Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Наши даты

Пятница, 08. Сентябрь, 2017 - 6:03

895a710b6f1121c74d40b885d3b18be7.jpg

20 элула 5766 года (сентября 2006 года) — В Одессе начато написание нового свитка Торы.
В этот день в синагоге на улице Осипова, 21 в присутствии сотен людей началось написание нового свитка Торы. Честь написания первой буквы была предоставлена предпринимателю и другу общины г-ну Маноаху Голану, который и выделил средства на написание этого свитка.

 

21 элула 5524 года (18 сентября 1764 года) – Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йонатана Айбешица из Праги.
Рабби Йонатан бен Натан Ната Айбешиц (иногда встречается написание его фамилии как Айбенщюц, Эйбеншюц и Эйбшюц) родился в 1690 в Кракове, в семье потомков известного раввина Натан Нета Шапиро (среди его потомков рабби Пинхас из Кореца (см. 10 элула)) и учился в йешивах Польши, Вены и Моравии. После этого рабби Йонатан руководил йешивой в Праге, был главой пражского суда и раввином французского города Мец, а также раввином «Трех общин» — городов Альтоны, Гамбурга и Вандсбека.
Рабби Йонатан получил известность как каббалист и блестящий оратор-проповедник, а также как один из самых выдающихся талмудических ученых своего времени, многое сделавший для развития пилпула, одного из методов анализа текстов Талмуда. 
Рабби Йонатан ушел из этого мира в 1764 году. Похоронен он на знаменитом кладбище еврейского квартала Праги.

 

21 элула 5699 года (5 сентября 1939 года) — Рабби Йосеф-Ицхак перебирается из Отвоцка в Варшаву. 
1 сентября 1939 года вторжением немецких войск в Польшу началась Вторая мировая. После ее начала шестой Любавический ребе рабби Йосеф-Ицхак (ребе Раяц) решает оставить Польшу и вернуться в Ригу. 
21 элула (5 сентября) в 3 часа пополудни ребе Раяц оставил Отвоцк и направился в Варшаву. Оставляя город, куда он приехал четыре года назад, рабби Йосеф-Ицхак плакал. 
По дороге в Варшаву немцы накрыли их своим огнем. Все пассажиры, оставили машины, спрятавшись у края дороги, но ребе сказал своим домашним, что бояться нечего, «поскольку Отец сейчас работает за нас». 
Когда они прибыли в Варшаву, выяснилось, что из-за войны невозможно выехать в Латвию. Ребе пробыл в Варшаве до 2 тевета (14 декабря), когда буквально чудом ему удалось вырваться в Ригу.
 
21 элула 5700 года (24 сентября 1940 года) – Торжественное открытие рабби Йосефом-Ицхаком центра движения Хабад в США.
По такому поводу, как и полагается у хасидов был устроен фарбренген. Штаб квартирой движения стал дом «Севен севенти» — здание под номером 770 на бруклинской улице Истерн-парквэй.

 

22 элула 5177 года (3 сентября 1417 года) – Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Яакова Молино (сокращенно Маариль), прозванного «отцом ашкеназских обычаев».
Рабби Яаков, родившийся в 1365 году был лучшим учеником рабби Меира из Вены и считается крупнейшим законодательным (ѓалахическим) авторитетом всего европейского (ашкеназского) еврейства той поры. 
К этому времени у раввинов появились две «научные школы» — ашкеназская и сефардская (немецкая и испанская) — использовавшие разные методики для принятия законодательных решений. Обе методики основывались на традициях полученных по цепочке поколений, и рабби Маариль прославился как ревностный защитник и хранитель ашкеназских традиций, включая даже самые незначительные обычаи, например, такие как мелодии праздничных молитв. 

 

23 элула 1656 года (2105 год до н.э.) — Голубь приносит в клюве оливковую ветвь.  
На 301-й день Вселенского Потопа Ноах во второй раз отправляет голубя на разведку. На этот раз голубь летал целый день и лишь под вечер вернулся с оливковой веточкой в клюве. Из этого Ноах понял, что вода пошла на убыль, кое-какая растительность уже возвышается над водой, так что скоро можно будет завершать плавание.

 

23 элула 5697 года (30 августа 1937 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Меира-Шломо Яновского.
Рабби Меир-Шломо Яновский — отец ребецн Ханы и дедушка нашего Ребе, известный мудрец, знаток Торы и хасидизма. Его дедушка мудрец и праведник рабби Авраам-Давид Лавут, автор книги «Шаар ѓа-колель» был раввином города Николаева и после его ухода из этого мире рабби Меир-Шломо получил предложение занять этот пост.

 

24 элула 5693 года (15 сентября 1933 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Исраэля-Меира ѓа-Коѓена Пупко (Хафец Хаим). 
Рабби Исраэль-Меир из польского местечка Радин был одним из лидеров предвоенного еврейства Европы. О его скромности и порядочности рассказывали легенды, которые впрочем, были чистой правдой. Его перу принадлежит множество трудов (например «Махане Исраэль» («Стан Израиля») — руководство по соблюдению предписаний Галахи для солдат-евреев в царской армии), но самые известные из них — «Мишня брура» — кодекс еврейских законов, который часто публикуют вместе с «Шулхан арухом» и «Хафец хаим» («Жаждущий жизни») — книга о вреде злословия. Иллюстрируя вред сплетен и злословия, рабби Исраэль-Меир приводит пример — человек, поедающий свинину, нарушает одну заповедь, а распускающий сплетни — 31. Разница налицо, впрочем, от поедания свинины тоже стоит воздержаться (чтобы не нарушить 32 заповеди). А название книги, как часто случалось в еврейских кругах, стало именем собственным ее автора.

 

25 элула до сотворения мира (3761 год до н.э.) — Первый день Творения.
Вообще-то это абстрактное 25 число. На тот момент никакого элула не было (то есть был, но чисто теоретически, в замыслах Всевышнего) Однако, поскольку летоисчисление начинается с 1 числа месяца тишрей, и этот день был шестым днем Творения, то можно рискнуть присвоить первому дню соответствующий день месяца. 
В этот день была сотворена реальность, время, материя, свет и тьма. Не так уж мало для первого дня…
 
25 элула 3426 года (335 год до н.э.) — Отстроены стены Иерусалима. 
Крепостные стены, окружавшие город лежали в руинах 88 лет, с момента разрушения Иерусалима и Первого Храма вавилонянами. Их восстановление было дело рук Нехемьи — одного из лидеров вернувшихся из вавилонского изгнания евреев. Нехемья занимал важную и почетную должность при дворе персидского царя Артахшасты, однако добровольно вернулся в Эрец-Исраэль возрождать страну. Под его руководством стена, окружающая Иерусалим была отстроена менее чем за два месяца, всего за 52 дня (при том, что иерусалимцы работали через день, попеременно исполняя роли строителей и охранников, отбивавших набеги соседних народов)
 
25 элула 3862 года (27 августа 102 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Элазара бен Шимона.
Рабби Элазар бен Шимон был сыном величайшего каббалиста, рабби Шимона бар Йохая. Вместе с отцом рабби Элазар 13 лет скрывался от римлян в пещере, вместе с ним учил Тору и постигал тайны Каббалы. Рабби Шимон однажды сказал. что если положить на одну чашу весов всех мудрецов мира, а на вторую — его сына Элазара, то Элазар перевесит всех. Агада рассказывает, что Моисей (Моше) обладал пророческим даром, и ему было известно, что в далеком будущем, через тысячу лет, у великого мудреца по имени Шимон будет сын Элазар. И вот, одного из своих сыновей Моше назвал Элазаром, в честь еще не рожденного мудреца.

 

25 элулуа 5546 года (18 сентября 1786 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Ихиэля-Михла из Злочева.
Как часто случалось, отец Ихиэла-Михл, рабби Ицхак из Дрогобыча был ярым противником хасидизма (был, пока не встретился с рабби Баал Шем-Товом). Рабби Ихиэль-Михл был одним из преданных учеников основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това, а затем и Межеричского магида, и героем многих чудесных историй про него и его учителей. Ему принадлежит авторство известного нигуна, который так и называется «Реб Михл из Злочева». Сам реб Михл однажды сказал, что если человек, попавший в беду, будет петь эту песню, то он приложит все усилия, чтобы спасти его. Хотя, добавлял, реб Михл, это не отменяет обязанности просить о спасении Б га.
Среди учеников рабби Михла наибольшую известность получили рабби Авраѓам-Йеѓошуа Ѓешель из Апты (Аптер ребе, см. 5 нисана) и рабби Мордехай из Несвижа (см. 8 нисана).

 

25 элула 5505 года (22 сентября 1745 года) — Введение в союз Авраама-авину Шнеура-Залмана Шнеерсона.
Будущий основатель движения Хабад вошел в союз Авраама-авину (то есть был подвергнут обрезанию) на восьмой день, как и полагается по законам Торы. Тогда собственно он и получил свое имя — Шнеур-Залман.

Комментарии: Наши даты
Нет добавленных комментариев