Printed from chabad.odessa.ua

ВЫШЕ ВСЕХ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ

Четверг, 08. Ноябрь, 2018 - 9:28

IMG_2831.JPG


 

Надо быть очень талантливым человеком, чтобы в нескольких словах описать чувства, которые мы испытали на этой неделе вместе с почти пятью тысячами делегатов съезда посланников Любавичского Ребе, съехавшихся в Нью-Йорк со всего мира. Тем не менее, следуя нашей традиции, я постараюсь сделать это с помощью статьи на тему недельной главы Торы…

Что может сделать человек, павший жертвой порочных сплетен? Как должен реагировать тот, кто узнал, что его сосед распространяет о нем дурные лживые слухи? Правильной реакцией обычно считается — проигнорировать и продолжать спокойно жить. Завтра в газете появятся новости с другими сплетнями и об этой истории все забудут. В связи с этим, особенное удивление вызывает то, что в начале нашей сегодняшней недельной главы «Тойлдойс» Тора уделяет большое внимание глупым сплетням, о которых, казалось бы, не стоило даже упоминать. Глава начинается с повторения: «И вот порожденные Ицхоком, сыном Авраѓама. Авраѓам родил Ицхока» (Брейшис, 25: 19). Раши, комментируя этот стих, говорит, что таким образом Тора стремится опровергнуть сплетни, которые были популярны в те дни: «Насмешники того поколения говорили: «От Авимелеха зачала Сара, ведь столько лет прожила она с Авраѓамом и не зачала от него». Среди обывателей распространялся слух о том, что Ицхок не сын Авраѓама. Они говорили, что Сара была замужем за Авраѓамом почти семьдесят лет и ни разу не рожала. Когда же они поселились в Граре, ее забрали во дворец Авимелеха, а некоторое время спустя она забеременела. Обывательская логика диктует, что ребенок не имеет никакого отношения к Авраѓаму. Однако вместо того, чтобы проигнорировать эти сплетни, Святой, благословен Он, решил на корню прекратить их и сотворил особое чудо: «Придал лицу Ицхока разительное сходство с лицом Авраѓама, так что все подтверждали: «Авраѓам породил Ицхока». Поэтому Тора и пользуется приведенным выше повторением.

Читая эти строки, все удивляются и спрашивают: почему это нас должно интересовать? Почему Тора реагирует на нелепые слухи, которые она сама определяет как шутку «циников поколения»? Более того, тысячи лет прошли со времени этой шутки, и если бы Тора не касалась этого, мы ничего об этом не узнали бы. Таким образом, Тора сама распространяет и увековечивает сплетни, злоязычие! Еще более странными кажутся нам аргументы циников. Дело не только в том, что Раши определяет это как «клоунаду», поскольку, по правде говоря, здесь вообще не было никакой «истории». Ведь каждый разумно рассуждающий человек понимает, что это не что иное, как дешевая шутка, предназначенная для отвлечения внимания от главного. Ведь у Авраѓама уже был сын — Ишмоэль, поэтому ясно, что (по крайней мере на данном этапе) у него не было проблемы бесплодия, а проблема была у самой Сары. Ведь она прямо выразилась: «После того, как увяла, будет мне младость?» (Брейшис, 18: 12). Что Авимелех мог сделать больше, чем Авраѓам? Совершенно удивительно, что Тора и наши мудрецы предпочитают уделять внимание подобным сплетням!..

В одной из бесед на темы недельной главы «Тойлдойс» Любавичский Ребе дает глубокую и многое проясняющую интерпретацию диалога между Торой и насмешниками. Циники поколения привели очень важный довод: все великие люди в Торе являются уникальным явлением. Это явление одного поколения, которое не повторяется. Механизм «упадка поколений» действует здесь с особой силой. Адам был очень великим человеком, созданием Б‑га, но он не смог воспроизвести свои гены. Его яблоки упали далеко от дерева, потому что Каин… нет, лучше о нем не говорить! Ѓевель (Авель) был убит в юности, а о Шете, его третьем сыне, не сказано ничего заметного в Торе. Ноях «мужем праведным, цельным был в своих поколениях», но Тора не говорит ничего особенного о его детях (о Хаме она рассказывает, но — плохие и неприятные вещи). В случае великого из величайших Моше-рабейну мы точно знаем, что его сыновья не были похожи на него. Тора с явной досадой рассказывает нам, как сам Моше выбирает своего преемника — и это не один из его детей. Хотя Аѓарон удостоился продолжения из своей семьи, Моше пришлось назначить наследником своего ученика. Все понимают, что его сыновья не достойны него.

Таково было утверждение «циников»: Авраѓам — это одноразовое явление, которое исчезнет из истории. Вам не нужно восхищаться великой революцией под названием «наш праотец Авраѓам», потому что у нее не будет продолжения. «От Авимелеха зачала Сара», и поэтому Ицхок будет напоминать соседей, с которыми он вырос и играл во дворе. Что сделал Святой, благословен Он? Он изменил природный порядок вещей и показал всем, что Ицхок полностью подобен Авраѓаму (и, честно говоря, были вещи, в которых он даже превосходил отца). Имя «Ицхок» происходит от слова цхок — «смех», смех над реальностью, над естественным порядком вещей, над всем, что мы знаем и способны понять. Потому что Ицхок был первым евреем, родившимся в чистоте, и это сделало его выше всех законов природы.

…После ужасного Холокоста появилось общее ощущение, что все кончено. Иудаизму осталось жить десять-двадцать лет, не больше. Если бы в те дни вы пришли к еврею и сказали ему: «Ваш внук будет более религиозным, чем вы», — он даже не усмехнулся бы в ответ. В конце концов, то поколение выросло в процветающих общинах Варшавы и Лодзя, Будапешта и Бельц. А их дети и внуки — следующие поколения? Они уже выросли в кибуце Мишмар ѓа-Эмек, в Мерхавии, Нью-Йорке и Сан-Франциско, Москве и Киеве. Было мало шансов поднять еще одно поколение евреев. Затем пришел Любавичский Ребе и рассмеялся «смехом Ицхока». Он утверждал, что еврейский народ никогда не действовал в соответствии с природными механизмами, и если мы будем продолжать свой путь, то сможем восстановить то, что было разрушено, и следующее поколение будет еще более красивым, чем предыдущее.

И подобные истории мы услышали на этой неделе от каждого из пяти тысяч посланников на съезде. Молодые парни с едва начавшими расти бородами, открывают синагоги, которые были бездействующими на протяжении десятилетий, впервые со времен Холокоста проводят еврейские свадьбы. И самое главное — создают еврейские детские сады после многолетнего отсутствия таких учреждений. Если раньше говорили: «Мой дедушка был раввином», то сегодня говорят: «Мой внук успешно изучает Тору и исполняет заповеди». А значит — еврейский народ жив!

Комментарии: ВЫШЕ ВСЕХ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ
Нет добавленных комментариев