Ханина говорит: «Потому что в этот день было сделано разделение: «И сказал Всесильный: «Да будет пространство посреди вод и отделяет оно воду от воды». То есть, в этот день Всевышний не создал ничего нового — вода-то была уже в первый день Творения. Единственное событие, которое произошло во второй день, заключалось в том, что Б‑г разделил «верхние воды», из которых были созданы небеса, и «нижние воды», оставшиеся на земле. Возникло состояние разобщения, разделения, и, даже несмотря на то, что это было необходимо, не сказано «это хорошо», ибо разделение — это нехорошая вещь. Но если это так, то почему мы благословляем Всевышнего за то, что Он отделил святое от будничного, свет от тьмы и так далее? И почему мы должны испытывать большую радость от того, что Суббота отделена от обычных дней недели?

Идею разделения мы встречаем и в сегодняшней недельной главе «Эмойр». Все знают, что еврейский народ делится на три группы: коѓены, левиты и исроэлим — все остальные. Коѓен всегда получает преимущество во всех вопросах, связанных со святостью: его первым вызывают к Торе и т. п. Есть евреи, которым это не нравится. Они не понимают, почему кто-то, скажем, получает алию (вызов к Торе) каждую неделю, тогда как других вызывают только раз в месяц. Это не хорошо, ведь человек не виноват, что его отец не коѓен! Может, ввести чередование? Пусть каждую неделю пятеро других будут коѓенами! И вообще, зачем все это разделение — мало что ли у нас поводов для раздоров и без того?! Зачем иудаизм добавляет повод для зависти и раздоров?

Многие знают популярную израильскую песню «Осе шалом бимромав», хотя и не знают, о чем в ней поется. Эту фразу можно найти в каждой из наших молитв, где она встречается не по одному разу. Из молитвенника с русским переводом можно узнать, что в ней говорится о Всевышнем: «Устанавливающий мир в Своих высотах, Он пошлет мир нам и всему Израилю, и скажем: Омейн!» То есть, мы каждый день просим Всевышнего, чтобы Он даровал нам мир — единство и гармонию. Почему же мы благословляем — тоже регулярно, каждую неделю, — Б‑га за то, что Он разделил дни недели?

Как известно, Всевышний вначале создал Адама и Хаву соединенными. Говорит Тора: «И сотворил Всевышний человека… мужчину и женщину сотворил их». Раши приводит на этот стих толкование мидраша: первоначально Адам и Хава были единым существом, и лишь потом Всевышний разделил их. Зачем, если Он потом все равно повелел Адаму соединиться с Хавой и «быть плотью единой»? Если бы люди остались соединенными, это избавило бы нас от мучительных поисков своей «второй половины» — все рождались бы сразу соединенными со своими супругами; и к тому же отпала бы необходимость в брачных агентствах и услугах свах. Жена не спрашивала бы мужа, где он был весь вечер, а муж не должен был бы сторожить жену, чтобы она опять не пошла за покупками…

Да, жизнь была бы замечательная, но есть одно «но» — как рождались бы дети? Дело не в «технических трудностях», проблема куда глубже. Только двое отдельно взятых и разных людей способны, соединившись, породить новую жизнь. Для этого нужно, чтобы каждый из двоих дал другому то, что есть лишь у него. Таким образом, каждый что-то дает и что-то получает, и тогда вместе они создают новую сущность. У двоих мужчин или двух женщин это не получится. Именно различие создает возможность созидания, так как каждый дает и получает что-то. Поэтому и существует разделение на мужчин и женщин, ищущих свои «вторые половины» для создания новой жизни.

Поэтому существует и разделение на коѓенов, левитов и исроэлим. Предназначение коѓена — быть духовным лидером общины. О колене Леви сказано: «И укажут суд Твой Якову и Тору Твою Исроэлю», то есть, их задача — распространять Тору во всем еврейском народе. А исроэлим в обмен на то, что дают им коѓены и левиты, приносят им трумойс и маасройс, пожертвования и десятины. Так каждый дает и получает свое.

Схожи и причины одного из главных различий, созданных Всевышним, — разделения между Израилем и другими народами. Можно ведь спросить: почему бы Всевышнему не сделать так, чтобы все были одним народом? Плюсы налицо: не будет ни проблемы смешанных браков, ни антисемитизма!.. И все же Б‑г создал мир таким образом, что для его существования нужны как евреи, так и неевреи. Почему?

Талмуд в трактате «Сукка» приводит слова мудрецов: «Затмение Солнца — плохой знак для народов мира, затмение Луны — плохой знак для врагов Израиля, потому что евреи считают дни по Луне, а другие народы — по Солнцу» (и действительно, еврейский календарь построен на фазах Луны, тогда как календарь, принятый почти во всем мире, основан на движении Земли вокруг Солнца). Мидраш добавляет: «Израиль считает по Луне, потому что похож на Луну. Не то, что другие народы, которые подобны Солнцу и поэтому ведут счет по Солнцу».

Чем же евреи подобны Луне? Одно из сходств состоит в том, что как Луна все время изменяется, так и еврей никогда не бывает в одном и том же состоянии. Если он выполняет заповедь, он поднимается, если, не дай Б‑г, наоборот — то опускается. И не только в духовном, но и в материальном смысле евреи никогда не стоят на месте. Они все время в движении — будь то переход на новую работу, переезд на новую квартиру, в другой город, другую страну, на другой континент… Они никогда не довольны тем, что у них есть.

Другие народы, напротив, похожи на Солнце, которое всегда пребывает в одном и том же состоянии. Они придают миру устойчивость, заботятся о том, чтобы наш материальный мир был бы хорошим местом для проживания в нем. Их предназначение описывается в семи заповедях потомков Нояха, которые составляют краеугольный камень отношений в человеческом обществе.

Итак, еврей отличается от нееврея, но если каждый из них выполнит свое предназначение, мир наш станет лучше. И как еврейский народ не может состоять только из коѓенов, так и миру в целом не обойтись без помощи неевреев. Так было всегда, так есть и так будет даже после прихода Мошиаха. Евреи — это «коѓены мира», именно они приносят святость в этот мир и напоминают всем, что у мира есть Творец, что надо слушать Его указания и благодарить Его за все, что Он дает нам. Неевреи заботится об устойчивости мира и его материальном процветании.

Так давайте исполним свое предназначение — наполним наш мир святостью!

Комментарии: ПРО ОБЪЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ
Нет добавленных комментариев