Printed from chabad.odessa.ua

НАЧАТЬ С ОДНОГО УЛУЧШЕНИЯ…

Пятница, 14. Сентябрь, 2018 - 7:20


IMG_2831.JPG



28 сивона 5690 года (24 июня 1930 г.) вся еврейская община Польши отмечала большой праздник. Более десяти тысяч человек во главе с великими раввинами и мудрецами собрались на освящении нового здания иешивы «Хохмей Люблин» («Мудрецы Люблина»). Всех собравшихся не покидало ощущение начала нового этапа в жизни еврейской общины. Сбылась многолетняя мечта: основать хасидскую высшую иешиву, в которой вырастут самые лучшие ученые еврейского народа, своеобразный «Оксфордский университет» мира Торы. Идея состояла в том, чтобы создать место, где у студента будет все, что необходимо, и ему вообще не придется покидать здание. Впервые в истории польских иешив, кроме учебных классов, в здании располагалось общежитие и столовая, что позволяло студентам более усердно и спокойно заниматься изучением Торы. В этом грандиозном шестиэтажном здании было больше ста комнат, большая синагога, миква и прачечная. Но самым главным достоянием этой академии иудаизма стала богатейшая библиотека, насчитывающая более 22 тысяч книг — в том числе редких рукописей.

В самом разгаре торжества почетные гости поднялись со своих мест и встали перед зданием лицом ко входу. Основатель иешивы рабби Меир Шапиро был приглашен сдернуть покрывало с фасада здания. Когда оно упало, присутствующие увидели большую надпись. Это был стих из Теѓилим (34: 12): «Идите, сыны, слушайте меня — трепету пред Бгом научу я вас». Все смотрели друг на друга в изумлении: они ожидали более значительный лозунг. Возможно, известную фразу, которую мы произносим на Симхос-Тойре: «Тору заповедал нам Моше — наследие [она] общины Яакова!» (Дворим, 33: 4). Может быть: «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью» (Йеѓошуа, 1: 8) или «Только к Закону Бга влечение его, об учении своем думает он днем и ночью» (Теѓилим, 1: 2).

Рабби Меир объяснил, о чем он думал, когда выбрал этот стих: «Я спросил себя: почему царь Давид сказал «идите, сыны»? Конечно, он должен был сказать: «Давайте, сыны приблизьтесь ко мне, чтобы учиться!» Почему он отдаляет учеников, говоря «идите»? Царь Давид передает важное сообщение: Есть много Бгобоязненных студентов в стенах иешивы, но моя мечта создать иешиву, которая вырастит евреев, ведущих себя Бгобоязненно и за ее пределами, чтобы и в своем доме, и в личной жизни, и наедине с самими собой, когда никто не видит их поступков, — даже тогда они жили достойно».


Йом-Кипур — особый день, Высший Бжественный свет освещает все вокруг и рождает в наших душах чувство пробуждения и обновления. Но что мы сможем взять с собой, выходя из синагоги? Что мы будем помнить завтра из того духовного опыта, который мы испытали сегодня? Сама Тора признает существование проблемы: после великих моментов воодушевления и любви человек может погрязнуть в рутине повседневности. В главе «Эйкев» Тора говорит об Эрец-Исроэль так: «Земля, которую Гсподь, Бг твой, взыскивает; непрестанно глаза Гспода, Бга твоего, на ней от начала года и до конца года» (Дворим, 11: 12). Этот стих в том виде, как он написан на иврите, представляет определенную трудность для толкования и перевода, на которую обратит внимание каждый редактор, учитель грамматики или даже просто человек с чувством языка. Дело в том, что в сочетании слов мирейшис ѓашоно («с начала года») используется определенный артикль ѓа перед словом шоно («год»), а в сочетании вэад ахарис шоно («до конца года») он отсутствует, и это, конечно, удивительно. По правилам в этом стихе должно быть однообразие: или оба раза писать с артиклем, или оба раза без него. Возможно, что таким образом Тора намекает: каждый год начинается как ѓашоно — ощущение обновления в его начале заставляет нас всех решить, что это будет особый, замечательный год. Мы думаем: «В этом году я буду возвращаться домой рано и проверять тетради детей; я позабочусь об укреплении супружеских отношений, которые дали трещину; я буду учиться намного усерднее, читать намного больше и чаще посещать синагогу…» Но заканчивается он как еще один обыкновенный год, просто шоно, без ѓа. Один за другим проходят месяцы в напряженной работе и усталости от рутины, а изменения продолжают ждать — следующего года?..

Так что нам делать? В чем секрет великих людей, которые воплощают в жизнь свои мечты? Как мы можем сделать следующий год действительно замечательным, оглядываясь на который, мы будем с удовлетворением вспоминать об осуществленных мечтах?

В письме, написанном Любавичским Ребе в конце 5723 (1963) года, основное внимание уделяется одному интересному моменту: еврейские заповеди всегда выделяются впечатляющим разнообразием своих составляющих. Через несколько дней, на Суккос, мы возьмем в руки четыре вида растений, а не один. На Хануку мы будем зажигать свечи, каждый день добавляя по одной, а в последний день их будет восемь. На Пурим мы подадим не менее двух видов еды в шалахмонес и подарим подарки не менее, чем двум нуждающимся, а на Песах положим три мацы на тарелку и выпьем четыре бокала вина. А вот на Рош ѓаШоно и Йом-Кипур мы трубим только в один шойфар! Вместо того, чтобы привести целый духовой оркестр, мы довольствуемся одним шойфаром, чтобы пробудить наши сердца. Это учит нас тому, что для начала хорошего года нужно одно доброе дело. Великая революция совершается за один шаг. Мудр тот, кто знает, как продвигаться вперед постепенно, не разрушая всю систему. Наши мудрецы называли это «постоянство». Одно хорошее, но постоянно повторяющееся действие может кардинально изменить жизнь.

Рассказывают об одной семейной паре, которая жила в полном мире и согласии. Когда соседи ссорились, кричали и хлопали дверями, в их доме царила прекрасная гармония. Они всегда ходили с улыбкой на лицах и склонялись, чтобы выслушать друг друга. Казалось, что проблема, которая беспокоила всех сыновей и дочерей этого поколения, обошла их дом стороной. Когда они праздновали «золотую свадьбу», жена, ставшая старой бабушкой, обратилась к своим детям: «Я хочу рассказать вам секрет хорошего брака. Как и все вы, мы тоже через какое-то время после свадьбы испытали разъединенность. Каждый ушел с головой в свою работу, и мы почувствовали, что между нами вырастает стена отчуждения. Мы решили остановиться и измениться. Мы договорились один вечер в неделю посвятить друг другу. И с этого дня не прошла ни одна неделя, когда этот вечер был не только нашим. Иногда мы оставались дома, иногда выходили погулять. Этот вечер на двоих изменил нашу семейную жизнь. Мы рассказывали друг другу обо всем, что с нами произошло в течение этой недели, и нам удалось возродить нашу любовь».

Честно говоря, еврею не нужно слишком утруждаться по этому поводу, ибо Всевышний уже позаботился о нас. Он дал нам Субботу, чтобы один вечер в неделю мы отключили телефон, выключили телевизор, собрались всей семьей за столом и просто поговорили, как в те добрые старые времена, когда не было ни телефона, ни Интернета. И так в каждой области, в которую мы хотим внести изменения. Мы решаем один вечер в неделю посещать урок Торы, один раз в неделю отправиться в синагогу на молитву, чтобы помолиться в миньяне. В пятницу днем мы вернемся домой пораньше, чтобы закончить все приготовления, и вовремя зажжем свечу в честь святой Субботы… И не будем недооценивать силу одного постоянного действия. Свет этой свечи поддерживает огонь любви всю неделю.

Приведу одну удивительную историю из уникальной книги «Мой Ребе. Женщины рассказывают о Любавичском Ребе». В ней говорится о силе и особенности миссии, которую Любавичский Ребе поручил женщинам. На обложке книги написано: «Для Ребе женщины — это не только жены хасидов или жены посланников, они сами являются хасидами и посланницами».

Вот эта история. Броня Шифер из Нью-Йорка была преподавателем еврейской философии. Ее приглашали на различные форумы, чтобы представить еврейскую точку зрения по разным вопросам. Но, кроме того, что она была преподавателем, она была, конечно, женой и матерью нескольких детей. Занятость на работе не давала ей возможности уделять много времени семье и дому. Это пробудило в ней сомнения в том, насколько оправданы ее усилия. Действительно ли она вдохновляет своих слушателей?

Однажды ей позвонил секретарь Любавичского Ребе, рабби Биньямин Клейн: «Приходите в секретариат, я хочу вам кое-что показать». Он вручил ей мезузу и письмо, которое написал один католик. В письме было сказано: «Я был женат на еврейке по имени Сюзанна, которая не была религиозной. В какой-то момент нашей жизни мы ощутили внутреннюю пустоту и решили присоединиться к религиозной общине, где мы получили бы духовное удовлетворение. Поиски привели нас в реформистскую общину, я думал, что они согласятся принять и меня. Но, к моему большому сожалению, ничего не получилось. Раввин отказался принять меня, и наши отношения с супругой стали еще более сложными. Мы много ругались. Я утверждал, что раз иудаизм не принял меня, Сьюзен должна была бы обратиться в мою веру и присоединиться ко мне в церкви. Сьюзен согласилась оставить иудаизм, который и так не играл слишком значительной роли в ее жизни. В это время моя жена увидела объявление, приглашающее на лекцию «Чистота семьи. Супружество по законам иудаизма» преподавателя по имени Броня Шифер. Моя жена пошла на лекцию, а по ее окончанию подошла к госпоже Шифер и сказала ей, что она еврейка, но собирается перейти в христианство. В ответ та вынула из сумки маленький подсвечник и предложила зажигать в нем свечу каждую пятницу вечером. В последующие недели Сьюзен регулярно и постоянно зажигала свечу, и вопрос о смене религии больше не вставал на повестке дня. Тот факт, что жена раз в неделю приобщалась к еврейству, помешал мне поднимать этот вопрос для дальнейшего обсуждения. Затем Сьюзен получила от госпожи Шифер мезузу, которую надо было установить на дверь… Несколько недель назад Сьюзен умерла. Я хотел похоронить ее по-христиански, но в последний момент мои глаза остановились на подсвечнике на столе и мезузе, прикрепленной на дверях. Я понял, что должен обратиться к раввину. Я поговорил с раввином из медицинского центра, где она умерла, и получил всю необходимую помощь…» Письмо заканчивалось личным обращением к Любавичскому Ребе: «Дорогой рабби, я понимаю, что госпожа Шифер принадлежит к когорте ваших хасидов… Я думаю, что вы найдете применение этой мезузе, и поэтому отправляю ее обратно в ваш офис».

Йом-Кипур также является днем рабби Акивы — согласно традиции, именно в этот день он был убит римлянами. История жизни рабби Акивы очень интересна, ведь он не родился как великий человек. Талмуд рассказывает, что до сорока лет он даже не умел читать и писать! Однажды рабби Акива привел овец на водопой и увидел маленькую трещину, которая образовалась в камне. Он спросил людей, кто расколол камень. Ему ответили, что вода капала на камень день за днем и медленно источила его. Рабби Акива сказал себе: «Если даже вода, постоянно капая на камень, может проникнуть внутрь, то тем более, если я буду в течение долгих лет с усердием учить Тору, она проникнет в мое сердце!»

Один из намеков в этой истории — то, что изменения происходят медленно, но для них нужно регулярное воздействие. Когда вода начинает капать на камень, никаких изменений в нем не наблюдается. Вода может подумать про себя: «Это пустая трата усилий, ничего не меняется». Но правда в том, что капля падает, а за ней еще одна и еще одна, пока, в конце концов, твердый камень не поддастся и не станет местом для перемен.

Мы начнем новый год с одного исправления, одного улучшения или одного обновления в нашей жизни — и принесенный им свет станет великим пламенем, которое осветит нашу жизнь, осветит мир в целом и вскорости создаст сосуд для истинного Искупления.

Гмар хсимо тойво — да будет хороший приговор всем нам скреплен окончательной печатью!


 

Комментарии: НАЧАТЬ С ОДНОГО УЛУЧШЕНИЯ…
Нет добавленных комментариев