Printed from chabad.odessa.ua

О детях и о хлебе насущном

Четверг, 11. Июнь, 2020 - 9:55

31922480296624128_n.jpg
Один бедный хасид, глава большой семьи, обратился к рабби Хаиму-Мордехаю из Надворной и попросил благословения на обильные средства существования. К его удивлению, цадик благословил его на… еще одного ребенка! Хасид не понимал, почему ребе дает такое благословение, когда он жалуется на трудности в зарабатывании на жизнь. Через год у него действительно родился сын, а после этого он… чудесным образом увидел благословение в своем бизнесе и разбогател!

Рабби Хаим-Мордехай объяснил своим последователям: «В Небесах я увидел, что этому хасиду не полагается благословение на богатство. Эту проблему можно было решить только одним способом — благословить его на еще одного потомка. Ведь известно, что каждый ребенок «рождается со своим куском хлеба» — тинок бой векикорой бейодой (дословно: «младенец приходит с буханкой хлеба в руке», Талмуд, трактат «Нида», 31б). Это откроет для отца ворота удачи и подарит ему обильные благословения во всем и также в богатстве».
 

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Беѓаалойсхо» приводится история пророчицы Мирьям. После прегрешения сетователей, пожелавших мяса вместо мана, Моше попросил Всевышнего о содействии и помощи в руководстве сынами Израиля, которые не прекращали жаловаться. Г‑сподь поручил ему выбрать и наделить духом святости семьдесят старейшин, которые будут помогать ему. Когда старейшины стояли у Мишкана, на оставшихся в стане Эльдаде и Мейдаде почил дух Всевышнего, и они стали пророчествовать о будущем, заявив среди прочего: «Моше умрет, а Йеѓошуа приведет народ Израиля в Землю Израиля» (комментарий Раши на стих Бамидбор, 11: 28). За происходящим наблюдали две женщины: Мирьям, сестра Моше, и Ципора, его жена. Неожиданно Ципора сказала Мирьям: «Горе их женам. Если им нужно пророчествовать, то они отдалятся от своих жен, как мой муж отдалился от меня» (Раши на стих Бамидбор, 12: 1).

Мирьям была поражена. Она поняла, что Моше отдалился от своей жены из-за духа пророчества, которым наделил его Г‑сподь. Как ответственная старшая сестра Мирьям должна была вмешаться и повлиять на брата. Она немедленно созвала семейный совет и спросила Аѓарона в присутствии Моше: «Что ты думаешь о нашем младшем брате, который решил уйти от жены из-за духа пророчества? Разве только он пророк?! Мы тоже пророки, но никто не приказал нам отказаться от супружеской жизни!» Моше ничего не ответил, а Тора его похвалила: «А муж Моше смирен чрезвычайно, больше всех людей, которые на земле» (Бамидбор, 12: 3). Рамбан комментирует: так как он скромен, то стерпел унижение и промолчал. Всемогущий пришел ему на помощь и сказал, что нет ни малейшего сходства между их и Моше уровнем пророчества. Следовательно, Моше всегда должен быть чист и готов к получению Б‑жественных откровений.

Тора продолжает: «И вот Мирьям покрыта проказой, как снегом» (Бамидбор, 12: 10). В наказание за грех злословия — лошон ѓоро, она находилась в изоляции вне стана в течение недели. И об этом серьезном событии, в котором клевета коснулась главы поколения, заповедано никогда не забывать и вспоминать его как одну из шести вещей, которые мы должны помнить каждый день: Исход из Египта, дарование Торы, злодеяния Амалека, грех золотого тельца, день субботний и наказание Мирьям.

Все вышесказанное ставит перед нами два вопроса. Во-первых, что побудило Мирьям вмешаться в личную жизнь Моше? В конце концов, речь идет не о какой-то старшей сестре, уверенной в том, что она обязана руководить жизнью всей семьи. Мирьям — единственный человек, к имени которого Тора присоединяет звание «пророк»: «И взяла Мирьям-пророчица… тимпан в руку свою, и вышли все женщины вслед за нею с тимпанами и свирелями. И отозвалась Мирьям: «Пойте Б‑гу»…» (Шмойс, 15: 20, 21). Мы понимаем, что она была великим человеком. И во-вторых: с какой целью мы должны упоминать эту историю каждое утро? Получается, что мы, вроде бы желая избежать злословия, начинаем каждое утро с лошон ѓоро о Мирьям — в течение столетий ежедневно заново вспоминаем о ее тяжком грехе! Невозможно не задаться вопросом: что может послужить оправданием этому?

В беседе, которую Любавичский Ребе провел с группой учеников и их вожатых в летнем лагере «Эмуна», он перевернул всю эту историю и представил ее как позитивный и вдохновляющий пример для поколений. Воспоминания о поступке Мирьям не предназначены для того, чтобы предостеречь нас от греха, а наоборот — учат нас, как себя вести. Услышав слова Ципоры, Мирьям содрогнулась. Она вспомнила, что подобное уже происходило в их семье раньше. Она знала другого великого человека, который отдалился от своей жены по уважительным и хорошо обоснованным причинам. Она сама отговорила его от этого шага и, таким образом, полностью повернула колесо истории. Мы помним, что, когда Мирьям было пять лет, она узнала, что «папа и мама больше не вместе». Амрам решил уйти от Йохевед, потому что сказал себе, что «сейчас не время заводить детей». Народ Израиля страдает в Египте, новорожденных мальчиков топят в Ниле. И вообще, они уже выполнили заповедь: у них есть сын и дочь — Аѓарон и Мирьям, так что пришло время попрощаться. Маленькая Мирьям заявила отцу, что он «хуже фараона». Фараон приговорил только мальчиков, а из-за его решения и девочки не родятся. Сомнительно, что приговор фараона может осуществиться полностью, в то время как его приговор обязательно осуществится. Амрам был впечатлен доводами дочери и решил вернуться, устроить заново свадьбу со своей бывшей женой, и в результате родился «человек Б‑жий», ребенок, который спас Израиль и получил Тору с Небес.

Поэтому Мирьям не могла понять, как Моше не усвоил урок, который он сам принес миру. Почему он отказывается от личной жизни и заявляет, что у него больше не будет детей? Разве есть что-то, что может заставить родителей решить, что у них достаточно детей и им не нужно больше? В конце концов, речь идет об идеальной паре родителей — Моше и Ципоре. Эту женщину Тора называет кушитка (Бамидбор, 12: 1), дословно — «чернокожая». Раши комментирует этот стих так: «Это говорит о том, что все признают ее красоту, как признают черноту африканца». Как он черен с головы до ног, так Ципора была идеальна как в своей красоте, так и в своих поступках. И если такие родители приведут в этот мир еще одного ребенка, особенно после дарования Торы, и ребенок будет расти в лагере Израиля, а не в Мидьяне, то из него может вырасти еще один Моше-рабейну. Разве есть какая-то веская причина, которая может помешать Моше сделать это? Правда, есть разные причины, по которым родители решают, что у них «достаточно детей». Но что может помешать появлению еще одного милого мальчика в этой семье?!

В чем Мирьям ошибалась? Только в тактике, но не в стратегии. В другой своей беседе Любавичский Ребе цитирует первый комментарий Раши к главе «Шлах» (на стих Бамидбор, 13: 1): «Почему раздел о разведчиках расположен непосредственно после раздела о происшедшем с Мирьям? Потому что она была покарана за злословие, изреченное ею против брата своего, а эти нечестивые видели, но ничему не научились на ее примере». И Мирьям, и разведчики говорили правду и даже говорили то, что нужно было сказать, — проблема в обоих случаях была схожей: «злословие». Они выбрали неверную линию поведения. Мирьям надо было доказывать Моше, что он неправ, в беседе с глазу на глаз, а не привлекать к этому других людей, даже таких близких, как Аѓарон. Разведчики тоже должны были прийти к Моше и передать ему полученные разведданные, а не собирать весь народ, рассказывать ему все и агитировать против вхождения в Землю обетованную. Поскольку недостаточно иметь благие намерения, важно также делать все правильно…

И в завершение хочу подчеркнуть еще один важный урок, который нам нужно извлечь из этой истории. Социологические исследования показывают, что самой большой угрозой, препятствующей увеличению рождаемости в мире, являются плохие экономические условия. Основные доводы родителей, решающих избежать рождения еще одного ребенка, — это материальные проблемы. Нет сомнений в том, что это серьезные причины, особенно, в связи с постоянным ростом стоимости жизни в наши дни. И все же давайте вспомним слова Талмуда: «Каждый ребенок рождается со своим куском хлеба». Создатель мира дает средства к существованию каждому ребенку, который приходит в этот мир, поэтому новый ребенок приносит с собой новый рог изобилия. Помните: именно дети могут сделать ваши источники дохода намного больше, чем раньше!

 

 

 

Комментарии: О детях и о хлебе насущном
Нет добавленных комментариев