Printed from chabad.odessa.ua

Свобода дана, но все предопределено!

Четверг, 13. Февраль, 2020 - 5:01

31922480296624128_n.jpg

В нашей сегодняшней недельной главе «Исро» Тора достигает самой драматической своей вершины: Небеса открываются, и Голос Всевышнего рассекает пространство мира. Г‑сподь оглашает первые две заповеди, а Моше-рабейну продолжает и произносит остальные восемь заповедей. Среди списка запретов самая длинная и самая пронзительная — вторая заповедь. Свыше пятидесяти слов Тора посвящает предостережению от идолопоклонства: «Да не будет у тебя божеств чужих пред Моим лицом… Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли» (Шмойс, 20: 3, 4). И в следующем стихе Тора продолжает предостерегать от этого грехопадения: «Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я — Г‑сподь, Б‑г твой, Б‑г-ревнитель».

Любой реалистично мыслящий человек должен задаться простым вопросом: может ли это быть существенным, важно ли это сегодня? Увлечение идолопоклонством исчезло из западного мира. Никто в современном обществе не верит в поклонение солнцу и луне, дереву и камню. Немногие люди считают, что солнце и луна или любое другое создание может обеспечить осадки, здоровье или средства к существованию. Все мы помним истории нашего праотца Авраѓама, который утверждал, что неодушевленные предметы, не способные защитить самих себя, безусловно, не смогут обеспечить защиту других. Что же означает сегодня предупреждение об идолопоклонстве?
 

Талмуд рассказывает, что сами еврейские мудрецы стремились искоренить авойдо зоро («чужое служение», поклонение идолам) во всех ее проявлениях. Именно они отменили ее в этом мире. Так почему же мы продолжаем вести «вчерашние войны»?! В древние времена служение идолам действительно было чем-то, что волновало ум и сердце. В первых поколениях люди были духовно возвышены, они жили в мире явных чудес, Скиния и Храм стояли неповрежденными, пророки бродили по улицам и предвидели будущее так, как будто это было настоящее, поэтому вожделение проявлялось исключительно в духовной сфере. Духовный уровень был настолько высок, что у людей возникало огромное желание испытать близость ко Всевышнему, и это стремление привело их к обращению к любому духовному опыту, включая идолопоклонство. Однако после возвращения в Сион пророк Эзра и мужи Великого Собрания увидели, что народу было трудно справиться с побуждением к идолопоклонству, поэтому они попросили Всевышнего искоренить эту склонность из сердец сынов Израиля. Талмуд рассказывает, что они увидели, как «огненный львенок» выходит из Святая святых, и это было знаком того, что идолы перестали для них существовать…

С тех пор духовный уровень понизился, и средний человек не испытывает духовных заблуждений в определении разницы между служением Б‑гу и солнцу. Мы живем в духовно бедном поколении, в котором существуют серьезные сомнения в выборе между Apple и Samsung, Coca-Cola и Pepsi, Mitsubishi и Chevrolet… И если это так, то зачем трубить во весь голос о неприятности, которая давно исчезла из этого мира?!

Дело в том, что запрет идолопоклонства — это единственная заповедь, в которой Всевышний указывает, что она дается навсегда. Тора добавляет два необычных слова аль поной — «пред Моим лицом»: «Да не будет у тебя божеств чужих пред Моим лицом». Каково значение этих слов? В комментарии на этот стих Раши приводит слова ѓалохического мидраша «Мехильта»: «Пока Я есть — то есть вечно и бесконечно. Чтобы ты не сказал: «Только тому поколению была дана заповедь, запрещающая идолопоклонство». Это единственная заповедь, в которой Тора посчитала необходимым подчеркнуть, что она обязательна к исполнению в каждом поколении! И встает вопрос: какого вида идолопоклонства следует опасаться сегодня?

Рамбам пишет: «В дни Эноша люди совершили большую ошибку… Они решили, что раз Г‑сподь создал звезды и небесные сферы для управления миром и поместил их в небесах, и наделил их почетом, и это верные слуги Его, приближенные к Нему, — они достойны восхваления и возвеличивания, и воздания им почестей» («Мишне-Тора», «Законы об идолопоклонстве и нееврейских обычаях», 1: 1). По сути, идолопоклонство не является заменой веры в Б‑га, а просто «дополнением» к вере. Люди поколения Эноша, несомненно, верили в реальность Создателя, но полагали, что Творец доверил Своим помощникам силу влияния и выбор того, на кого его оказывать. Они видели, что солнце способствует росту растений, и подумали, что оно само выбирает, кому и сколько давать своей энергии…

Этот вид идолопоклонства до сих пор не исчез. Сегодня об этом говорят так: «Я взял самого лучшего адвоката, и он решит дело в мою пользу», «Я записался на прием к специалисту номер один и не беспокоюсь», «Я знаю помощника мэра, и он обещал, что все будет хорошо», и так далее. Проблема в том, что это идолопоклонство более соблазнительно, чем первоначальное. В то время как легко понять, что неодушевленный объект, такой как солнце и луна, не может сам что-либо выбирать, трудно признать, что живой человек не может сделать выбор, приносить нам пользу или вред. Но Тора говорит нам: каждое решение, которое принимает человек, будь то врач, судья или политик, — это решение, прежде принятое в высших сферах в соответствии с планом, разработанным Всевышним в этом мире. В то время как человек внизу — просто инструмент для выполнения того, что предопределено заранее. Каждое мгновение Творец заново придает мудрости сердцу врача и проницательности сердцу судьи для лечения и вершения правосудия.

Царь Давид проявил этот подход с наибольшей силой в самые ужасные моменты своей жизни. Его сын Авшалом поднял восстание против него и подстрекал народ причинить вред своему отцу. Давид был вынужден покинуть Иерусалим. Внезапно перед ним и его сторонниками появился Шими бен Гера, глава Санѓедрина, и начал кидать в них камни и проклинать. Он кричал: «Убирайся, убирайся вон, убийца и мерзавец! Обратил Г‑сподь против тебя всю кровь дома Шауля, вместо которого ты стал царем» (Шмуэль II, 16: 7, 8).

Авишай бен Цруя, верный Давиду военачальник, вытащил свой меч, чтобы убить Шими: «И сказал царю Авишай, сын Цруи: «Зачем ругает этот мертвый пес господина моего царя? Позволь, пойду я и сниму с него голову» (там же, стих 9). Однако Давид резко остановил его, сказав: «Пусть ругает, верно, Г‑сподь повелел ему: «Ругай Давида!» Кто же может сказать: «Зачем ты так делаешь»? И сказал Давид Авишаю и всем слугам своим: «Вот, если может сын мой… искать души моей, то тем более теперь позволено это отпрыску Биньяминову. Оставьте его, пусть ругает… Может быть, увидит Г‑сподь унижение мое и воздаст мне добром за нынешнее его злословие» (там же, стихи 10–12). Неужели, Авишай, ты думаешь, что Шими может навредить мне по своему свободному выбору?! Может ли он причинить вред тому, кто не приговорен свыше?! Шими — просто посланник, выполняющий приговор, который по воле Всевышнего вынес пророк Натан после истории с Басшевой: «Зло не выйдет из твоего дома».

В этом и заключается основной смысл еврейской веры. Мы верим не только в то, что Всевышний создал этот мир, не только в то, что Он вовлечен во все земные дела, но и в то, что никто не может поднять руку или ногу без предварительного решения свыше. Перефразируя (точнее, переворачивая наоборот) слова Мишны («Пиркей овойс», 3: 19), мы можем сказать: «Свобода дана, но все предопределено». Верить в обратное — один из видов идолопоклонства, от которого предостерегает нас Тора, и стоит всегда об этом помнить!

 

 

 


Комментарии: Свобода дана, но все предопределено!
Нет добавленных комментариев