Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Пятница, 05. Январь, 2018 - 5:18

IMG_20171020_110200.jpg

20 тевета 4965 года (13 декабря 1204 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Моше бен Маймона (Рамбама).

Рабби Моше бен Маймон, также известный под акронимом Рамбам (на Западе его чаще называют «Маймонид» — «сын Маймона») родился в 1135 году в испанской Кордове. Он происходил из знатной и известной семьи, потомков царя Давида и составителя Талмуда рабби Йеѓуды ѓа-Наси.

Первым его учителем был отец, рабби Маймон, глава раввинского суда Кордовы и один из величайших законодателей своего времени. Когда Моше было 13 лет его семье пришлось бежать из Кордовы — город захватили исламские-фанатики Альмохады и всем немусульманам грозила смерть. Семь лет семья скиталась по Испании и наконец осела в городе Фес (Марокко). За это время рабби Моше успел написать несколько трудов — комментарии к Талмуду, трактат о еврейском календаре и т.д, но в 1165 году они покинули Фес, также принадлежавший Альмохадам, отправившись в Эрец-Исраэль, День отъезда из Феса, а также день, когда судно, на котором они плыли, спаслось от бури, отмечались потомками Маймона семейным постом, а день прибытия семьи в порт Акко стал праздником. Семья Маймонида совершила поездку по Эрец-Исраэль, а затем отбыла в Египет, где поселилась в Фостате (Старый Каир).

Младший брат — Давид бен Маймон — занимался торговлей драгоценными камнями и благодаря этому рабби Моше мог выполнять обязанности главы общины и заниматься литературной деятельностью. Однако во время одной из поездок его корабль потерпел крушение и Давид утонул (евреи, живущие в Индии, уверяют, что не утонул, а спасся и возглавил общину в Кочине), оставив жену и двоих детей. Семья была разорена, и Рамбаму пришлось искать пропитание сразу для двух семей. Он стал врачом и в конце концов был назначен одним из личных врачей самого султана Салладина (Салах-ад-Дина). Именно в эти годы, несмотря на свою загруженность он написал книги «Мишне Тора» («Повторение Закона») и «Море невухим» («Наставник колеблющихся»). Также его перу принадлежит множество других книг, в частности «Сефер ѓа-мицвот» («Книга заповедей»), где он систематизировал все 613 заповедей — 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей.

До конца жизни рабби Моше продолжал трудиться в качестве придворного врача и главы еврейской общины, ведя обширную переписку с общинами разных стран. Рамбам умер, оплакиваемый во всех частях еврейского мира, а его останки были перевезены в Эрец-Исраэль, в Тверию и по сей день его могила остается объектом паломничества.

К 750-летию Рамбама в Израиле был основан кибуц Яд-Маймонид. 

 

20 тевета 5244 года (19 декабря 1483 года) — Выход в свет первого печатного издания Талмуда.

В этот день в итальянском городе Сончино, в типографии «Бней Сончино» стараниями типографов Исраэля-Натана Сончино и его сына Йеѓошуа-Шмуэля, увидел свет первый из печатных томов Талмуда — трактат «Брахот».

 

20 тевета 5641 года (22 декабря 1880 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби рабби Яакова бен Масуда Абу-Хациры.

Рабби Яаков радился в 1808 году в марокканском городе Таббасамт. Его появление на свет окутано легендами (по одной из них в момент рождения ребенка весь дом озарился ярким светом). Он с детства прославился редкими способностями (сам рабби Яаков говорил, что к нему являлся пророк Элияѓу (Илья-пророк)), посвящая все свое время изучению Торы и Каббалы, и пренебрегая сном и пищей. Уже в молодости он стал главой еврейских общин провинции Тафиллалт и много времени отдавал благотворительности. Многочисленные чудеса прославили его среди всех евреев Северной Африки, а благочестие, моральные качества и глубокая скромность создали вокруг него ореол святости — его называли «Б жественным каббалистом» и «искусным чудотворцем». 

Пять раз рабби Яаков намеревался отправиться в Эрец-Исраэль, однако каждый раз община противилась его отъезду и лишь на шестой раз это ему удалось. Однако, заболев в пути, он умер, не достигнув Эрец-Исраэль. Как и рождение, кончина рабби Яакова сопровождалась чудесными знамениями, и его могила в египетском Даманхуре, близ Александрии, стала местом паломничества. 

Одним из внуков рабби Яакова был рабби Исраэль, известный как Баба-Сали (по-арабски: «папа Исраэль») живший с 1951 года в Эрец-Исраэль, и также слывший чудотворцем. Его могила в городе Нетивот служит местом паломничества, размеры которого лишь немногим уступают традиционному паломничеству на могилы великих каббалистов и мудрецов Талмуда рабби Шимона бар-Йохая на горе Мерон в Галилее и рабби Меира Баал ѓа-Нес (Чудотворца) в Тверии.

 

21 тевета 2194 года (1567 год до н.э.) — День рождения Шимона бен Яакова. 

Шимон был вторым сыном нашего праотца Яакова и нашей праматери Леи и вторым в общем порядке рождения детей Яакова. Он родился 21 тевета (по другим мнениям 28 тевета) спустя 9 лет после прибытия Яакова в Харан.

Потомки Шимона составили одно из колен Израиля — колено Шимона и при разделе Эрец-Исраэль получили надел на юго-западе страны (пустыня Негев) рядом с коленом Иеѓуды. Они отличались вспыльчивым нравом, и чтобы они не собирались вместе в больших количествах, Всевышний предпринял «превентивные меры»: потомки Шимона стали бедняками или меламедами (учителями) и вынуждены были рассеяться по всей стране в поисках пропитания.

 

22 тевета 5256 года (10 января 1496 года) — Изгнание евреев из Португалии.

Всего четыре года назад евреи были изгнаны из Испании и многие из них нашли убежище в соседней стране. И вот новая беда — согласно королевскому декрету, все живущие в Португалии евреи, в течение года должны либо креститься, либо покинуть страну. Однако выполнили указ не все, и в течение следующих 350 лет печально известная инквизиция рыскала по территории Испании, Португалии и их колоний в поисках тайных евреев — марранов.

 

23 тевета 5665 года (31 декабря 1904 года) — Йорцайт (годовщина уходя из этого мира) рабби Леви-Ицхака из Сырятина.

Рабби Леви-Ицхак родился в Варшаве в семье Радзинского ребе. Его женой стала дочь рабби Хаима-Шнеура-Залмана (ребе Рахшаз) из Ляд — внучка третьего Любавического ребе Цемах-Цедека. Молодой муж переехал в Ляды, где начал заниматься с тестем, очень полюбившим своего ученика. В Польшу рабби Леви-Ицхак уже не возвращался и после смерти тестя переехал в местечко Сырятин. Здесь он возглавил хасидское движение и обрел множество последователей, но в конце жизни вернулся в родную Варшаву, где и ушел из жизни в 1904 году.

 

24 тевета 5573 года (9 января 1812 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шнеура-Залмана бен Боруха из Ляд (Алтер ребе).

Основатель движения Хабад Алтер ребе (также известен как Баал ѓа-Тания, по названию своего главного труда — книги «Тания») в 1812 году был вынужден бежать из Ляд в связи с началом наполеоновского нашествия. Спустя три месяца Алтер ребе и его спутники прибыли в деревню Пена Курской области.

Жители Пены (это была большая деревня, почти в 300 дворов, однако в связи с началом войны многие дома пустовали) дали питание и дрова всем прибывшим, но в суровых зимних условиях здоровье 68-летнего Алтер ребе пошатнулось и 24 тевета, на исходе субботы недельной главы «Шмот», рабби Шнеур-Залман покинул этот мир. 

Алтер ребе перевезли в город Гадяч, где находилось ближайшее еврейское кладбище. Кроме того, говорят, что Алтер ребе просил захоронить его именно в Гадяче, потому что тамошнее кладбище было местом погребения многих нистарим — тайных праведников-кабалистов.

 

24 тевета 5597 года (1 января 1837 года) — Землетрясение в Цфате. 

Это катастрофа опустошила северные районы Израиля. В Цфате погибло 4000 евреев, в Тверии — почти 1000. Многие из уцелевших, лишившись крова и заработка, перебрались в Хеврон, где десятью годами поселились хасиды второго Любавического ребе Мителер ребе и где имелась крепкая община.

 

25 тевета 3448 года (313 год до н.э.) — Посещение Иерусалима Александром Македонским.

В этот день произошла знаменитая встреча Шимона ѓа-Цадика (праведника Шимона) и македонского правителя Александра Великого.

Самаритяне, заклятые враги евреев, убедили Александра, что отказ евреев установить его изображение в Храме является попыткой бунта против власти и что Храм необходимо разрушить. Первосвященником (коѓен ѓа-гадоль) в те годы был Шимон ѓа-Цадик, последний из мужей Великого Собрания, один из тех людей, кто вместе с пророками Эзрой и Нехемией отстраивал Храм и возрождал еврейскую жизнь в Эрец-Исраэль.

Александр во главе войска двинулся на Иерусалим. Рабби Шимон в одеждах первосвященника, сопровождаемый делегацией видных сановников, отправился поприветствовать царя. Две группы двигались навстречу друг другу целую ночь и на рассвете встретились. Завидев первосвященника Александр соскочил с коня и склонился перед ним, пояснив окружающим, что перед боем ему часто являлся похожий человек.

Первосвященник провел царя в Храм и объяснил, что иудаизм запрещает установку в Храме каких-либо изображений, и предложил, как доказательство преданности и для прославления имени царя, называть всех мальчиков, которые родятся семьях иерусалимских священников в этом году — Александрами (с этого момента имя «Александр» стало традиционным еврейским именем).

 

25 тевета 5319 года (4 января 1559 года) — Первая публикация книги «Хавот ѓа-левавот».

«Хавот ѓа-левавот» («Обязанности сердца») — знаменитый трактат рабби Бахьи бен Йосефа ибн Пакуда (рабейну Бехайе). Книга была написана на арабском языке и называлась «Китаб ал-хидайя ила фараид ал-кулуб» («Книга наставлений об обязанностях сердца») и была переведена на иврит знаменитым переводчиком Йеѓудой ибн Тибоном, оказав значительное влияние на всю последующую литературу и поэзию. Ну и, конечно же, книга «Ховот ѓа-левавот» веками служила евреям практическим руководством в вопросах нравственного поведения.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев