Printed from chabad.odessa.ua

Еврейский календарь

Пятница, 28. Апрель, 2017 - 7:39

895a710b6f1121c74d40b885d3b18be7.jpg2 ияра 5548 года (9 мая 1788 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Менахема-Мендела из Витебска.

Рабби Менахем-Мендл был любимым учеником Межеричского Магида (рабби Дов-Бер) — ученика основателя хасидизма рабби Баал Шем-Това и единственным учеником Магида, которому довелось встретиться с Баал-Шемом. Менахем-Мендлу в то время было одиннадцать лет, он уже снискал славу блистательного талмудиста и сам рабби Дов-Бер представил его Бешту. Баал-Шем, окруженный своими последователями, пристально взглянул на мальчика и начал рассказывать ему историю. Некоторые из присутствующих ее тут же забыли, а от остальных ускользнул ее сокровенный смысл и только маленький Менахем-Мендл, запомнил притчу во всех подробностях и понял ее значение, потому что это была история его жизни от первого до последнего дня. Почести, труды, болезни, разочарования, радости, огорчения, паломничество в Святую Землю — все было там. Впоследствии, всякий раз, когда его здоровье беспокоило друзей, он увещевал их: «Не волнуйтесь, мне еще предстоит половина или четверть пути».
Лидером хасидов он стал следующим образом: Магид, принимая депутацию своих приверженцев из Витебска, передал им пояс и посох. И то, и другое надлежало вручить некоему рабби Менахем-Мендлу, жившему в их городе. Вернувшись домой, путешественники принялись искать этого счастливчика, но тщетно — в Витебске не было рабби Менахем-Мендла. Они усердствовали настолько, что спрашивали даже прохожих, и, наконец, какая-то оборванная женщина сказала им: «Я знаю только одного Менахем-Мендла — моего собственного зятя». Стремглав бросились они к ней домой, и, не говоря ни слова, вручили ему пояс Магида. Менахем-Мендл принял их, и в тот же миг посетители увидели, что он стал другим человеком (Прим. вообще-то рабби Менахем-Мендл был зятем одного из минских богачей и тот даже собирался строить для него синагогу и йешиву, которую тот мог бы возглавить, но возмущенные его хасидскими привычками, минские миснагдим добились его изгнания. Так что он вполне мог быть оборванным, но вряд ли в изгнание ушле и его теща).
Этого чуткого сдержанного человека любили и люди высшего общества, и обитатели городских окраин. В своем завещании Магид назначил рабби Менахема-Мендела своим наследником, который должен был возглавить движение после его сына. Все письма, написанные учениками Магида, рабби Менахем-Мендель подписывал первым…
В 1777 году рабби Менахем-Мендл вместе с Алтер ребе ездил в Вильно, для того, чтобы переговорить с главным противником хасидизма Виленским гаоном (см. 19 тишрея), но к сожаленью, эта миссия закончилась неудачей. В том же году рабби Менахем-Мендель принимает решение переехать с группой хасидов в Страну Израиля и весной во главе группы из 300 хасидов прибывает в Эрец-Исраэль. Сначала они поселились в Цфате, но турки и арабы преследовали их до тех пор, пока они не оставили город и не переехали в Тверию.
Трудности тогдашней жизни на Святой Земле дали о себе знать и, спустя 10 лет рабби Менахем-Мендл из Витебска покинул этот мир. Перед самой смертью ученики спросили его, рядом с кем он хочет быть похоронен, ведь многие хотят быть похороненными возле праведников. Рабби с удивлением им ответил: «Что за странный вопрос? Мне будет хорошо лежать рядом с каждым евреем. Дай Б г, чтобы ни один еврей не стеснялся меня, так же как я не стесняюсь ни одного еврея».

2 ияра 5538 года (29 апреля 1778) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шмуэля (Шмельке) бен Цви-Ѓирш ѓа-Леви Гурвица из Никольсбурга.
Первенец рабби Цви-Ѓирша из Чорткова получил свое имя в честь одного из величайших пророков — Шмуэля. В юности Шмуэль и его брат Пинхас, также ставший впоследствии знаменитым раввином, учились в нехасидской («литовской») йешиве, но после поездки в Межирич и встречи с Магидом — рабби Дов-Бером, стали его преданными учениками и последователями.
Рабби Шмуэль был раввином в польских городах Рычилув и Сенява, а затем вместе со своими сторонниками перебрался в чешским город Никольсбург (сейчас — Микулов), где стал сначала председателем религиозного суда (ав бейс-дин), а затем раввином.
В Никольсбурге рабби Шмельке основал знаменитую йешиву, в которой учились рабби Яаков из Люблина (Хозе ми-Люблин), рабби Менахем-Мендл из Рыманова, рабби Исраэль из Кожниц, рабби Леви-Ицхак из Бердичева, рабби Мордехай Банет и рабби Мойше-Лейб из Сасова.
Рабби Шмуэль был известен своей праведностью и добротой — практически все имущество он раздавал бедным. Однажды к нему в дом постучался бедняк, но на беду в доме уже не было ничего ценного, кроме кольца жены. Жены дома не было и рабби Шмуэль отдал кольцо бедняку. Вернувшаяся домой жена отругала мужа, ведь кольцо стоило 300 дукатов, а не знавший его цены нищий наверняка продаст его за десятку. И тогда рабби Шмуэль бросился в погоню. С трудом настигнув нищего (который решил, что у него хотят отобрать подаренное) он сказал: «Это очень дорогое кольцо — не продавайте его по дешевке!».
Рабби Шмуэль покинул этот мир в возрасте 52 лет, открыв своим ученикам в день смерти, что его душа была воплощением души пророка Шмуэля и поэтому он должен как и тот прожить в этом мире 52 года.

2 ияра 5548 года (9 мая 1788 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Менахема-Мендела из Витебска.
Рабби Менахем-Мендл был любимым учеником Межеричского Магида (рабби Дов-Бер) — ученика основателя хасидизма рабби Баал Шем-Това и единственным учеником Магида, которому довелось встретиться с Баал-Шемом. Менахем-Мендлу в то время было одиннадцать лет, он уже снискал славу блистательного талмудиста и сам рабби Дов-Бер представил его Бешту. Баал-Шем, окруженный своими последователями, пристально взглянул на мальчика и начал рассказывать ему историю. Некоторые из присутствующих ее тут же забыли, а от остальных ускользнул ее сокровенный смысл и только маленький Менахем-Мендл, запомнил притчу во всех подробностях и понял ее значение, потому что это была история его жизни от первого до последнего дня. Почести, труды, болезни, разочарования, радости, огорчения, паломничество в Святую Землю — все было там. Впоследствии, всякий раз, когда его здоровье беспокоило друзей, он увещевал их: «Не волнуйтесь, мне еще предстоит половина или четверть пути».
Лидером хасидов он стал следующим образом: Магид, принимая депутацию своих приверженцев из Витебска, передал им пояс и посох. И то, и другое надлежало вручить некоему рабби Менахем-Мендлу, жившему в их городе. Вернувшись домой, путешественники принялись искать этого счастливчика, но тщетно — в Витебске не было рабби Менахем-Мендла. Они усердствовали настолько, что спрашивали даже прохожих, и, наконец, какая-то оборванная женщина сказала им: «Я знаю только одного Менахем-Мендла — моего собственного зятя». Стремглав бросились они к ней домой, и, не говоря ни слова, вручили ему пояс Магида. Менахем-Мендл принял их, и в тот же миг посетители увидели, что он стал другим человеком (Прим. Вообще-то, рабби Менахем-Мендл был зятем одного из минских богачей, и тот даже собирался строить для него синагогу и йешиву, которую тот мог бы возглавить, но возмущенные его хасидскими привычками, минские миснагдим добились его изгнания. Так что он вполне мог быть оборванным, но вряд ли в изгнание ушла и его теща).
Этого чуткого сдержанного человека любили и люди высшего общества, и обитатели городских окраин. В своем завещании Магид назначил рабби Менахема-Мендела своим наследником, который должен был возглавить движение после его сына. Все письма, написанные учениками Магида, рабби Менахем-Мендель подписывал первым…
В 1777 году рабби Менахем-Мендл вместе с Алтер ребе ездил в Вильно, для того, чтобы переговорить с главным противником хасидизма Виленским гаоном (см. 19 тишрея), но к сожаленью, эта миссия закончилась неудачей. В том же году рабби Менахем-Мендель принимает решение переехать с группой хасидов в Страну Израиля и весной во главе группы из 300 хасидов прибывает в Эрец-Исраэль. Сначала они поселились в Цфате, но турки и арабы преследовали их до тех пор, пока они не оставили город и не переехали в Тверию.
Трудности тогдашней жизни на Святой Земле дали о себе знать и, спустя 10 лет рабби Менахем-Мендл из Витебска покинул этот мир. Перед самой смертью ученики спросили его, рядом с кем он хочет быть похоронен, ведь многие хотят быть похороненными возле праведников. Рабби с удивлением им ответил: «Что за странный вопрос? Мне будет хорошо лежать рядом с каждым евреем. Дай Б г, чтобы ни один еврей не стеснялся меня, так же как я не стесняюсь ни одного еврея».

2 ияра 5594 года (4 мая 1834 года) — День рождения четвертого Любавического ребе рабби Шмуэля (ребе Маѓараш). 
После большого пожара в Любавичах третий Любавический ребе — ребе Цемах-Цедек принял решение о приобретении участка земли и строительства на нем большого дома, включающего в себя также и йешиву. Из уважения к Ребе градоначальник бесплатно выдал ему из собственного леса все необходимое для строительства. 
Ребе хотел устроить новоселье в праздник Швуэс, однако ребецн пожелала, чтобы роды происходили в новом доме, и, когда начались схватки, отправилась туда. Когда ребе Цемах-Цедеку сообщили об этом, он поспешил в новый дом, зашел в комнату и стоял там, обратившись лицом к стене, все время родов.
И еще о ребе Маѓараше. В детстве-отрочестве он всерьез увлекался резьбой по дереву и в Любавичах было два «ритуальных» подсвечника его работы : трехцветный тринадцатиствольный, из 613 частей — его ставили в зале йешивы на Песах, и четырехствольный, с которым провожали Ребе до дома в ночь Симхас-Торы.

2 ияра 5702 года (19 апреля 1942 года) — Начато написание свитка Торы, посвященного встрече Мошиаха. 
В день праздника Симхат-Тора 5702 года Шестой Любавический Ребе, рабби Йосеф-Ицак, провозгласил написание свитка Торы, посвященного встрече Мошиаха. Было объявлено, что написание его начнется 20 числа месяца хешван 5702 года, однако по различным причинам начало написания свитка Торы было отложено, и ему было суждено состояться 2 ияра. 
Все затраты, связанные с написанием свитка Торы, финансировались с личного счета Ребе, а все благотворительные пожертвования, сделанные в пользу написания свитка Торы, Ребе перевел в кассу Центра по вопросам воспитания. 
Написание свитка Торы было начато в 5702 году (1942), однако его завершение затянулось на долгие годы - до 5730 года (1970).
Наверх>>

3 ияра приблизительно 3600-3700 года (I-II век до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Хони (Йоханана) ѓа-Меагеля.
В Талмуде в трактате Таанит рассказывается: «В один из годов месяц адар уже подходил к концу, а дождя не было уже три года. Обратились к рабби Хони (Йоханану). Он помолился, но дождь не пошел. Тогда он начертил на земле круг, стал внутрь его и сказал: «Владыка Мира! Твои дети обратились ко мне и я клянусь Твоим именем, что не сдвинусь с места, пока ты не сжалишься над своими детьми». Капнуло несколько капель. Рабби Хони сказал: «Владыка мира! Я прошу, чтобы дождь был сильнее». Пошел очень сильный ливень, грозивший перерасти в потоп, но рабби Хони сказал: «Владыка Мира, я просил дождь, который будет не гибелью мира, а благословением». И тогда пошел обычный дождь, а рабби Хони прозвали ѓа-Меагель («очерчивающий круг»)».
Йосиф Флавий рассказывает, что один из последних наследников Хашмонеев династии, Аристобул II, воювая с оспаривавшим его права на престол братом Гирканом II, осадил Храмовую гору. Осажденные сторонники Гиркана обратились к рабби Хони, который находился тогда в Храме, с просьбой проклясть ненавистного им Аристобула, однако рабби Хони отказался проклинать Аристобула, а попросил Всевышнего не принимать молитвы обеих враждующих сторон. Разгневанные сторонники Гиркана забили рабби Хони камнями.
Внуки рабби Хони — Абба Хилкия и Ханаан ѓа-Нехба — также пользовались народной любовью и были известны своей способностью вызывать дождь.

3 ияра 5703 года (8 мая 1943 года) — во время восстания в Варшавском гетто погиб один из руководителей восстания Мордехай Анилевич. С 1948 года этот день был провозглашен Днем памяти бойцов подпольных организаций и павших солдат.
4 ияра 4925 года (11 апреля 1165 года) — Спасение семьи Рамбама.
В 1165 году семья рабби Маймона покинула марокканский город Фес, и отправилась в Эрец-Исраэль. День отъезда из Феса отмечались потомками Маймона семейным постом, а день прибытия семьи в порт Акко стал праздником. Отдельным постом отмечался также день 4 ияра, когда судно, на котором они плыли, спаслось от бури. 

5 ияра 5708 года (14 мая 1948) — День провозглашения независимости Государства Израиль.

7 ияра 3425 года (335 год до н.э.) — Завершение строительства крепостных стен Иерусалима.
Спустя 88 лет после разрушения вавилонским царем Невухаднецаром (Навуходоносором) Иерусалимского Храма и самого города крепостные стены, окружавшие город были отстроены заново.

7 ияра 5379 года (21 апреля 1619 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира рабби Шломо-Эфраима бен Аѓарона Лунчица (Кли Якар).
Рабби Шломо-Эфраим (при рождении он получил имя Эфраим, но во время болезни, уже в возрасте 51 года он изменил свое имя, добавив к нему Шломо) известен нам по названию одного из своих трудов — «Кли якар» («Драгоценный сосуд»). Рабби Эфраим был учеником известного знатока Талмуда рабби Шломо бен Йехиэля Лурии (Маѓаршаль) и сперва возглавлял йешиву во Львове, а затем перебрался в Прагу, где вместе с рабби Йешайей Горовицем возглавил пражский городской суд (еврейский, естественно). Среди учеников рабби Эфраима выделялись выдающиеся раввины рабби Йом-Тов Липман Геллер и рабби Шабтай Горовиц (сын рабби Йешайи).
Рабби Эфраим был одним из самых выдающихся проповедников (даршан) и славился своим риторическим искусством, увлекавшим аудиторию.

8 ияра 4856 года (3 мая 1096 года) — начало Первого Крестового похода, открывшего период гонений и религиозных преследований европейского еврейства

9 ияра 5594 года (18 мая 1834 года) — Введение сына Ребе Цемах-Цедека Шмуэля (будущий четвертый Любавический Ребе, рабби Маѓараш) в союз Авраама-авину. 
Во время трапезы, устроенной в честь обрезания, Йеѓуда-Лейб, один из сыновей ребе Цемах-Цедека, спросил отца, в честь кого назвали брата. - Кажется, ни у кого в нашей семье нет подобного имени, - сказал он и добавил, - может быть, в честь пророка Шмуэля? 
Ребе Цемах Цедек ответил: «Он назван в честь автора книги «Шеев маим» из Полоцка, которого звали Шмуэль, поскольку мудрец преимущественнее пророка».

10 ияра приблизительно 2600-2700 года (891 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) первосвященника Эли. Ковчег Завета попал в плен к филистимлянам.
Эли жил в т.н. эпоху Судей, возглавлявших еврейский народ после ухода из этого мира Йеѓошуа бин-Нуна и сам был судьей. Кроме того он, потомок Аѓарона (точнее его сына Итамара) был коѓеном и на протяжении 40 лет занимал должность первосвященника.
Учеником Эли был Шмуэль, пророк и будущий глава Израиля, помазавший на царство сначала Шауля, а затем и Давида. К сожаленью сыновья Эли, Ховни и Пинхас оказались недостойными людьми и в один из дней Эли получил пророчество о том, что его сыновья умрут в один день, а в его роду никто не будет доживать до старости. Это пророчество сохранило свою силу и через тысячу лет — потомки Эли, мудрецы Талмуда раба Бар Нахмани и Абайе умерли достаточно молодыми; лишь Рава, сын рабби Бар Нахмани, сумел дожить до преклонного возраста. 
Сам Эли умер в один день со своими сыновьями. Тогда евреи, в сопровождении Ковчега Завета, отправились на битву с плиштим (филистимлянами) в Афеке. В ходе сражения плиштим захватили находившийся на поле боя ковчег и убили сопровождавших его Хофни и Пинхаса. Узнав об этом, 98-летний Эли упал с сиденья, сломал хребет и умер.
Потомки Эли (сыновья Ахитува Ахия и Ахимелех, сын Ахимелеха Эвьятар, сын Эвьятара Йеонатан) продолжали еще в течение столетия играть важную роль в общественной и политической жизни Эрец-Исраэль 

10 ияра 4863 года (20 апреля 1103 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) раби Ицхака бен Яакова Альфаси (Риф).
Рабби Ицхак Альфас, также известный как Риф считается крупнейшим законодательным авторитетом XI века
Родившийся в Алжире (Калат-Хамад близ Константины) рабби Ицхак поучился некоторое время в Кайруане, а затем переселился в марокканский Фес (отсюда его прозвище Альфаси — «Из Феса»). В возрасте 75 лет из-за доноса врагов он был вынужден бежать в Испанию, где и оставался до самой смерти. Среди его учеников были рабби Йосеф ибн Мигаш и рабби Йехуда ѓа-Леви. 
Рабби Йосеф Каро, создавая свой знаменитый кодекс «Шулхан Арух» опирался на мнения трех мудрецов, одним из которых был рабби Риф (два других — Рамбам (рабейну Моше бен Маймон) и Рош (рабейну Ашер)).
Комментарии: Еврейский календарь
Нет добавленных комментариев